издательство "Селена +", 1995 г.

 

Категория: психология воспитания

 

 

 

Не рычите на собаку!К сожалению, книгу Карен Прайор "Не рычите на собаку!" можно прочесть только с экрана, т.к. с 95-го года ее никто не переиздавал. Но если вы - человек-практик, любящий конкретные методики порабощения, укрощения и дрессировки, эта книга для вас. Ее выкладывают и на родительских сайтах, и в библиотеках клубов для владельцев домашней живности. Потому что Карен Прайор, ученый с мировым именем в двух областях - биология морских млекопитающих и поведенческая физиология, пишет о дрессировке всея живого. Ее советы помогают приручить мужа, соседа, любимого щенка, чужого ребенка... В книге мало теории и много практики и конкретных примеров, вдобавок, она небольшая по объему.

Итак, методика называется "обучение с подкреплением". Суть такова: чтобы достичь желаемого результата в какой-либо ситуации, нужно приручить героев ситуации, заставив их реагировать на определенные сигналы. Простейший пример: собака получает вознаграждение за выполненную команду. Она понимает, что порадовала хозяина, и сама в накладе не осталась, ее навык подкрепили приятной взяткой.

 

 

Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит, что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится. Конечно, если вы примените отрицательное подкрепление - "Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь" и т.д., замечания, которые вызывают раздражение, - вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить.

 

 

Простая манипуляция комплиментами, сказанными в нужный момент, позволит облегчить жизнь в рабочем пространстве или в отношениях со своим ребенком. Положа руку на сердце, надо признать: дети выслушивают гораздо больше отрицательных подкреплений, чем положительных. Когда ребенок всеми силами пытается сделать что-то хорошее, но у него плохо получается, за единственно верное действие он должен выслушать такую похвалу, чтобы десять неверных с визгом растаяли за горизонтом.

 

 

Как уже говорилось, подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Подкрепление - это информация. Оно говорит субъекту, что именно вам нравится. Когда субъект пытается обучиться, информационное содержание подкрепления становится важнее самого подкрепления. В тренировке спортсменов или при обучении танцоров именно восклицания инструктора "Да!" или "Хорошо!", отмечающие нужное движение, а не разбор тренировки или репетиции в раздевалке дают требующуюся информацию. Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом начинающего дрессировщика. Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: "Хорошая собака", собака уже снова стоит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает. Если у вас возникают трудности в дрессировке, первый вопрос, который надо себе задать, не запаздывает ли ваше подкрепление. Если вы при работе с животным вдруг застряли в самый разгар дела, то иногда полезно, чтоб кто-нибудь со стороны понаблюдал за запаздыванием подкреплений.

Мы всегда слишком запаздываем, подкрепляя друг друга. "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", - звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя. Отсрочка подкрепления может даже оказать вредное воздействие ("А что, разве я сейчас не выгляжу замечательно?"). Мы свято верим, что сила слов перекроет ошибки во времени подкрепления.

 

 

Методика обучения с подкреплением расписана очень четко, разбита на этапы. Много книг о воспитании или самосовершенствовании отражают эмпирический подход, много слов написано о любви и всепрощении, для гармоничного знания полезно выслушать и другую сторону, в данном случае - специалиста в области физиологии. Мы бы удивились, пронаблюдав со стороны, сколько положительных подкреплений получаем за день от простых вещей, вплоть до определенного положения любимого стула относительно окна. Некоторым достаточно прижать к себе любимого мишку, чтобы заснуть, другие подкрепляют чувство стабильности магическими символами (например, фэн-шуй).

Обучение с подкреплением

 

Можно выработать и условное отрицательное подкрепление, которое может быть очень полезным. Дети и многие животные часто моментально реагируют на резкое, громкое слово запрета, которое ничем не сопровождается. Возможно, оно является первичным или безусловным подкреплением. Но некоторые животные - особенно этим славятся кошки - игнорируют окрики и брань. Одна моя подруга совершенно безуспешно пыталась отучить свою кошку царапать кушетку, используя в качестве отрицательного подкрепления возглас "Нет!". Однажды в кухне она уронила большой латунный поднос, случайно упавший почти рядом с кошкой, и, когда раздался громкий грохот подноса, воскликнула: "Нет!". Кошка была страшно напугана, подпрыгнула вверх, подняв шерсть дыбом. В следующий раз, когда кошка начала драть кушетку, хозяйка крикнула: "Нет!", у кошки сделался испуганный вид, и она тотчас же перестала. Двух-трех повторений ставшего условным слова оказалось достаточно, чтобы навсегда прекратить это поведение.

 

 

Как и в любом деле, в методике Карен Прайор главное - вовремя остановиться, знать меру. Чтобы не перехвалить и не накопить в себе раздражение, неудовлетворение результатом. Занудный рекламный ролик не предлагает ничего, кроме назойливой натянутости, это и запомнит потребитель. Наш воспитуемый устанет купаться в лучах своей славы гораздо раньше, чем требует сознание победителя.

