Издательство: "Прайм-Еврознак", 2005г.

Категория: психология вопитания

Эда Ле Шан – американский психолог и педагог. Ее книги из серии, кто и как кого сводит с ума («Когда дети сводят друг друга с ума», «Когда эти взрослые сводят вас с ума»), так хороши, что их хочется просто цитировать безо всяких комментариев. Они написаны доверительным тоном мудрой бабушки и дают массу ценных рекомендаций по психологическому воспитанию детей.

Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более сложного, более загадочного, чем человек. Мы ищем какого-то особого учителя, который скажет нам, как справиться с вспышками гнева, ищем ту страницу в книге, в которой будут даны рецепты, как избавиться от кусания ногтей, заикания, мокрой постели и сотен других моментов, которые сводят нас с ума. Когда мы сталкиваемся с подростками, которые выглядят неподдельно несчастными, изводящими себя и раздражающими нас, мы с жадностью хватаемся за самую нелепую - но замечательно простую - идею, считая, что, вышвырнув их из дома, мы решим наши острые проблемы. В страхе и отчаянии мы начинаем думать, что правы те, кто считает, что причина всех бед сегодняшних детей в том, что их мало лупили. В эру супертехнологий, когда все мы заворожены миром компьютеров, становится трудно смириться с фактом, что в воспитании детей нет абсолютов, нет легких ответов, нет методов, которые могут гарантировать успех во всех случаях.

Варианты возможных конфликтов между родителями и детьми раскручиваются именно с точки зрения психолога, анализирующего ситуацию на уровне глаз ребенка. Автор беспощадно разоблачает многие штампы в поведении родителей, когда взрослые дяди и тети, стремясь выглядеть лучше в глазах окружающих, пытаются сделать своих детей не яркими индивидуалистами, а приличными гражданами, с покорностью кукол подчиняющихся веревочкам, за которые их дергают.

Второй вид поведения, с которым мы не можем спокойно мириться, начинается тогда, когда наши дети отказываются делать то, что мы безотказно выполняли, когда были детьми. Они не хотят поцеловать тетушку Хэтти с бородавкой на носу, которую и мы боялись в детстве, однако не противились тому, что от нас требовали. Они не едят овощи, которыми мы давились, но ели, когда были детьми. Они спрашивают нас, почему нужно мыться каждый вечер - нам даже в голову не приходило задавать такой вопрос. Они хотят знать о противозачаточных средствах в том возрасте, когда нам даже еще и не объясняли, в чем разница между мужчиной и женщиной. Иногда мы сходим от них с ума, потому что завидуем тому, что у них нет комплексов, а объем информации гораздо больше того, какой был у нас в их годы.

К сожалению, очень мало на свете семей, воспитывающих своих детей в облаках любви и счастья. Потом эти дети вырастут и станут типичными «дембелями». Прислушайтесь к своему тону, когда выговариваете непослушному сыну: не ваш ли собственный папа-деспот грозит из вашего детства виртуальным кулаком, не его ли интонации успешно скопированы?

Большинство неврозов, которые мы приносим с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом подавления нормальных чувств в детстве во имя получения одобрения и любви. В глубине души мы чувствуем себя крайне порочными существами, не заслуживающими ничьей любви. Когда наши дети ведут себя в точности так же, как мы вели себя в их возрасте,- это сводит нас с ума.

Ребенок четко разделяет мир вокруг на любовь и ненависть. Он не умеет жить по-другому, он не знает – как еще. Психологи говорят, что сложнее всего работать с детьми после трех лет, они уже находятся под властью родительских представлений о «хорошо» и «плохо». Родителям, чьи дети сводят их с ума свом нытьем и капризами, стоит понять: нет человека, который в 20 лет не знал бы, что такое война и мир, фальшивая улыбка и искренняя, правда и ложь. Любой ребенок постепенно доберется до этих понятий. Но сейчас он знает только любовь и ненависть, черное и белое. Бесконечные капризы – это проверки, любят ли родители его по-прежнему или ненавидят за то, что он «такой плохой».

