изд-во: АСТ, Астрель, 2005 г. 

 

Об авторе из Интернета: «психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская — не только авторитетный ученый и автор нескольких книг по культуре материнства, но и мать семерых детей, каждого из которых она до двух лет кормила грудью».

Кроме того, Жанна Цареградская - основатель центра родительской культуры «Рожана». Среди завсегдатаев форумов бытует неоднозначное отношение к этому центру, пропагандирующему культ грудного вскармливания. Мол, Цареградская ведет себя как настоящий гуру, уводит невинных матерей в секту и т.д. Что бы там ни было, ее книга на данный момент – одна из немногих, передающих современный взгляд на проблемы, возникающие в периоды беременности и после рождения ребенка. Практически вся информация подкреплена научными фактами, личное мнение автора во всю ширь прорывается только в вопросах ГВ, но не до такой степени, чтобы превратить читательницу в слепую фанатку «Рожаны» на расстоянии. В конце концов, у каждой мамы своя голова, а хороших книг о «до и после» реально мало.

Книга «Ребенок от зачатия до года» является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию.

В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения происходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная (90%) сообщает об измененном восприятии запахов и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели беременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться измененное восприятие звуков, цветов, зрительных образов, а также изменение в тактильных ощущениях. Распространенным явлением беременности является возникновение различных пищевых желаний, которые могут быть чрезвычайно сильными. Известными явлениями беременности являются переменчивость настроений, сентиментальность, слезливость, сонливость и отупение. К малоизвестным психическим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий и занятий (например, вязание или вышивка, рисование и музицирование и т.д.), появление необычных мечтаний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

Авторский стиль суховат, учебник - и есть учебник, зато плотность информации очень высокая. Календарь внутриутробного развития ребенка, психология беременности (нервно-психическая, эмоциональная связь ребенка и мамы), подробнейшее описание каждого из родовых периодов, рекомендации ВОЗ по родовспоможению и ГВ. Что чувствует ребенок во время родов, как формируется его психика, календарь развития малыша до года.

Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Мас-лоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

И о том, как новорожденный ребенок воспринимает себя и большой мир.

Работа органов чувств плода теснейшим образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.

Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.

Многих мам волнует, почему они не чувствуют появления материнского инстинкта сразу после родов. У некоторых материнская зрелость наступает раньше, у других – позднее, наблюдения показывают, что иногда и двоих, даже троих детей недостаточно, чтобы полностью осознать свое материнство. Вот, как описывает автор этапы развития осознанного материнства с точки зрения перинатальной психологии:

1 этап, бессознательный. Этот этап женщина проходит в грудном и раннем возрасте в процессе правильного ухода и грудного вскармливания ее самой. Именно ее младенческие впечатления впоследствии послужат основой для неосознанного повторения того или иного поведения матери по отношению к новорожденному и грудному ребенку.

2 этап, подготовительный. Этот этап девочка и девушка проходят в процессе повседневных наблюдений за поведением других матерей в отношении новорожденных и грудных детей. Помимо пассивных наблюдений на подготовительном этапе девочка — девушка принимает участие в уходе, помогая старшим женщинам. Финалом подготовительного этапа является собственная беременность женщины и ожидание появления своего первого ребенка.

3 этап, непосредственного обучения. Начинается с рождением первого ребенка и первым прикладыванием новорожденного к груди в физиологические сроки. Этот этап продолжается в течение первых месяцев жизни младенца при обучении женщины более опытными матерями.

4 этап, накопления материнского опыта. Этот этап женщина проходит с момента приобретения опыта материнства, который формируется примерно к году, в процессе обмена опытом между матерями и рождения у нее двух последующих детей, до наступления 4-х родов.

5 этап, зрелое материнство. Этот этап наступает с момента рождения 4-го ребенка.

 

В стремлении автора книги всеми силами донести до читателей идею «назад – к природе» местами чувствуются перегибы, остается верить, что современные мамы не станут принимать эту информацию близко к сердцу. В календаре развития ребенка, весьма подробном и, кстати, вполне адекватном автор советует до года кормить ребенка только грудным молоком, прикармливая не более чем 1-3 раза в день. Кормящие мамы поневоле вздрогнут, отменив надежды на покой и сон, но, судя по некоторым темам форума, у многих до года именно такая ситуация, и ребенок при этом прекрасно себя чувствует.   

К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.

Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать нечувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта младенца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возникшие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.

Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограничении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ношении ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на формирование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».

В книге содержится огромное количество информации о пользе грудного вскармливания, отношение автора к прикорму тоже своеобразное, кое-что нужно фильтровать, но в целом ничего особо возмутительного я не нашла. Вывести идеальную систему питания ребенка до года не удавалось еще никому, ситуация остается прежней: прислушиваемся к своей интуиции и собираем компетентные мнения, важно помнить золотую истину: толстый ребенок – не равен здоровому ребенку. Слишком часто участковые врачи, рекомендуя тот или иной прикорм, делают акцент на прибавках веса, а вовсе не на общем состоянии ребенка, на его индивидуальных потребностях.

Перечислим основные задачи и принципы формирования нормального пищевого поведения ребенка:

  • Ребенок начинает знакомство с пищевыми продуктами в микродозах с момента проявления у него пищевого интереса, который появляется примерно в 5—7 месяцев и не нуждается ни в каких других продуктах, кроме тех, которые едят взрослые за общим столом.
     
  • Одной из важных задач развития на первом году жизни является приобретение ребенком навыков жевания и глотания твердой пищи, которые не даны нам свыше, а приобретены в результате обучения. Для такого обучения ребенку необходима не пюреобразная, а твердая пища. Кроме этого, в процессе жевания жесткой пищи, такой как сухарик, баранка, кусочек жесткого яблока, морковки и т.д., ребенок интенсивно массирует десны.
     
  • Очень важно, чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери, т.е. то же самое, что и она. Это важно потому, что материнское молоко помогает ребенку усваивать именно ту пищу, которую он ел вместе с матерью.
     
  • В сознании ребенка грудное вскармливание никак не связано с потреблением продуктов с общего стола. Для малыша это два независимых процесса, поэтому заменить грудное кормление прикормом невозможно — оно незаменимо. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и независимо от прикорма.
     
  • В период между 5 месяцами и 1,5 года ребенок знакомится со вкусовыми качествами всех продуктов, которые принято употреблять в его семье, и запоминает их. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления.

Нельзя упрекнуть автора и в чрезмерно критичном отношении к медицинским работникам, работающих в роддомах и детских поликлиниках, положа руку на сердце, ни один роддом все еще нельзя называть идеальным для родовспоможения по всем правилам, чтобы к беременным относились не только как к пациенткам больницы. Лично я назвала бы книгу Цареградской хорошим стартовым экземпляром для подарка будущей маме наряду с Сирзами, Глейдом Кертисом и Комаровским, но не наравне с ними – на ступеньку ниже из-за слишком напористой позиции автора в некоторых специфичных вопросах.

Метки:
Этот материал был полезен?