 

 

Последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании субъекта; вы должны быть уверены, что это хорошее, вознаграждаемое выполнение. А часто происходит так, что мы получаем три-четыре хороших ответа - собака прекрасно ищет и подает предмет, прыгун в воду впервые выполнил прыжок полтора оборота, певец правильно исполнил трудный пассаж - и мы так возбуждены, что хотим видеть или делать это снова и снова. И мы повторяем это или стараемся повторить, и очень скоро субъект устает, поведение ухудшается, неожиданно возникают ошибки, происходят коррекции и подбадривания, и урок идет насмарку. Наездники-любители поступают так всегда. Вот почему я терпеть не могу смотреть, как люди обучают своих лошадей прыгать; как часто они далеко заходят за черту, где следует остановиться, когда животное выполнило действие хорошо, и прежде, чем поведение не начало снова ухудшаться.

Будучи тренером вы должны, если это необходимо, заставлять себя останавливаться на хорошем ответе.

 

 

Импонирует чисто научный подход к делу, лишенный западного задора, частенько отвращающего от подобных книг. Мне было интересно прочитать о дельфинах: между прочим, воспитывать их не проще, чем детей. Все, чем владеет дрессировщик - это ведро с рыбой. Тем не менее, мощный интеллект дельфина был, грубо говоря, вытащен на поверхность с помощью обычного ведра.

 

 

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, называется стимулом. Некоторые стимулы способны вызывать реакции без какого-либо обучения или тренировки: мы вздрагиваем от громкого звука, моргаем от яркого света, нас тянет в кухню, когда до нас доносится аппетитный запах; животные поступают точно так же. Такие звуки, свет и запахи называются безусловными, или первичными, стимулами. Другие стимулы заучиваются благодаря ассоциации. Сами по себе они могут ничего не значить, но становятся выделяемыми сигналами для поведения: сигналы светофора заставляют нас стоять или идти, мы вскакиваем, чтобы снять трубку зазвонившего телефона, на шумной улице оборачиваемся, услышав свое имя и т.д., и т.д. Ежедневно мы отвечаем на множество выученных сигналов. Они называются условными, или вторичными, стимулами.

 

 

Интересно было бы поставить эксперимент: предложить мужу и жене весь день общаться только жестами, обращая внимание на сигналы, подаваемые собеседником. Особенно увлекательно выглядели бы ссоры, ведь слова являются основным оружием в них. Прислушиваясь к словам, собеседники пропускают множество сигналов, открывающих истинную подоплеку спора.

 

Когда имеешь дело с поведением, имеющим словесное выражение, то одной из проблем является наш необычайный пиетет к языку. Слова обладают почти магическими свойствами. В тех ситуациях, когда нас запугивают, надоедают просьбами или нытьем, и особенно во время семейных ссор, мы склонны обращать внимание на сказанные слова, а не на поведение. На фразу: "Но ты же обещал" следует ответ: "Нет, я не обещал" или: "Я знаю, но я должен завтра ехать в Чикаго, поэтому не могу сделать то, что сказал, как ты этого не понимаешь?" и т.д., и т.п. Мы должны отделять слова, которые говорятся, от поведения. Например, когда муж и жена ссорятся, действием является борьба. Предмет же ссоры часто является скрытым спектаклем. Вы можете оспаривать все на свете, можете произносить совершенно справедливые слова (врачам приходится выслушивать бесконечное количество вариаций на эту тему), но при этом все время в стороне остается само поведение - борьба.

 

 

Маленький ребенок - лучший учитель жизни, распутывая многочисленные знаки, подаваемые младенцем, можно понять устройство вселенной, не меньше. Пример использования сигналов с подкреплением: дети расшалились в машине, их невозможно успокоить. Никакая свобода не любит рамок, превращаем свару в обязанность: ну-ка, самый шумный, шумим по команде! 4-5 повторений вполне достаточно, чтобы шалунам надоело барагозить по свистку, и каждая следующая попытка будет выглядеть все жалостнее и тише.

 

 

Хорошо использовать подкрепление - это не значит без разбору расточать награды или никогда не говорить "нет". Такое неправильное представление о положительном подкреплении возникает довольно часто. Однажды, наблюдая за матерью, везущей по улице малыша в прогулочной коляске, я заметила, что всякий раз, как он начинал проявлять признаки беспокойства, мать останавливалась, вынимала мешочек со всякими вкусностями: виноградом, орехами - и совала малышу что-нибудь в рот, хотя он, видимо, не был голоден и иногда отпихивал ее руку. Стараясь поступать правильно, она добросовестно подкрепляла беспокойное поведение малыша. Она даже не проверяла, не является ли причиной беспокойства малыша непорядок в одежде или какой-либо другой дискомфорт.

 

 

Основная идея книги не оригинальна: как научиться управлять своей жизнью, замечая в людях и явлениях больше хорошего, чем плохого. Легко сказать, но легко ли сделать? - уверенности в своих силах после прочтения прибавится точно.

Метки:
Этот материал был полезен?