Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным.
...
"В классе моего сына есть хулиганская группировка, которая дразнит и высмеивает моего ребенка. Они обзываются на него нехорошими словами: "дурак", "тупица", "толстый" и так далее. Я считаю, что пока не надо вмешиваться. Мальчики должны сами разобраться", - так считала одна из мам, обратившихся в Центр "Взаимодействие" за психологической консультацией.
Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит группировка обнаглевших подростков или когда девочка имеет дело один на один с мальчиком в два раза сильнее ее. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют. Иначе вы рискуете, что вашего ребенка изуродуют не только психологически, но и физически. Здесь действует простой з акон физики. Дети - обидчики, как правило, намного превосходят своих жертв по физической силе.
Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе? Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями.
Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в защите и так далее.
Кроме того, дети могут способствовать насилию, как со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее.
Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным опытом и поддержкой.
Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы: подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи от учителя.
Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его школе и классе. Унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание ребенка расцениваются психологами как психологическое насилие.
Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье. Нужно больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха.
Если ваш ребенок обладает реальными физическими дефектами, важно, чтобы вы к этому спокойно относились. Дети прекрасно чувствуют состояние родителей и являются его индикаторами. В качестве примера можно привести две семьи: в одной девочка облысела в 6 лет, в другой мальчик и девочка облысели примерно в том же возрасте. В первой семье мать очень тревожная и гиперопекающая в течение семи лет таскала дочь по разным врачам, заставила ее сменить школу, потому что там девочку обзывали и высмеивали. В новой школе ситуация повторилась. У девочки - подростка сложился комплекс неполноценности. Она носит парик и скрывает проблему от одноклассников, вызывая тем самым к себе всеобщий интерес.
В другой семье мать быстро убедилась, что лечение у врачей не принесло ее детям ощутимых результатов, и оставила дальнейшие попытки, перестав при этом заострять внимание на этой проблеме. Если говорить более точно, она совершенно спокойно к этому относилась. В результате ее сын и дочь оба коротко стриженные, причем у девочки нет даже бровей, чувствуют себя прекрасно и в школе все давно привыкли к их виду.
Эти два случая иллюстрируют также степень детского интереса и любопытства ко всему необычному, их потребность все изучать и исследовать, узнавать истину. По этой причине девочке из одной семьи задавали разные нетактичные вопросы, а брату с сестрой из другой семьи вопросы быстро перестали задавать, так как тема была исчерпана.
Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, что вы считаете его привлекательным. В силу своего эгоцентризма дети приписывают ошибки взрослых самим себе: "Если врачи так долго не могут меня вылечить, значит это я такой плохой", "Если отец пришел с работы и не поздоровался со мной, значит во мне что-то не так, я в чем-то провинился".
Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить.
Если вы решили разобраться с обидчиками, то вам необходимо не только серьезно с ними поговорить, но и выяснить ситуацию в их семьях. Обидчиками, как правило, становятся дети, которые хронически подвергаются насилию и пренебрежению либо со стороны группы сверстников, либо со стороны взрослых.
Так, ко мне на консультацию пришла мать вся в слезах: "Мой сын стал очень агрессивным, дерется в школе, хамит учителям, бьет брата. Я знаю причину - раньше я постоянно наказывала его ремнем, мне казалось, что так правильно его воспитывать. Теперь я боюсь, что из него вырастет преступник".
Действительно, если ничего не делать в этой ситуации, то из таких детей вырастают потом преступники. Здесь, как и в других случаях, когда дети становятся жертвами или обидчиками необходима серьезная работа психолога со всей семьей.
Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой обидчиком. Обычно, обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией.
Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация "изгоя в классе" складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.
Мартынова Ольга Сергеевна
Была я как то в классе 4.Я считалась как тихая, скромная, никому не перечащая девочка.Я ужасно себя ненавидела из-за этого характера потому-что со мной мало кто общался или из-за того что родители мне говорили что с таким покладистым характером в этой жестокой жизни не выжить.Причин была масса.Попеременно общаясь то с одним то с другим, хотя сделаться его другом я наткнулась на неё...Юля Красовская средней популярности девочка в классе, общительная и немного настырная но с первого раза ты не выглядишь "настоящего" человека.Общаясь с ней стало мне становилось понятно что ласковый и пушистый котёнок оказался монстром во плоти.Чувствовалось что мы дружим с ней не наравных я была "нижней частью" но я почему-то была довольна и такой позицией.Была дружба "дурнушки" и "красавицы" как считала она.Через какое-то время отчётливо виднелось что она ведёт себя дома не так как в школе.Она выпендривалась перед знакомыми, полизывалась к самым популярным и совсем забила на свою подружку.Меня это выводило из себя.Самая большая сплетница мне говорила "почему ты с ней дружешь она ведь тебя использует" я пропускала это мимо ушей но понимала что чистая правда.Выводила Юлю на такие разговоры она скандалила "я зову тебя гулять ты не идёшь(я редко гуляла потому-что родители беспокоились за меня и находилось много других причин чем бездарно проводить время с ней на улице.Может просто я не хотела с ней гулять в "плохих компаниях" в которых она ходит),общаюсь с тобой вне школы.Тебе мало?"Я замолкла потому-что знала что с ней бесполезно спорить она всегда останется при своём мнении.Шло время ничего не менялось как подружки мы обменивалась секретами только мои были намного важнее её.Так случилось что мы с ней поссорились из-за её популярности а точнее то что связано со мной.В то время пока я была с ней в ссоре общалась с другой девочкой.Она дочка учительницы по физике но мы были в 5 классе и всё равно её не видели.Оля-игривая.иногда смешная,умная до жути при том не зануда и настырная.Мы с ней общались как хорошие знакомые.С помощью неё я нашла свою настоящюю подругу которую видела целых 5 лет!Оля общаясь с ней свела и меня.Алёна-самая скромная и тихая девочка в классе.Больше ничего я про неё и не знала из-за такого характера кроме того что она общалась с двумя девочками из класса которые считали её за игрушку.Потискают и бросят.Кто мог подумать что мы окажемся родственными душами!?Мы так были похожи.Общались на равных что больше всего мне и нравилось.
