Иностранные и российские усыновители

fdo
автор
мама
Екатеринбург

Пожалуйста, может кто-нибудь знает, как регулируются отношения между иностранными и российскими усыновителями, если они хотят усыновить одного ребенка? Имеют ли российские усыновители по закону приоритет? А если иностранцы начали уже усыновлять, то можно ли их "обогнать" или все, уже поздно? Заранее спасибо большое!

мама
Екатеринбург

Российские усновители однозначно имеют приоритет по закону. Но на деле часто ДР выгоднее отдать малыша инстранцам, т.к. за это можно кой-чего поиметь матерьяльного :(

fdo
автор
мама
Екатеринбург

lyolyka™
Но на деле часто ДР выгоднее отдать малыша инстранцам, т.к. за это можно кой-чего поиметь матерьяльного

А с этим можно как-то побороться или бесполезно? Просто вот думаю, как разговаривать в опеке, если возникнет такая тема. Не идет из головы мальчишка, завтра с мужем в опеку поедем, но боюсь, что его уже усыновляют иностранцы... В любом случае, спасибо за ответ!

Екатеринбург

Бодайтесь,вы имеете преимущество,независимо на какой стадии у иностранцев процесс....Как разговаривать-нажимаьть на то что по закону иеете право вы и всё...,были такие преценденты,девочки своего добивались...Удачи..

fdo
автор
мама
Екатеринбург

BellaDonna
большое Вам спасибо! Если есть хоть маленький шанс, поборемся!
Только не могу найти ссылку на закон, где сказано о приоритете российских усыновителей. Может, у кого-нибудь есть такая ссылка?

BellaDonna
были такие преценденты,девочки своего добивались

Если такие есть, напишите пожалуйста, как Вы этого добились! Можно в личку. Очень нужен любой опыт!

хочу стать мамой
Екатеринбург

Уголовное право
Преступления против семьи и несовершеннолетних. Учебное пособие //Allpravo.ru. - 2006.

>
3.2 Незаконное усыновление (удочерение) (статья 154 УК РФ)

Усыновление или удочерение представляет собой юридический акт, в силу которого между ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми.

Точное выполнение требований закона[1] при усыновлении, передаче под опеку (попечительство) или в приемную семью направлено на то, чтобы исключить случаи передачи детей лицам, которые по своим морально-нравственным качествам не могут надлежащим образом заниматься воспитанием.

Как верно отмечает В.К.Дуюнов[2], норма статьи 154 УК РФ носит бланкетный характер. Условия и порядок, обеспечивающие законность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируются, прежде всего, Семейным кодексом РФ.

Усыновление (удочерение) производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Таковыми могут быть совершеннолетние лица обоего пола при разнице в возрасте с усыновляемым ребенком, как правило, не менее 16 лет. Требуется согласие на усыновление (удочерение) опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, необходимо согласие родителей ребенка и самого усыновляемого, если он достиг возраста 10 лет, а при усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга. Усыновление братьев и сестер разными лицами по общему правилу не допускается. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно лишь в случаях, если нет варианта передачи этих детей на воспитание в семьи граждан РФ либо на усыновление родственникам детей.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Согласно ст.127 СК РФ, усыновителями не могут выступать лица:

а) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

г) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

е) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

  1. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Ими не могут быть:

а) лица, лишенные родительских прав;

б) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;

в) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

г) лица, ограниченные в родительских правах;

д) бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

е) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (ст.146 СК РФ).

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Он заключается между органом опеки и попечительства, который осуществляет подбор приемных родителей, и приемными родителями. В нем должны предусматриваться условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Круг лиц, которые не могут быть приемными родителями, практически тот же, что и обозначенный в ст.127 СК РФ.

О незаконности действий могут свидетельствовать нарушения установленных законом условий и порядка устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие интересы ребенка, его нормальное развитие и воспитание. Потерпевшими в случаях незаконного усыновления или передачи на воспитание в приемную семью могут быть несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18 лет; в случае установления опеки - малолетние, т.е. дети, не достигшие 14 лет, а в случае установления попечительства - несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.

