Письмо в федеральную общественную палату по детсадам

автор
дедушка
Екатеринбург

В нем изложена история, причина катастрофы с детскими садами.

«15» ноября 2010г. № 301
«о федеральной программе
Ликвидации очереди
На детские сады»

Председателю комиссии по Образованию
Кузьминову Я.И.

Уважаемый Ярослав Иванович!

К Вам обращается Региональное Общественное движения «КЛАСС РОДИТЕЛЕЙ» г. Екатеринбурга, руководитель Ирина Щитова, с предложением провести внеочередное заседание комиссии по развитию образования Общественной палаты по вопросу состояния дошкольного образования в России.
Последнее время все чаще и чаще мы слышим и читаем об очень острой проблеме – проблеме получения места для ребенка в детский сад. И все пытаются решить эту проблему различными путями. Родители, впервые же дни рождения ребенка, отстаивая огромные очереди, записывают ребенка на очередь для получения путевки в детский сад, одновременно пытаются найти возможность ее получения на льготной основе и того лучше, делают попытки лично договориться с заведующими детских садов.
Проблема возникла в 90 годы, когда была разрешена приватизация в том числе и зданий детских садов. Как мы выяснили из «Аналитической записки» города, детских садов не хватало ВСЕГДА, но местная власть в соответствии с федеральными Указами, продала и перепрофилировала половину детских садов России. В Екатеринбурге из более 600 зданий детских садов более ста было продано, еще более 200 перепрофилировано под нужды города. Одно здание детского сада прикупил, как недавно выяснил суд на законных основаниях, мэр города за 8 мил. в 2004 году. Город решал проблемы с площадями для своих структур за счет детей. Закрытие продолжается и до наших дней. Закрыли 300 зданий, 15 лет ничего не строили, а за последние годы введено 10. И не смотря на спад рождаемости в два раза, почти половина детей России лишены конституционного права на «доступное и бесплатное» дошкольное образование. Весь этот рост обеспечения детсадами по отчетным данным, высосан из пальца, несовершенство учета позволяет загнать под дошкольное образование и группы кратковременного содержания на 2-4 часа в день и школы развития и «домашние детсады». Управления образованием городов всячески скрывают от народа катастрофическое состояние с детскими садами, очередь постоянно занижается, поэтому и не предоставляются списки очередников. Все эти электронные очереди, без предоставления списков очередников и предполагаемой даты получения места в детском саду – пустая трата денег.
Мощный удар по «доступному и бесплатному» дошкольному образованию произвел федеральный закон 122 в 2004 году. Этим законом, вопреки Конституции РФ, из закона «Об образовании» вычеркнут абзац, где говорилось, что государство «гарантирует» доступное и бесплатное дошкольное образование и действует только «в помощь семье»! И не смотря на решения Конституционного суда от 15 мая 2006 г. N 5-П, прокуратура, суды, начальники Управления образования (УО) городов, отказывают родителям в местах в детском саду. Примечателен тот факт, что часть этих судов, прокуратур, УО сидят в зданиях бывших детских садов, а их дети имеют первоочередное право на детские сады!
Теперь каждое УО само определяет, что такое дошкольное образование, так в Тюмени оценили дошкольное образование в 1600 руб. в год с 3 лет. В Екатеринбурге начальник УО города заявляет, что это 3 часа в день без обеда. «Государство вам ничего не должно»! В соответствии с этими установками и ведут работу по обеспечению дошкольным образованием. Закрывают ясли (15 чел.) и переоборудуют (выделяют финансирование) в группы подготовишек и кратковременного содержания (60 и более человек!) Разрабатывают «перспективные» планы «развития» по вводу 1-2 тыс. мест в год. при очереди в 20-30тыс.!
После подписания ФЗ 122 Президент, наконец задумался о детских садах и дал соответствующее Поручение Пр-2065 от 2005 года, и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. МФ-П44-6344, «обеспечить и учить». Об этом распоряжении мы узнали только через 5 лет, его усердно скрывали от народа. По этому поручению федеральное Правительство разработало соответствующий «Комплекс мер», и конечно без финансирования. По нему кое-где, в том числе и в Свердловской области, местные власти разработали Постановление 184 от 2007 года «Развития сети детских садов в 2007-2009 годах». До 2009 года и это постановление держалось в строгом секрете, как государственная тайна. А начальник Управления образования города нам твердил «Государство вам ничего не должно». Согласно постановлению № 184-ПП от 15.03.07 «О приросте сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области в 2007–2009 годах» в Свердловской области планировалось возврат 53 604 мест дошкольных учреждений, а также прирост 1012 мест за счет капремонта, при наличии зарегистрированной очереди в ДДУ в количестве 44 000 человек. На создание условий для развития сети детских дошкольных учреждений в 2008 году предполагалось выделить 170 604 000 рублей. При учете, что проектная стоимость строительства типового детского сада на 200–300 мест составляет более 100-150 мил. рублей! Это постановление 184 с треском провалено и ни кто за это не понес наказание.
Практически Поручение Президента и «Комплекс мер» выполняется только в Москве, где построено более 300 новых, современных зданий детских садов с плавательными бассейнами и компьютерными классами, Санкт Петербурге, и не полностью в Челябинске. А в большинстве муниципалитетов проигнорировали и никто за это не ответил!
В Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской федерации (2020), от 2008 г. записано: к 2012 году будет решена проблема обеспечения детей дошкольного возраста услугами дошкольного содержания и воспитания.
Концепция осталась на бумаге!
В письме из Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе от 02 сентября 2009 № А54-1/60-2877 отмечено:
« Главными критериями в оценке деятельности органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования являются сокращение очередности на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения и эффективность мер, обеспечивающих полную ликвидацию очереди к 2011-2012 годам.»
Критерии есть, контроля за исполнением нет!
Мы с радостью увидели проявление внимания Президента к детсадам на встрече со студентами томских вузов в феврале этого года, где он «промыли мозги» губернаторам – возвратите детсады! Но откликнулся только губернатор Свердловской области. Он инициировал разработку Программы ликвидации очереди на детские сады в своей области. Программа была разработана, и оценена в 26 млрд. руб. . Но когда дело дошло до принятия программы, осталось чуть более 19 млрд. руб., через месяц нам говорят уже о 17 млрд. руб.
Так губернатор Свердловской области на не давней встрече в Екатеринбурге отчитался перед Президентом, что очередь 50 тыс. и принята программа так же на 50 тыс. мест. На самом деле очередь уже 70 тыс. а принятая программа покроет только четверть потребности области в бесплатном и доступном дошкольном образовании.
Всего мест в наличии 170 тыс. Требуется, по расчету потребности до 2025года, по минимуму 305 тыс. Дефицит мест 135 тыс. мест. А общий план ввода 49 тыс. Из них 13,6 тыс. за счет «уплотнения», инициативы Губернатора по отмене федеральных санитарных норм 2003, 2010 года (СанПиН 2.4.1.2660-10) и переход на нормы 35 летней давности, 1975 года, по 25чел. в группе! Мы считаем это не допустимо и не может быть решением проблемы. Если же убрать «уплотнение» останется 36 тыс. Это ЧЕТВЕРТЬ от 135 тыс. МИНИМАЛЬНОЙ потребности области в детских садах.
Нужен постоянный контроль и проверка за этими программами, обеспечивают ли они ликвидацию очереди, подкреплены ли они финансированием, проверка их выполнения. Уже сейчас предполагается выполнение программы 2010 года в объеме 10 тыс. мест, при плане 13,6тыс.
Программа предусматривает долю софинансирования из областного бюджета не более 50%. А город строит 1-1,5 тыс. мест, то есть возможен рост до не более 2-3 тыс. мест. в год., при очереди в 30 тыс.!
Из этого следует, что Свердловская область не в состоянии в полном объеме финансировать программу ликвидации очереди на детские сады в три года, к 2013 году, как это было в Москве и других городах. Необходимо федеральное финансирование.
Еще один важный момент, необходимо именно возвращать детские сады, так как в плотной застройке города, нет мест для новых зданий. Необходимо по всей стране, как это сделано в Москве, закрепить землю под детскими садами для целевого использования только под детские сады! Необходим закон о возврате зданий детских садов. По Указам и законам федеральной власти проданы и перепрофилированы половина детских садов России, ей и решать проблему с детскими садами. В муниципалитетах и даже в области нет таких средств. А через 3 года надо уже будет строить здания школ, под «Нашу новую школу»! Уже раздаются голоса, что пора уже начинать строить школы!
Ирина Бокова, Генеральный Директор ЮНЕСКО:
"По оценкам одного из лауреатов Нобелевской премии по экономике, на один доллар, вложенный в программы раннего воспитания, приходится восемь долларов прибыли. Фактически, если говорить языком экономики, то инвестиции в воспитание детей младшего возраста дают более высокую прибыль, чем вложения в профессионально-техническое и даже университетское образование. Вопрос, который на самом деле должны задать себе министры финансов, глядя на эти показатели, мог бы звучать так: а может ли их страна позволить себе не делать подобных вложений."
http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0210/021004.htm#_ednref54
В России спад рождаемости почти в два раза и обеспечение детскими садами, одна из существенных мер повышения рождаемости. Рождение ребенка, вынужденный уход матери с работы, отбрасывает семью за черту бедности.
По всей стране поднимется движение за исполнение государством конституционных прав граждан на «доступное и бесплатное» дошкольное образование. Уже четвертый год пишем письма по катастрофе с детскими садами Президенту, под ними собрано более 10 тыс. подписей.
Одновременно 6 городов России 22 июня 2009 года, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень написали Президенту РФ письма с просьбой разобраться в сложившейся ситуации с дошкольным образованием, ответов по существу НЕТ!
Дошкольное образование по Конституции РФ доступно и бесплатно. Существующее положение с дефицитом мест в детсадах нарушает конституционные права детей на бесплатное дошкольное образование, матерей – конституционного права на труд, идет вразрез с декларируемой государством демографической политикой. Часть родителей чуть больше половины детей России, чьи дети посещают детские сады получают субсидии на дошкольное образование в размере 80% содержания ребенка и еще 20% компенсацию от своих затрат на содержание, а вторая половина детского населения полностью лишена такой субсидии?
