Изд-во: У-Фактория, 2006 г.

 

Марсель Руфо - детский психиатр, участник программы создания подростковых больниц. Его книга «Братья и сестры, болезнь любви» посвящена, пожалуй, одной из самых актуальных семейных тем, отраженной в названии. Автор предлагает особый взгляд на проблемы взаимоотношений между братьями и сестрами: взгляд специфический и где-то даже суровый, лишенный сантиментов и реверансов. Надо признать, что родителям часто не хватает прививки здравого смысла, чтобы понять, какие, безо всякого сомнения, ужасные-ужасные неприятности (именно так их подают дети) преследуют младших детей и мешают жить старшим. Отношения между братьями и сестрами формируют будущее, от качества этих отношений зависит, как дети в дальнейшей жизни, будучи уже солидными людьми при социальной нише, станут общаться с теми, кто стоит на ступеньке выше или ниже. С начальниками, соседями, клиентами или собственными детьми.

Наиболее ярко ревность выражается, когда разница между детьми – два, три, четыре года, но она может проявляться и раньше. По утверждению известного психиатра Анри Валлона, ревность заявляет о себе уже с девятимесячного возраста, когда ребенок достигает самостоятельного психического статуса. Жан-Пьер Альмодавар, психолог, специализирующийся именно на изучении отношений между братьями и сестрами, считает, что если старший ребенок старше младшего менее чем на два года, то ревность оказывает на него организующее воздействие, потому что она помогает ему лучше дифференцироваться от других: есть я и есть ты, и мы – разные. Этот этап отмечает начало социальных отношений. Таким образом, ревность спасает ребенка от путаницы «я»/«другие».

Многих родителей обескураживает агрессивное поведение старшего ребенка по отношению к младшему – и, как следствие, к ним самим. Что делать, если рекомендованные психологами методы не срабатывают в сложных ситуациях, когда ребенок падает на пол по двадцать раз на дню или старается незаметно ущипнуть младшего брата по поводу и без. Как распутать сложную паутину психологических реакций, как найти ее начало и конец, как поделить эту странную штуку любовь между двумя, а то и тремя детьми. А ведь они такие разные…

Необходимо, чтобы родители избавились от расхожих определений: старший-де серьезный и прилежный, средний – и так и сяк, а младший – этакое хрупкое создание, который страдает и от старшего и от среднего. Я уверен, что любой ярлык, любая навязанная ребенку роль могут только мешать ему развиваться. Ярлыки, какими бы они не были, только сковывают развитие и часто «выдаются» в соответствии с тем опытом, который имели родители, живя со своими собственными братьями и сестрами.

Марсель Руфо предупреждает: братья и сестры постоянно находятся в состоянии войны. Войны физической, вербальной, личностной. Задача родителей – следить, чтобы соперничество было здоровым и происходило в духе спортивных соревнований, а не межгосударственной вражды.

Исследования отношений между родителями и детьми показывают, что большое количество привязанностей основывается на иллюзиях. Наиболее известная из них – это рефлекторная улыбка младенца, которую родители интерпретируют как знак общения. Таким образом, общаясь с растущим ребенком, они то и дело принимают желаемое за действительное.

Насчет рефлекторной улыбки можно и поспорить, особенно если вспомнить другое высказывание Руфо (из интервью), благодаря которому автор наверняка настроил против себя многочисленных сторонниц длительного ГВ, сравнив грудное вскармливание после семи месяцев с сексуальным насилием. Отнесем эти погрешности к издержкам профессии: анализировать поведение детей после года и старше у детского психиатра получается гораздо лучше.

Подростковый период – это чрезвычайно плодородное поле для всяческого рода депрессий. Около 40% подростков хоть однажды задумывались о самоубийстве и в связи с выбранной ими манерой рискованного поведения были близки к тому, чтобы от мысли о самоубийстве перейти к действиям. В этом возрасте дети испытывают большие трудности в учебе: их постоянно принуждают соответствовать родительским и учительским ожиданиям, а у самих подростков в это время сплошная чувственная и интеллектуальная революция. Безразличие же к душевным страданиям подростка со стороны других братьев и сестер, вероятно, может быть объяснено тем, что каждый из них может извлечь из подобной ситуации некую выгоду. Например, если один из детей в семье начинает мучиться школьными фобиями, то, поскольку родители сосредотачивают внимание только на нем, остальных детей они оставляют в покое, меньше интересуются, посещают ли те занятия и какие получают оценки. Конечно, в моральном плане эта «выгода» весьма сомнительна, но зато результаты приносит абсолютно ощутимые.

В книге подробно освещаются следующие темы: проблемы из-за так называемого преждевременного соперничества (это когда ребенок начинает чувствовать себя ущемленным, только-только поняв, что мама беременна), особенности отношений между разнополыми детьми, приемными братьями и сестрами, детьми от разных браков и детьми-инвалидами. Интересны истории, рассказанные маленькими пациентами психоаналитика. Многочисленные примеры повествуют о том, как дети переживают состояния любви/ненависти, почему они вдруг решают, что родители их больше не любят.

Любой новый и непонятный для детей феномен рождает всякие неверные интерпретации и объяснения, превращающиеся в доказательства. Рождение очередного ребенка, - а это никогда не проходит в семье спокойно, - представляет собой идеальное событие для возникновения всяческих подозрений.

Существует стойкий миф о том, будто единственный ребенок в семье по личностным качествам значительно отличается от сверстников, имеющих брата или сестру. На самом деле все зависит от воспитания, среды обитания и прочих тонкостей. И в многодетной семье могут вырасти дети, сидящие в скорлупе собственных амбиций, не умеющие делиться, не учитывающие чужих интересов; и единственный ребенок может стать человеком широкой души, если его воспитывали в духе взаимопонимания и любви.

Мне бы хотелось развеять установившееся представление, будто единственные дети в семье компенсируют отсутствие братьев и сестер, выдумывая себе воображаемого компаньона. Почти все дети, есть у них брат или сестра, нет ли, ходят они в детское учреждение или нет, года в три-четыре проходят эту стадию развития. Подобное поведение успокаивает их при открытии мира и при выстраивании собственной системы ценностей. Воображаемый друг позволяет безо всякого риска вербализовать все, что есть у них на сердце; он может все, что угодно, выслушать и про братьев и сестер!

При кажущемся изобилии литературы по психологии детства существует очень мало книг, освещающих проблемы больших семей, поэтому книгу Марселя Руфо можно назвать редким экземпляром, спасибо родному издательству У-Фактория. Советы профессионала настраивают на рабочий лад: как обычно, все зависит от желания родителей сделать свой маленький мир внутри семьи лучше.

Метки:
Этот материал был полезен?