Объективная сторона преступления выражается в совершении незаконных действий по усыновлению детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи. Объективная сторона может также заключаться в нарушениях условий усыновления – т.е., могут быть совершены действия, результатом которых станет то, что усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями могут стать, например, лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Для наличия объективной стороны необходимо, чтобы незаконное усыновление было совершено неоднократно, т.е. виновный не менее двух раз совершил какие-либо действия, указанное в ст. 154 УК РФ. При этом необязательно совершение дважды одинаковых действий, неоднократность будет и в случае совершения, например, сначала незаконного усыновления, а затем незаконной передачи подростка под опеку или в приемную семью. Неоднократность будет и тогда, когда лицо, судимое по ст. 154 УК РФ (при непогашенной и неснятой судимости), вновь совершило какое-либо действие, предусмотренное ст. 154 УК РФ. При совершении преступления из корыстных побуждений неоднократности не требуется. В случае единожды совершенных незаконных действий по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, без корыстных побуждений на виновного, согласно ст. 5.27 КоАП накладывается административный штраф в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Субъективная сторона преступления - прямой умысел, т.е. лицо понимает, что совершает усыновление, передачу несовершеннолетнего под опеку, попечительство, в приемную семью вопреки указанию закона, и желает совершить такие действия. При наличии корыстных побуждений для состава преступления достаточно, как отмечалось ранее, одного случая совершения указанных в законе действий. Под корыстными побуждениями понимается стремление виновного извлечь материальную выгоду.

Субъектами преступных действий, предусмотренных 154 статьей, являются лица, на которых возложены обязанности по оформлению официальных документов на усыновление. Это могут быть работники детских домов и интернатов, медицинских учреждений, органов образования и т.д.

В качестве санкций за незаконные действия (которые могут быть выражены в оформлении документов на детей, родители которых живы и не дали согласия на усыновление другими лицами; оформлении документов без надлежаще представленных усыновителями документов о возможности заниматься воспитанием детей (документы о состоянии здоровья, материальном благополучии, наличии жилья и т.д.; оформлении документов без согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста; оформлении документов на усыновление ребенка иностранными гражданами без надлежащей проверки о возможности усыновления ребенка на территории РФ его близкими родственниками или российскими гражданами) названы: штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев.

Уголовная ответственность по ст. 154 наступает в том случае, когда лицо нарушает нормы СК РФ, а также нормы других подзаконных актов, например Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации или Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием[3].

В последнее время (особенно на фоне громких уголовных дел по поводу жестокого обращения иностранных граждан с детьми, усыновленными в России и увезенными за рубеж) актуально рассмотрение правового регулирования щепетильных процессов принятия в семью в качестве члена семью маленьких граждан РФ. И здесь первостепенное значение имеет забота государства о безопасности российских детей. На практике же наблюдаются серьезные нарушения в процедурах усыновления детей особенно иностранными гражданами.

С целью усиления государственного контроля за усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001г. году был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[4]. Закон подтверждает приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами.

Итак, преимущество при усыновлении отдается гражданам РФ. И только в случаях, когда не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, допускается усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства. Громкие убийства малолетних граждан России приемными родителями из-за рубежа вызвали незамедлительную реакцию Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Пообещав очистить российский рынок усыновления от иностранцев и их посредников, органы на местах отреагировали незамедлительно. Доказательство тому – громкий процесс по «сиротскому делу», прошедший во Владивостоке. На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской детской больницы. Оба они обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США.

В итоге, Ленинским районным судом г. Владивостока вынесен обвинительный приговор по уголовному делу о незаконном удочерении:

«Ленинский районный суд г. Владивостока полностью согласился с мнением государственного обвинения и признал виновной бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации города Владивостока Любовь Викторовну Задоя в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив её к штрафу в размере ста тысяч рублей.

Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 города Владивостока Елена Викторовна Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьёй 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), частью первой статьи 327 УК РФ (подделка официального документа), частью первой статьи 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), за указанные преступления ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком в один год, штрафа в размере 120 тысяч рублей и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удочерением детей, сроком на два года.

Судебным следствием установлено, что весной 2005 года обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н., 2004 года, гражданами Соединённых Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырём российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать её на воспитание»[5].

Очевидно, что такого рода преступления нередко бывают связаны со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями, подделкой документов.

хочу стать мамой
Екатеринбург

Генпрокуратура наказала министру обеспечить приоритет россиян при усыновлении
24 июня 2005 г.

Заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский внес министру образования и науки России Андрею Фурсенко представление об устранении нарушений закона, касающегося усыновления детей. Как сообщили информационному агентству РБК в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, представление было вынесено по итогам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой в 45 субъектах Российской Федерации. Эта проверка показала, что число усыновлений российских детей иностранцами во многих регионах России растет быстрее, чем число усыновлений россиянами.

Прокуроры установили многочисленные нарушения законов в деятельности различных органов, которые обязаны обеспечивать приоритет российского усыновления, но не делают этого. В частности, в нарушение статьи 122 Семейного кодекса России и правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных информация о детях, оставшихся без попечения родителей направляется несвоевременно.

По мнению прокуроров, усыновление российских детей иностранцам зачастую облегчает отдых за рубежом, организуемый для сирот. Установлено, что в Приморском, Красноярском краях, Свердловской, Владимирской, Ивановской, Пермской, Псковской и других областях наряду с экскурсионными турами организовывались поездки, основной целью которых являлось знакомство детей с потенциальными иностранными усыновителями. При этом российские дети без оформления каких-либо документов неделями проживали в семьях иностранцев, а потом ими же усыновлялись, что противоречит требованиям законодательства о международном усыновлении.

хочу стать мамой
Екатеринбург

Семейный Кодекс Российской Федерации
29 декабря 1995 года № 223-ФЗ

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

  1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
    Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

  2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

  3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
    Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
    Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

    Внимание! О государственном банке данных о детях см. Федеральный закон РФ № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и Постановление Правительства РФ № 217

  4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

хочу стать мамой
Екатеринбург

Комментарий к статье 154

 1. Комментируемая норма является новой для уголовного законодательства   

России. Она включена в УК в связи с тем, что в последние годы были выявлены
случаи злоупотреблений, подлогов и других антиобщественных действий в связи
с решением вопросов усыновления (удочерения) детей, установления над ними
опеки или попечительства.

  1. Диспозиция статьи 154 УК является бланкетной нормой. Для привлечения
    лица к уголовной ответственности необходимо установить, какие именно законы
    нарушены этим лицом. Представляется, что в данном случае имеются в виду нарушения:
    раздела VI "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" (ст.ст.
    121 - 155) Семейного кодекса Российской Федерации 1995 г., введенного в действие
    с 1 марта 1996 г.; постановления Правительства Российской Федерации об утверждении
    Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации,
    на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам от 15
    сентября 1995 г. N 917 (см. СЗ РФ, N 39, ст. 3768); Конвенции о правах ребенка,
    которая ратифицирована Россией 13 июня 1990 г. (см. Ведомости СССР, 1990,
    N 45, ст. 955).
  2. Хотя ст. 154 УК и не определила последствий предусмотренного в ней
    преступления, но в ней содержатся критерии отграничения этого преступления
    от административного правонарушения и дисциплинарного проступка. Такими критериями
    являются: 1) неоднократность нарушения закона и 2) нарушение закона из корыстных
    побуждений. Следовательно, при разрешении вопроса о возбуждении уголовного
    дела или при вынесении приговора должна идти речь не о существенности или
    несущественности нарушения закона в рассматриваемой области, а о наличии или
    отсутствии одного или одновременно двух из названных критериев.
  3. О неоднократности см. комментарий к ст.ст. 16 и 146 УК.
  4. О корыстных побуждениях см., например, комментарий к ст. 105 УК.
  5. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 154 УК, может
    быть совершено только умышленно: при неоднократности возможен косвенный умысел,
    при корыстных побуждениях - прямой умысел.
хочу стать мамой
Екатеринбург

Статья&nbsp154. Незаконное усыновление (удочерение).

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Можете этим припугнуть!

fdo
автор
мама
Екатеринбург

о, спасибо огромное!!!!!!!!!

fdo
автор
мама
Екатеринбург

звонила в ДР, там сказали, что документы уже передаются в суд. Но раз суда еще не было, то, если мы еще можем успеть? Юристы, помогите пожалуйста!

asa
мама
Екатеринбург

только идите в суд на этот процесс , вы уже сдали в опеку ваши документы?

fdo
автор
мама
Екатеринбург

нет не сдали, слишком долго думали :( Поедем в приемный день. asa, получается, что до суда надо все собрать и с документами о возможности усыновления идти на процесс?

