РЕБУС-МЕТОД - очень легкое обучение чтению

автор
мама
Санкт-Петербург

Нашла в инете такую статью, хочу поделиться.

Ребус-метод
и его место в процессе обучения чтению

Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.

Всего два правила

"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА
пальма – ПА
мышка – МЫ
шишка – ШИ
кошка – КО
ложка – …

здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

… – ЛО
мячик – МЯ
чайник – ЧА
ветка – ВЕ
сетка – …
ручка – РУ
Жучка – …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля – КО
Оля – О
Маша – МА
Даша – ДА
Петя – ПЕ
Федя – ФЕ
Ира – И
Кира – КИ и т.п.

(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило маска – МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка – МА-…-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …
письма-рак-мишка-дама – …
облако-девочка-ящик-ложка – …
курица-курица-ручка-заяц – …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

[a url=http://video.mail.ru/mail/lew_sternberg/2/4.html]ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДА - длительность ролика 5 минут[/a]

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры – что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Очень может быть, данный ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора – это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, – то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию. Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ

маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-...
курица-чайник – ...
кактус-шарик –
санки-шарик –
ящик-маска –
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ

маска-шишка-наволочка
маска-листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-наволочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-душ-галстук
заяц-ножницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук-ложка-шишка
пальма-кепка-тыква
письма-жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

aист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама
...

В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.

Ударение

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово
МАШИНА.
Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:
МАШИНА МАШИНА
После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:
ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА
Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

Другой пример, два слова:
ПУГАЛО, ВОРОН
Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении
ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН
говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

— Бочка-роза-дама, — задаем мы устное задание ребенку.
— БО-РО-ДА, — решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА.
— Голубь-роза-дама, — продолжаем мы задание.
— ГО-РО-ДА, — расшифровывает ребенок, и не может понять слово во множественном числе.
— Повар-роза-дама.
— ПО-РО-ДА, — и опять не узнает, но не потому, что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

ИСТОЧНИК - "Издательство Штернберг"Сообщение было изменено модератором 04-05-2010 в 00:10

мама
Екатеринбург

Ого надо же как все придумали - додумали!!! опробуем, ведь у моего 3,4 г ребенка есть интерес к четнию и я уже заметила, что он по первому слогу или просто даже по набору букв говорит слова, спрашиваю как узнал, что на автобусе написано ВОДА. молчит - не может объяснить, может это и есть ???на неподсознательном уровне при МОЕМ прочтении каких- либо слов он запоминает слоги???(я люблю тоже выделять в слове первый слог, но не знала, что это и есть принцип учения чтению..)

папа
Уфа

Спасибо за статью!! Очень разумная идея!

просто посетитель
Екатеринбург

:clap: суперская статейка

мама
Екатеринбург

супер! очень интересно

хочу стать мамой
Уфа

Не понимаю, чего здесь суперского. Это даже не чтение, а просто ребусы, даже букв почти нету, только в самом конце. Так ребенка читать не научишь.

автор
мама
Санкт-Петербург

Научишь-научишь, еще как! У меня дочка-третьеклассница научила читать четырехлетнего братишку, буквально за неделю. Сейчас прошел месяц, а он спокойно читает буквами, причем довольно сложные тексты. А я в этом деле почти палец о палец не ударила.

хочу стать мамой
Уфа

ZlataKK

Это только потому, что сама идея просто списана с кубиков Зайцева. Штернберг наворовал у разных авторов разные элементы, и почему-то заявил о собственной методике. Чтение складами уже было, чтение картинками тоже уже было, и чтение целыми словами уже было - ничего нового!

автор
мама
Санкт-Петербург

zinaida_yarkaya

Ну, это вы просто от непонимания так говорите. Чтение складами и чтение картинками раньше еще никто не соединял. Насчет складов сам Штернберг ссылается на Зайцева и не скрывает, что позаимствовал эту идею. В методиках это разрешается. И еще Штернберг говорит про то, что в Японии слоговыми (складовыми) пиктограммами обучают детей испокон веков, и что японские дети именно поэтому не имеют проблем с обучением, не то что в России. Лично я обучила по этой методике своего сына, и премного этим довольна. Ну очень, просто оооочень замечательная игра! А если кому-то не нравится - ну и нечего говорить гадости про хорошую вещь.

мама
Екатеринбург

Да забавная статья, но я че то не соображу как это ребенку объяснить))
И еще может кто подскажет мне решение вот такой проблемы: у нас есть электронная азбука, доча знает все буквы, но когда видит букву в книжке. она не говорит допустим что А - это А, а говорит автобус, Б-баран и прочее.Как от ассоциации на слова, перейти чтоб буквы буквами назывались. Нам сейчас 2,9.

