У книги «Шпаргалка для взрослых» исключительно верное название, это именно шпаргалка для педагогов, психологов и родителей, имеющих детей со следующими «диагнозами»: гиперактивность, агрессивность, тревожность и аутизм. Слово «диагноз» в кавычках, поскольку эти явления не лечат, их корректируют с помощью психологов и таких вот книжек.

Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Просвещенные мамы знают, что у детей бывают возрастные кризисы: в год, два, три… каждый кризис означает, что ребенок накопил достаточно опыта, чтобы выстроить какую-то модель поведения. Свою модель. Как уж может. Ребенок «вдруг» становится неуправляемым, он понимает - мама принадлежит не только ему и пытается всеми силами ее «вернуть». А с трех лет еще и осознает необходимость общения с внешним миром. Часто в этот период маме советуют: ничего не нужно делать, просто ждите, когда кризис закончится! Это ошибка. Дело в том, что так называемые «педагогические отклонения» закладываются в раннем возрасте, их необходимо четко отслеживать. Иначе та же  агрессивность закрепится, углубится и расширится на благодатном поприще. Невнимание к своим эмоциям (мама специально не обращает внимания или уходит) ребенок может расценить как равнодушие. Повышенное внимание – как поощрение. Так что, спокойно пережидать кризисы – можно и нужно, но бдительность в этот сложный для ребенка период терять нельзя ни в коем случае.

Диане М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Диана то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Оказалось, что дома с поведением девочки проблем не возникало. “Диана послушна и некапризна, — сказала мама, — ведь папа держит ее в “ежовых рукавицах””. Психолог ДОУ провел тренинг для воспитателей на тему “Работа с гиперактивным ребенком”, в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Дианой. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Дианой только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход педагогов был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: “Отойди!”, “Перестань!”. Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Книга разбита на главы, в начале каждой главы приводится научная справка, рассказывающая о том или ином термине, приводится его определение и информация о возможных причинах возникновения проблемы. Далее следует словесный портрет ребенка, воспитание которого связано с той или иной проблемой, даны рекомендации для специалистов по выявлению этих детей, оказанию им помощи, а также по работе с их родителями. В книгу включен сборник специальных игр, подобранных с учетом особенностей развития и поведения детей, а так же подробный анализ рисунков «особых» детей.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше — он не знает. Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: “Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Ребенку необходимо подсказывать, как лучше сбросить накопившееся напряжение, как освободиться от негативных эмоций. Самым лучшим помощником, конечно, является творчество, арт-терапия. Занимаясь лепкой или рисунком, ребенок выплескивает свои ощущения, представления об окружающем мире, домашней атмосфере. Он может «отмстить» неизвестным врагам, как следует побив пластилинового человечка или потыкав в лист бумаги кисточкой.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад

Книга радует обилием конкретной информации, четкими характеристиками и примерами из жизни, это качественный образчик нашей педагогики, и просто очень хорошая шпаргалка для родителей, встревоженных за поведение своих детей.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается “комплекс оживления”, характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд “мимо”, “сквозь” человека, он не откликается на свое имя. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

«Шпаргалка для взрослых» претендует на десятку из десяти баллов, жаль, что таких книг становится все меньше, и рекомендуются они сугубо для специалистов. Популярная педагогика не теряет актуальности, нам она попросту ближе, чем книги, написанные в западной «психотерапевтической» манере: не всегда можно выделить кучу времени, чтобы растечься мыслями по древу и углубиться в дебри сознания. И чаще всего не хватает именно волшебной шпаргалки с парой нужных абзацев, попадающих точно в цель.

Метки:
Этот материал был полезен?