Издательство Фолио, 2004 

 

Популярность харьковского доктора Евгения Комаровского очень велика. Его цитируют во всех «мамских» форумах, его рекомендуют как гуру. Комаровский неоднозначен. Ему удалось гениально расширить и углубить самые животрепещущие темы, волнующие молодых родителей, - и вывести их на современный уровень. Эти темы являются камнем преткновения между мамами и бабушками, мамами и участковыми педиатрами, мамами и папами - подгузники, прикорм, дисбактериоз, аллергия… всех не счесть. Е.Комаровский, врач-педиатр (и реаниматолог), имеющий собственную консультативную клинику, написал книгу-энциклопедию о беременности и уходе за ребенком раннего возраста. Чего тут только нет: закаливание, описание многочисленных болячек и расшифровка действия лекарств, грудное вскармливание и прикорм, детский сад, экскурс в детскую психологию, и пр. Некоторые советы доктора - спорны, но здравого смысла в книге о здравом, собственно, смысле гораздо больше. Вдобавок, индивидуальный стиль автора – легкий, ироничный - позволяет читать книгу между делом.

Сегодняшний обзор построен на цитатах из нескольких интервью доктора Комаровского, выложенных в сети. Судите сами, можно ли доверять этому доктору, нравится ли он лично вам. Между выдержками из интервью – цитаты из книги «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».

Запугивание родителей - бабушками, врачами, соседями - это национальный спорт. Чего только не доводилось слышать! Из последних "шедевров" - икота у беременной означает, что у младенца (не дай Бог женского пола) будут волосатые ноги... В подавляющем большинстве случаев в этих измышлениях нет никакой логики и никакой связи с медицинской наукой. А проблемы со зрением в гораздо большей степени определяются наследственностью, чем чтением. И если папа и мама близорукие, так можно вообще не читать, но шансов на то, что дитя проживет без очков - не так уж и много. Ну а связь спорта и травм - да есть, ну и что? Список вредностей можно до бесконечности продолжать жить, по большому счету, очень вредно: каждый прожитый день приближает нас к закономерному финалу и хорошо бы так организовать собственные мозги, чтоб начинать считать дни лет с 70-ти, а не с младенчества.

Когда Вам подробнейшим образом расскажут о том, как кормить ребенка правильно - как сидеть (лежать), как поддерживать грудь, как вложить сосок в рот малыша, как следить за его носом, то, смею заверить, хоть что-нибудь Вы обязательно сделаете не так. А Учителя будут Вас терпеливо на путь истинный наставлять, давая десятки ценных указаний. И очень вероятно, что, в конце концов, Вы убедитесь в собственной неполноценности, и кормление грудью превратится в пытку и для Вас, и для ребенка. Поэтому первое и главное правило кормления грудью, особенно актуальное в первые недели жизни малыша: во время кормления будьте вдвоем. Постарайтесь сделать так, чтобы Вам обоим было хорошо – хотите лежите, хотите сидите. Все и так получится, Вы только поменьше думайте о том, как правильно, а как - нет. Не имеют значения размеры груди и ее плотность. Грудь может быть мягкой и небольшой, но молока будет вполне достаточно. Не имеет значения форма соска, хотя и не все с этим согласятся. Каким бы плоским ни был сосок, при достаточно активном и продолжительном кормлении он приобретает нужную форму. Не имеет значения внешний вид молока - не должно оно по цвету соответствовать коровьему!

Лично я убежден, что проблема дисбактериоза — надуманная. Она удобна коммерчески: сотни фирм и клиник существуют только за счет борьбы с дисбактериозом. И морально: нерадивым родителям есть на что свалить вину за собственную нерадивость. Я не борюсь с этим социальным явлением только потому, что оно безвредно для здоровья. Скормите ребенку хоть килограмм линекса или бифидумбактерина, хуже будет только вашему кошельку. Судите сами. 90% пищи переваривается в тонком кишечнике, главным образом двенадцатиперстной кишке. Там очень активный кишечный сок, туда выходят протоки желчного пузыря и поджелудочной железы. Под их действием всасывается почти все. Но между двенадцатиперстной кишкой и выходом наружу даже у дитя первого года жизни более метра кишечника с герметичными заслонками. А мы пытаемся оценивать состояние пищеварения по какашкам. И потом, два анализа на дисбактериоз с интервалом в полчаса дадут два разных результата… И таких «болезней» куча. Вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей, диатез. Ни в одной цивилизованной стране подобных диагнозов не ставят.