автор
мама
Санкт-Петербург

carlyla

Там, где официальный сайт этого ребус-метода (найди через гугли, задай в поиске "ребус-метод"), есть еще одна методика, называется "звуковой метод", бесплатно. Это просто кнопочки, на которые надо нажимать и они голосом произносят сразу склады. Там нет никаких ребусов, есть только буквы. Почти то же самое, что и электронная азбука, но отдельными буквами в азбуке ничего сложить не получается, а складами сразу получаются понятные слова. Удобно. И ребенку объяснять ничего не приходится, он сам всё понимает. В первой тетради этого звукового метода дано очень много слов, ребенок быстро запоминает, как буквы читаются, уже соединенные в склады. Можно еще ставить галочки возле прочитанных слов и возле соответствующих рисунков - очень удобно для проверки, понял ли ребенок слово. А во второй тетради этого звукового метода надо самостоятельно построить разные слова из данных кнопочек. Это труднее. И совсем трудное задание дано в таблице - там надо из множества кнопок выбирать нужные, чтобы получить слово. этот уровень для уже читающих деток. Эта игра очень хороша, можно даже совсем с маленькими заниматься, если они уже мышку держать умеют.

мама
Екатеринбург

вот так мы детей и приучаем к компу с младенчества)))))
а нет случайно детских ноутбуков с подобными функциями????

мама
Екатеринбург

zinaida_yarkaya
Не понимаю, чего здесь суперского. Это даже не чтение, а просто ребусы, даже букв почти нету, только в самом конце. Так ребенка читать не научишь.

вот тоже не поняла, чего в ней суперского. Имхо, только путает ребенка сильно.
Вот это меня особенно добило

ZlataKK
нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается!

:=-O: Видимо, ребенку никто не объяснял как нужно, потому и не может он буквы научиться соединять.

ZlataKK
У меня дочка-третьеклассница научила читать четырехлетнего братишку, буквально за неделю. Сейчас прошел месяц, а он спокойно читает буквами, причем довольно сложные тексты. А я в этом деле почти палец о палец не ударила.

Я тож особого внимания, можно сказать, не уделяла. Просто был у ребенка интерес научиться читать. Воспитатель посоветовала букварь Жуковой. Детей постарше они уже учат, а вот 4-хлеток пока только знакомят. Купили домой такой, раза 3-4 помучались, когда учились соединять буквы. Да и самое главное - не заставлять. Устал- значит устал, завтра еще раз. Ну и моя характер свой показывала надо сказать....Устала, я ей "Давай завтра", так нет надо сейчас, а не получается. Через некоторое время я плюнула. Итак не хотела ее учить читать рано, а тем более с капризами. Сама стала учиться дальше. Букварь забросила меньше чем наполовине, научилась сама. Теперь книжки уже почитывает ;) Никакой особой методики, а только одно желание ребенка сделало свое дело. И если ребенок не учится читать, то либо ему не объяснили просто-доступно-понятно, либо он просто не хочет еще. Дорастет и научится. Зачем лошадей вперед гнать???

мама
Екатеринбург

очень похоже на методику в читай и пой, но они позиционируют по зайцеву

Екатеринбург

ZlataKK
Научишь-научишь, еще как! У меня дочка-третьеклассница научила читать четырехлетнего братишку, буквально за неделю.

Я научила читать брата в 4 года, и что? За неделю. Обычным способом. Это не показатель.

ZlataKK
И еще Штернберг говорит про то, что в Японии слоговыми

Ну почему люди пытаются перенести методики обучения чтения японского, английского языка на русский? Согласитесь, что чтение на русском языке сильно отличается от того же английского и японского!

Таюнэ (TV)
Воспитатель посоветовала букварь Жуковой.

Я тоже всегда всем именно его рекомендовала, и сама с детьми занималась по этому букварю. Лучше учебника для обучения чтения на русском языке на нынешний момент просто нет. Жукова - логопед, и ее учебник составлен методически правильно и грамотно, детям в школе потом ничего разжевывать не нужно, а то начинается фонетический анализ слова и дети плавают, потому что учили их тому, что слог, да и тот не всегда верный, как СЕ - в слове СЕТКА.
А, главое, для чего изощрятья и составлять из 10 слов одно? Есть у логопедов подобные задания, говоришь первый слог, а ребенок придумывает слова с этим слогом еще, потом просишь придумать слова с определенным слогом в середине, конце слова. Аналогичная работа с 1 звуком. То же, но на карточке написано, а он картинки подбирает. Как вспомогательное средство - да, но как обучение чтению? Не понимаю.Сообщение было изменено пользователем 25-09-2010 в 10:24

хочу стать мамой
Уфа

Беру свои слова обратно. Отличная игра, напрасно я возражала. В детсаду попробовали - вся группа больше ничем заниматься не хотела, отолько этими ребусами. Только мы сначала напутали немного, не учли, что слова должны все начинаться с ударения. С опытом становится понятно, что это важно.

НЕШОКОЛАДКА

нет, это совсем не такие задания, как у логопедов. Эти задания лучше. Я тоже не понимала, пока сама не увидела на детях.

Тема закрыта
Причина:
";