Наконец, дети сводят нас с ума, когда они хотят, чтобы о них заботились так, как о нас никогда не заботились. Это наиболее серьезный вариант сумасшествия. Родители, не испытавшие любви в детстве, какими бы хорошими они ни старались быть, приходят в ярость, когда ребенок молит о любви. Почти невозможно стать заботливым человеком тому, кто в детстве никогда не испытывал заботы.

Автор предостерегает от воспитания сквозь собственные комплексы:

Нет ничего проще, чем заставить родителей чувствовать себя виноватыми. Чувство вины - сила блокирующая: вместо того чтобы направить нас на эксперименты с новыми подходами, оно стремится парализовать нас; никто не помогает нам обрести уверенность в себе, в том, как избавиться от не покидающего тебя чувства своей неправоты.

И успокаивает в сомнениях:

Не все родители в равной мере склонны к физическим проявлениям любви и естественны в ее выражении. Многие отцы в особенности чувствуют себя неуютно, когда ребенок на глазах у всех проявляет свои чувства. Такому отцу больше нравится ходить с двухлетним сыном в воскресенье в парк или он чувствует себя счастливым, рассказывая ему сказки, чем когда сынишка обнимает и целует его.

Не надо пытаться скрывать от ребенка свои истинные чувства и забывать, что дети видят все. Если вы что-то скрываете, будьте уверены: ребенок об этом знает. Если в вашей семье не все хорошо, не думайте, что ребенок находится в своем отдельном мире, и вы надежно спрятали его от понимания ситуации в доме. Вы будете удивлены, поняв, что при возникших в доме проблемах, даже если они не обсуждаются бурно и напоказ, ваше чадо капризничает гораздо больше, чем раньше, придумывая самые нелепые поводы.

С точки зрения ребенка (а это происходит по большей части бессознательно), иногда лучше, когда родители кричат на него, чем когда просто его присутствие не замечают. Может быть, он так много ноет потому, что смертельно напуган: он слышит, как мама и папа ссорятся всю ночь, когда думают, что он уснул. А что, если они настолько потеряют рассудок, что бросят его? Кто будет о нем заботиться? Не его ли вина, что они настолько обезумели? Эти мысли мучают и пугают его, но у ребенка нет способа получить ответы на эти вопросы. Его тревога выражается в бесконечном нытье и просьбах. Даже шлепок или запрет на просмотр телевизора не огорчает его, потому что его заметили. А пока возбуждение усиливается, он может забыть реальные страхи. Беда в том, что, если никто не поможет ему получить ответы на вопросы, которые мучают малыша, нытье и хныканье становятся постоянной, устойчивой формой защиты против страхов. Когда есть подозрение, что складывается подобная модель поведения, мы должны поставить перед собой вопрос, что происходит со всей семьей. Дети обладают очень чувствительной радарной системой.

В книге очень подробно описаны виды конфликтов между родителями и детьми, вплоть до банального нытья, способного за час превратить хорошую маму в маму-монстра. Что такое родительские страхи, откуда они взялись, и почему возникают причудливые страхи у детей. Например: маленькая девочка боится спать в темноте. Когда мама ее спрашивает, чем же пугает темнота, она говорит: у меня СВОЯ темнота. Свой страх. Фантазия детей неистощима, они еще не успели заполнить ее социальным опытом, поэтому придумывают на каждом шагу.

Может быть, мы никогда не обретем вновь спокойствия былых времен, но мы должны сделать все для того, чтобы облегчить ребенку восприятие окружающего мира. Для этого необходимо убрать половину всех “развивающих” игрушек из кроватки и манежа. Пара погремушек, мягкая кукла, мячик — этого вполне достаточно для того, чтобы малыш спокойно играл. Для умственного и эмоционального развития младенца намного важнее, чтобы у него была возможность дрыгать ножками, протягивать ручки и вертеться, куда полезнее взять его на руки и поговорить с ним.

Рекомендую к прочтению всем мамам, переживающим очередной возрастной кризис у ребенка, уставшим считать эти кризисы и искать полезные советы, а иногда уже и нашаривать, чем бы хлопнуть непутевого ребенка по ближайшему мягкому месту.

Метки:
Этот материал был полезен?