А в это время Юля очень долго и занудно уговаривала меня с ней помириться,я согласилась и потом пожалела.Посорившись с ней окончательно выдернув всё с корнем началось такое что врагу не пожелаешь!Просто напросто она начала поливать меня грязью!У меня в голове до сих пор в голове не укладывается как она посмела?!Все секреты которые я ей говорила она выбалтывала всему классу на уроках когда учителя выходили куда-то по делам.Главным был секрет в том что мне нравился мальчик из класса.Какое отвратительное ощущение у меня было когда она это говорила а ещё я сидела рядом с ним!Вместе с ним мы сидели уткнувшись в тетради сделав вид будто бы ничего не слышим.После этого он мне разонравился.Я не наезжала на неё,я просто боялась.Боялась просто её сильного характера который может подавить мой слабый.Не хотела обращаться к родителям думала станет ещё хуже.Я просто терпела ревя ночью в подушку.Она писала мне записки с содержанием "я всё,ты никто".Ко мне начали цепляться её подружки.Они просто сделали из меня изгоя.Она докатилась до такой наглости что начала оскорблять людей которые не могут что-то сказать в ответ а просто пошлют про себя.Но меня она стала "тероризировать" не с такой силой как раньше.Был это уже 7 класс.Юля скатилась ниже не куда.Она вообще забила на учёбу,плевала на учителей и классной вслед да и не только классной но и всем остальным,шлялась с компаниями "плохой" популярности и т.д.Хорошо запомнила такой случай.Шла себе спокойно от Алёны и тут на тебе!Идёт Юля,сплетница(Алина) и девка из параллельного.Думаю "влипла по самые уши!"Начали ко мне приставать "ты чё,да я"и всё в таком духе.Чувствую что от них таранит спиртным(было начало весенних каникул, буквально первый день.Они оправдались что праздники).Начали мне предлагать с ними всё это сделать(я прекрасно понимала что они издеваются).Я от них очень долго отбивалась.Они меня спрашивали почему я не хочу иметь с ними дело,я им объяснила давно перемусоленную причину "я несобираюсь общаться с людьми которые унижают меня и моих друзей".Они говорят "давай ты погуляй с нами и мы тебя не будем трогать с Алёной".Я говорю "я не собираюсь с вами близко общаться даже ради такой цели!".Внутри себя я была просто взбешена.Они допроводили меня до подъезда и не пускали домой!Они просто удерживади дверь.Думала про себя "были бы деньги на телефоне или работал домофон...."Еле прорвалась домой.Маме ничего не сказала.Мы с подругой незнали что делать.Как усмирить её?!Была главная проблема у меня.Остальные люди в классе не воспринимали эту проблему в серьёз и даже не собирались делать попыток усмирить её.