Снижение аппетита - типичный признак почти любого заболевания. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое. Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку - "мало каши ел"). Ну, а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше. На самом же деле заболевшему ребенку часто бывает не до еды. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, - печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а, во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций). Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают  в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть.

Кстати, отношение родителей к тому, как надо ребенка кормить, во многом помогает ответить на вопрос, – почему любимые дети болеют чаще?

Человек — система саморегулирующаяся. Надо только не мешать ей в этом. Гулять и есть сколько надо. Заниматься физкультурой. Знаете, КАК делать детей, сделали их — будьте добры, научитесь тому, ЧТО с ними делать. Да, это сложно. Проще помечтать о враче с золотой пилюлей от всех болезней. Но ни такого врача, ни такой пилюли не существует. Всех, кто приходит ко мне на прием, я спрашиваю: «Вы готовы взять на себя хотя бы часть ответственности за собственного ребенка?» Если нет — до свидания, это не ко мне.

"СКВОЗНЯК - сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, расположенные друг против друга". Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность? Люди дорогие! Это мы с Вами сквозняков боимся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возгласы: "Закройте скорее дверь!" - не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: "Закройте окно, сквозит!" С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного - нет.

Пока у нас включено централизованное отопление, пока наши дети дышат сухим и тёплым воздухом на мой век хватит и гайморитов, астм и т. д., какие бы вы хорошие не были. Второе - вот там, на форуме, мелькнула мысль о том, что де Комаровский сетует, что к нему ходят с соплями. Я не возражаю - ходите, с чем хотите. Т.е. если Вы именно сейчас нуждается в помощи и совете - добро пожаловать. Понятно, что когда вы пришли с соплями, то мне проще. Но парадокс заключается в следующем - когда Вы пришли с воспалением лёгких, то результаты лечения на 99% зависят от меня. А когда Вы пришли с соплями, то результаты на 99% зависят от мамы, а от меня не зависят. Поэтому я пытаюсь выдать вам алгоритм, когда именно при соплях надо ко мне идти: а) отсутствие улучшения на 4 день, б) любая температура выше нормы на 7-й день, в) сопли, которые не проходят в течение 10 дней и т. д. Но еще раз повторюсь: моя задача не только в том, чтоб лечить дитя, а еще и в том, чтоб помочь его родителям.

Итак, цели и задачи родителей, способы реализации.

  • Не только касательно медицины, но и в жизни вообще, следует добиваться того, чтобы слово «надо» употреблялось редко, но при его употреблении выполнялось обязательно. Педагогика заканчивается там, где вопли и крики способны «надо» изменить на «не надо».
  • Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи («завтра я тебя из больницы заберу»; «я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает»).
  • Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком который кусает за бочок и т.п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляю, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...

Ребёнку три месяца. Все эти три месяца мама жила «по Комаровскому» - ребёнок спит ночами, купается в воде 28 градусов, никаких проблем нет, мама кормит грудью, он нормально развивается. Она - счастливая мать. И вот в три месяца она идёт в поликлинику и начинается: педиатр находит десять болезней, невропатолог - десять болезней, ортопед - ещё десять болезней, и хирург туда же. И выясняется, что у ребёнка перинатальная энцефалопатия, дисплазия, фимоз и вообще легче родить нового, чем вылечить этого. А ведь она всё делала по Комаровскому, он обещал сладкую жизнь, а, оказывается, мы инвалиды. Ко мне регулярно приходят люди с новорожденными и спрашивают, когда в следующий раз прийти. Обычно я отвечаю, что оптимально - когда появятся зубы, либо в 6 месяцев, чтобы мы определили тактику прикорма. И они честно не собираются со мной встречаться до 6 месяцев, но в три они идут в поликлинику, узнают о себе много нового и интересного, и, разумеется, тут же приходят…

Оглянувшись по сторонам, Вы легко убедитесь в том, что ни Вы сами, ни Ваши друзья не отличаются железным здоровьем. Поэтому произнесенная свекровью или тещей фраза: "Я троих вырастила" - не является сколько-нибудь весомым аргументом. Что бы ни советовали Вам друзья, родственники и знакомые, запомните главное: не спать ночей, бегать по аптекам и больницам будете Вы и только Вы! Вы ведь прекрасно знаете: переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребенка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят Вам преодолеть возникшие сложности. Лучше уж с самого рождения выбрать правильное направление: это и проще, и дешевле, и приятнее. Если же с самого рождения не получилось – не знали или думали что знаете, не хотели, не понимали – помните: взяться за ум никогда не поздно, но чем раньше, тем проще.

Метки:
Этот материал был полезен?