мама
Екатеринбург

Процессы по усыновлению закрытые. И просто так на суд вас не пустят. Вам в опеке даже дату процесса никто не скажет. Если очень, очень понравился малыш и ваши документы на сегодняшний день уже готовы - то пишите заявление в опеку о своем желании усыновить малыша (ИНОСТРАНЦЫ УСЫНОВЛЯЮТ, ТО ВАМ ДРУГУЮ ФОРМУ ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ УЖЕ НЕ ДАДУТ). Заявление это отдайте под роспись, т.е. зарегистрируйте - дата, подпись, должность принявшего. Копии сделайте в прокуратуру района и главе администрации района, можно еще на имя уполномоченного по правам человека, все это в заяве пропишите (кому копии направили). Что бы в опеке знали, что не только они заяву вашу видят и произвола не сделали.

хочу стать мамой
Екатеринбург

Если документы отдали в суд - то у вас еще недели 2 есть, т.к. после суда ещё 10 дней есть, чтобы оспорить решение.

Боритесь. Удачи. А какой ДР?

asa
мама
Екатеринбург

я имела в виду что если бы доки были сданы, то могла бы идти речь и о судебном процессе, а так действительно, срочно сдавайте доки!!!! и напишите как у вас дела, может что нибудь все вместе и придумаем...

fdo
автор
мама
Екатеринбург

большое спасибо всем за ответы и поддержку!! Сегодня были в Кировской опеке, нас направили в Орджоникидзевскую по месту жительства. Собрали все, кроме медицины и нету акта обследования жилья. В нашей опеке приемный день - пятница, пойду договариваться, чтоб пришли посмотрели квартиру. Еще вопрос по анализам для кож-вен диспансера: можно ли кровь на ВИЧ, сифилис и гепатит сдать в коммерческой лаборатории и к ним уже с результатом прийти ? Или только у них можно сдавать? И посоветуйте, пожалуйста, клинику, где можно пройти всех остальных специалистов? Спасибо еще раз!

fdo
автор
мама
Екатеринбург

аниК
ИНОСТРАНЦЫ УСЫНОВЛЯЮТ, ТО ВАМ ДРУГУЮ ФОРМУ ПЕРЕДАЧИ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ УЖЕ НЕ ДАДУТ

а мы изначально и хотели усыновление! :)

мама
Екатеринбург

fdo

все же выбирают удобную для себя форму принятия ребенка в семью. А как забирают ведь не важно, лишь бы малыш дома был

мама
Екатеринбург

анализы мы сдавали в платной лаборатории. Ничего приняли их. Винеролога-дерматолога тоже платно проходили. В консилиуме можно пройти всех спец. все быстро вам сделают. Мы всех врачей за 2 дня прошли, каждый спец. 500 руб. И анализы можно там сдать. Только нарколога и психа нужно по мету жит-ва проходить

Консилиум - ул. Военная 22 т. 256-15-60, 297-03-33

fdo
автор
мама
Екатеринбург

всем спасибо!!!! Подписали уже согласие :)))))))))))))))))))))))

хочу стать мамой
Екатеринбург

Вы граждане совесть то поимейте, что иностранцы не люди что ли? Они значить сюда летели, потратились на авиабилеты и прочее, уже почти считают этого мальчика своим, а вы хотите у них из под носа его увести? Представте с вами бы так поступили? Что в детдомах детей не достаточно, сначали раздумывали, а как иностранцы нашлись, так вам сразу этот малыш позарез нужен стал? Другого найдете, еще лучше. А где этому малышу будет лучше еще не известно, у российских усыновителей, или иностранных.

хочу стать мамой
Екатеринбург

Вовка дома уже и нечего тут обсуждать, а вы Елена со своим мнением шли бы куда-нибудь в другой раздел. У иностранцев нашим деткам лучше будет, ага как бы не так... Вообще мрак!

хочу стать мамой
Екатеринбург

Елена
А где этому малышу будет лучше еще не известно, у российских усыновителей, или иностранных

Вот именно!!!!
Чё вы так за иностранцев переживаете? За россиян чего-то я тут заступников со стороны официальных лиц не вижу. Видите только корысть в соотечественниках, можно подумать там люди из другого теста.
Вышли бы сюда с нормальным ником, с регалиями своими, да пообщались с народом, коли вы представитель власти.
А то как-то из-под тишка, анонимно, да с наездами...
Вот ведь что возмущает: это же бюджетные сферы - это же мы, своими налогами кормим вот таких вот представителей власти, которым на нас же, россиян и наплевать...

Тема закрыта
Причина:
";