Решение проблемы началось с Юлиного обычного дела.По аське она ни c того ни c сего написала Алёне сплошной мат.Алёна девочка чувствительная она не выносит такого обращения к ней.Да и накону умер её отец.Для неё был огромный стресс.Она просто тряслась от этого.У меня наверно лопнуло что-то в мозгу как бы это смешно не звучало.Меня это до жути взбесило.Алёна пришла ко мне домой мы решили надо что-то делать.Мы сели за аську.Когда я решила написать Юле записку от своего имени меня саму пробило в дрожь.Я написала ей собщение которое гласило о том что бы она не смела больше трогать меня и Алёну.С этого началась наша настоящая "война".Я решила рассказать маме.Она знала о тех записках и о том что мы поссорились но не знала об унижениях в классе.Я ей решила рассказать всё про аську.У мамы возникла такая идея которая у меня мелькала в голове и была не исполнима,самое главное я очень удивилась услышав её от неё "по русски говоря её надо отп*зд*ить".Очень бы хотелось только вот она через день придёт только со своей оравой в десяток человек и будет намнооого хуже.По аське я ей как-то ляпнула "у меня людей больше найдётся которые тебя ненавидят чем уважают" она говорит "так собирай своих людей и в 4 часа встречаемся у садика" я знаю чем это всё заканчивается и естественно не пошла.Потом Алёна нашла девку которая говорила что Юлю она как то на место поставила может и нам помочь.Я угрожала Юле этой девкой но она только ржала в аське.На следующий день как всегда у нас на уроке ушла учительница(!по физике!)Она опять начала вопить только на меня.Расказала всему классу о наших диалогах то что я угрожала её избить(у меня чуть челюсть не отпала от такой инф-ии),то что девка которая хотела нам помочь по аське по Юлиным словам наоборот от её слов встала на место.Алёна психанула и на весь класс на неё наорала чтоб она нас не доставала и заплакала от переизбытка чувств.Та сука даже не замолчала а наоборот завопила то что Алёна по аське смелая а сейчас забоялась.Я не смотрела на это спокойно и тоже орала на Юлю.Она взяла мою сумку и утащила в угол ожидая что я пойду за ней.Меня взял большой псих каких ещё не было.Я взяла её сумку понесла по направлению в коридор и вышвырнула её как можно дальше.На Юлином лице не было ни капли возмущения или удивления.Она лишь попросила подругу занести сумку.Впоследствии я узнала что у всех отпала челюсть когда я это сделала.Они просто не ожидали того что тихая и спокойная девочка может сделать такое.Затем я начала предъявлять Юле претензии чтобы она вообще никого не трогала.Она молчала и смотрела на меня пофигистическим взглядом.В это время её подруги начали на меня наезжать то что я оборзела.Я смотря на них выпучеными глазами думала про себя "это я оборзела?! На себя посмотрите!"Говоря всё это им у меня подкашивались ноги от страха "что мне за это будет?"Я ухватилась рукой за парту и заодно предъявляла им претензии.У меня просто подкосилась рука и дрожал голос от страха.Я одна наезжала на кучу людей с "авторитетом".Меня даже ни кто не хотел поддержать в этом, хотя все их ненавидели.Наверно они просто боялись.Несчастные трусы!Неужели они не понимают что целой оравой мы можем "задавить" их.Но всем было безразлично.Меня это очень огорчило.
После урока мы с Алёной просто сторонились их до перемены не совались в класс.Не хотелось видеть эти рожи!Ничего так и не решилось.Был конец учебного года так что я не сильно беспокоилась за себя и думала "перетерплю их".Ещё до этого она мне написала письмо по аське которое гласило о том что она меня изобьёт.Я знала что она может это сделать а точнее её подруги.Я показала это письмо маме потому-что незнала что делать.Папа твердил что нужно сделать ей ответный удар(в прямом смысле этого слова)он думал что все сразу забоятся первой пролитой крови.Я прекрасно понимала что нельзя.Мама предложила уже более обдуманное решение.Мы решили пойти к учителю,но сначала зайти к самой Юле.Пойдя к ней мы звонили долго в дверь я слышала шорохи но дверь никто не открывал.Какая дрянь! Нагадить может а за свои поступки отвечать не умеет!Пошли к классному руководителю её уже небыло на месте.Проходя мимо мы наткнулись на завуча по воспитательной работе.Ох как хорошо! Мы предъявли распечатку разговора о том что меня хотели избить.Все остальные учителя и она читала это с глазами в 5 копеек.Они рассказали что это первая жалоба от ученика.Глаза в 5 копеек стали у меня.Неужели на неё никто не жаловался?Юля такой авторитет которого все боятся?!Это просто поразило меня.От учительницы по физике я узнала что Юля докапывалась и до Оли.Её мама прижала Юлю к углу.Та замолкла и перестала даже упоминать о Оле.Учителя пообещали передать это дело школьному инспектору.
На следующий день мы с мамой пришли относить учебники (я уезжала в лагерь и мне надо было раньше отнести учебники)и заодно разобраться с Юлей.Когда мы пришли её не было.Якобы она заболела.Мама при всём классе начала разбираться с её подругами.Одна отнекивалась что с Юлю она вообще на дух не переносит (хотя она с ней тесно общалась,Юля к ней подлизывалась и как мартышка бегала за ней).Как я хотела в этот момент дать ей промежь шепелявых зубов.Другая девка смылась тут же как увидела маму.От мамы узнала что она выходя из класса встретила эту "беглянку"(Алину).Мама пригрозила ей чтобы она меня больше не трогала.Та даже не оправдываясь трусливо говорила "да,да,да" Но после двух уроков она подошла и пригрозила не только мне но и маме.Это какой надо быть наглости?! Позднее узнала что Алина спустилась вниз на выход предупредила Юлю о том что пришла моя мама.Она испугалась её и слиняла домой.Мне рассказывали что она не ходила в школу до конца года.Только пришла сдать книги.
Дальше я ничего не знала о сложившихся обстоятельствах уехав в лагерь.Лишь слышала слух что Юля расстеряла всю репутацию в школе из-за такого поступка (будто её друзья не знали её любимого дела).Надеюсь что так и стало чтобы этот беспредел не продолжался.
А теперь думайте что делать.
Через годика 3 узнает, как это классно!