Законопроектом № 308243-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…», детские сады переводятся в автономные от государства учреждения, которым спускается госзаказ. Всюду делается упор на частные детские сады. Следовательно, если государство не в состоянии обеспечить всех местами в муниципальном детском саду, тогда, в обеспечении конституционных прав граждан, пусть оплачивает частный детсад в размере фактической оплаты с оплатой и вступительного взноса, в сотни тысяч рублей.
Еще одна проблема - это кадры. Всем известно, что детские сады, в последнее время, нуждаются в кадрах. Не просто в сотрудниках, а в квалифицированных и специально обученных специалистах. Очень часто сейчас в детских садах работают обычные мамы, без специального образования и опыта работы. Они просто хотят, чтобы их ребенок ходил в детский сад, а через 3 года получить путевку не дожидаясь своей очереди. А в Японии для работы в детском саду надо иметь высшее образование. Сейчас при уплотнении из детских садов опытные и квалифицированные педагоги увольняются. Представьте себе, в одну группу будет ходить 25 – 30 человек, И воспитатель с ними 10,5 часов. Месяцами воспитатели в одиночку работают на группе, без подмены. О какой качественной подготовке к занятиям может идти речь? Всем детям нужен квалифицированный и индивидуальный подход. Если человек без образования и опыта, то он не знает возрастных психологических особенностей детей, не владеет различными педагогическими методами и приемами образовательного и коррекционного процесса. Сейчас еще и увеличивают количество детей в группах. В таких условиях теряется уровень результативности образовательного процесса. Программный материал усваивается не в полном объеме или хуже того не усваивается вообще. Что из таких детей получится? Какие будущие кадры? Все это зависит от зарплаты воспитателей. А зарплата от норматива финансирования на ребенка. Как мы видим в Москве норматив в разы больше нашего и там зарплата воспитателей в разы больше нашей. Почему? У нас разные Конституции? По уровню средней зарплаты нет такой разницы.
Мы знаем, что партия Единая Россия подключилась к решению данной проблемы:
«До 2013 года в большинстве регионов мы решим проблему нехватки мест в детских садах. Об этом в пятницу, 8 октября, заявила депутат Государственной Думы Екатерина Семенова, комментируя ER.RU новость о том, что родители из разных регионов объявили голодовку в защиту прав на детсад«Я общалась с этим общественным движением, это всероссийское движение родителей. Я предлагала им заняться делом и взять в работу какой-то конкретный сектор вместо того, чтобы устраивать какие-то публичные пикеты . Проблема решается многовариантно, и сегодня работа ведется во всех регионах страны. То, что Партия подключилась к этому процессу, подчеркивает не только актуальность, но и решаемость вопроса нехватки мест в детских садах. Все, за что беремся, мы исполняем. И я думаю, что до 2013 года мы в большинстве регионов решим эту проблему, а все остальные далеко продвинутся в решении проблемы дефицита мест».
Источник: http://edinros.er.ru/er/text.shtml?16/0885,100026
http://detivsad.ru/novosti/342#comment-845»
В ответ можно сказать следующее: Упор на частные детсады вразрез идет с пониманием доступности и бесплатности дошкольного образования. Никаких цифр не озвучено, ни сроков, ни финансирования, уже не говоря про очередь и число нуждающихся. Главные приоритеты без финансирования - пустой звук.
" И я думаю, что до 2013 года мы в большинстве регионов решим эту проблему, а все остальные далеко продвинутся в решении проблемы дефицита мест".
Источник:http://edinros.er.ru/er/text.shtml?16/0885,100026"
Считаем, что "Многовариантное" решение проблемы с детскими садами не должно стать альтернативой, что бы заменить и вытеснить муниципальные детсады на мини, домашними, семейными и группами кратковременного содержания детей.
По докладу Генерального Прокурора России в очереди на детские сады стоит более 1млн 700 малышей!!! http://genproc.gov.ru/news/news-12752/
А Государство в лице федеральной власти никак не хочет взять ответственность на себя, тем самым «отмахиваясь» от Конституции, в которой закреплено и гарантировано право на образовании в России. Эта проблема возникла не сегодня и существует не первый год, однако ее решение затянулось на многие года и когда будет окончательное решение – неизвестно. Все это наталкивает на мысль, что наши дети (дошкольники) не нужны государству сейчас, но Государство вспоминает о них, когда наступает период отдать долг государству(призыв в армию) Почему такое неравенство в правах и обязанностях, почему мы должны Государству, а оно нет?
Вы, как «голос народа», должны знать о 30-тысячной позорной очереди малышей в г. Екатеринбурге и стоны матерей, лишенных права на труд по вине нехватки мест в детских садах. Мы готовы Вам предоставить всю имеющуюся у нас информацию по вопросам дошкольного образования для решения данной проблемы в стране и разработке Федеральной программы «Ликвидации очереди в детские сады» до 2013года.
Мы очень рады, что член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Альтшулер Б.Л. уже заинтересовался проблемами дошкольного образования и очень надеемся, что именно плотное сотрудничество в данном вопросе приведет к положительному решению данной проблемы.
Мы просим Вас содействовать в решении следующих проблем:

  1. Продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком в полном объеме с 1,5 до 3-х лет;

  2. Разработать федеральную программы финансирования полной ликвидации очереди на детские сады в три года, 2011-2013г.г. Очередь возникла в результате политики государства в области образования, Федерации и решать эту проблему.

  3. Разработать законодательную базу для возврата проданных и перепрофилированных зданий детских садов. Разработать законы, противодействующие попыткам продажи и перепрофилирования зданий детских садов в будущем.

  4. Передать финансирование детских садов на федеральный уровень. Как показывают последние десять лет, местное самоуправление не в состоянии решить проблему ни по строительству и содержанию зданий, ни по организации образовательного процесса.

5.Разработать Федеральную Программу, направленную на выплату компенсации родителям, не получившим место в детском саду после 1,5 лет в размере фактической оплаты в частном детсаду с учетом оплаты и вступительного взноса, для каждого субъекта РФ.

  1. Разработать программы обучения детей в детском саду, обеспечивающих современные требования школы и вызовы времени. Разработать общедоступные развивающие и обучающие игровые компьютерные программы для дошкольного образования.

Руководитель РОД «КЛАСС РОДИТЕЛЕЙ» И.В. Щитова

Руководитель направления по дошкольному образованию О.В. Ярова

Руководитель по общественной работе: А.Т. Булатов

мама
Екатеринбург

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИССИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел./факс: (495) 221-83-63, факс: (495) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru
Уважаемая Ирина Викторовна!
Сообщаем, что Ваше обращение в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования получено и передано председателю Комиссии Я.И.Кузьминову.

С уважением,ответственный секретарь Комиссии Ю.В.Съедин

автор
дедушка
Екатеринбург

МОДУSS
Сообщаем, что Ваше обращение в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования получено и передано председателю Комиссии Я.И.Кузьминову.

Число, дата, номер есть? Хоть по штемпелю.

Тема закрыта
Причина:
";