Издательство: Эксмо, 2007 г.

 

Очередная книга детского психолога Анны Кравцовой с весьма неоригинальным названием. Литературы по воспитанию детей с подобными названиями существует несметные тысячи, жаль, что не придумали ничего поконкретнее и поновее. Что нового в этой книге – информация систематизирована по возрастам, здесь уместно добавить «наконец-то». В ней разобраны, пожалуй, все вопросы, связанные с «непослушанием» детей от самого рождения.

«Когда малыш долго кричит, а я не могу подойти, он постепенно сам успокаивается и засыпает. Может, если он сыт, то так и надо пережидать плач, хотя мне это очень трудно?» Конечно, если малыш не болен, то рано или поздно он перестанет кричать, уснет, и вроде бы все будет в порядке. Но попробуйте один раз провести эксперимент: лягте на кровать, завернитесь плотненько в одеяло, полежите немного, а потом позовите кого-нибудь из родных. Итак, вы кричите – на зов приходят довольно быстро (еще не знают, что вы играетесь, думают, что вам что-то нужно). Итак, пришли. Согласитесь, приятно. А если не пришли? Не услышали, заняты… Вы зовете еще раз. Еще и еще… Ну, что чувствуете? Досаду? Обиду? В конце концов, вы вылезаете из-под одеяла, идете и спрашиваете довольно сердито: «Вы чего не подошли, неужели трудно просто подойти?» Стоп. Вы-то вылезаете, идете и спрашиваете, а он, ваш малыш, не может ни вылезти, ни подойти, ни спросить! И остается он со своей обидой. С ней и засыпает. Вот и решайте сами, сколько обид способен выдержать ваш ребенок, чтобы не стать капризным, плаксивым и не уверенным в себе.

Если вы в своей квартире

Не найдете Нужной Вещи,

Спотыкаясь в пирамидках,

Кубиках, машинках, куклах,

Если в шкафчиках все дверцы

Перевязаны веревкой,

Значит, вы – счастливый родич

Годовалого ребенка.

Посему – не торопитесь

В поисках той Нужной Вещи,

Потерпите год иль пару –

Вещь отыщется спокойно.

О ребенке до года: ежемесячные достижения и возможности малыша, раннее развитие, пресловутое сосание пальца, развитие внимательности и сенсорики. О детях после года и до трех лет, а затем и до шести: как выбрать развивающие занятия, что такое капризы, как воспитать самого себя и сделать общение с ребенком наиболее полноценным.

Если вы большой и умный,

Поиграть решили с сыном

К этому процессу нужно

Отнестись серьезно очень.

Разработать план игранья,

Дать инструкции ребенку,

Обеспечить play-пространство,

Устранить всех несерьезных…

А потом… на все каа-ак плюнь ты!

Ка-а-ак забудь, что очень умный!

Перестань большим казаться!

Сядь на пол и скорчи рожу!

Информация подается в стиле «вопрос – ответ». Что удивляет: почти в каждом ответе присутствует какая-то «фишка», редкие советы выглядят размыто, пара точных фраз – и наступает просветление в голове. Только в одном месте встретился царапнувший недочет: в описаниях приводится кризис третьего месяца, когда у ребенка начинается ложный отказ от груди. Вместо правильного объяснения ситуации психолог советует, как наиболее мягко приучить ребенка к бутылочке. Скорее всего, это просто незнание предмета. Больше ничего подобного не встретилось, остальные советы вполне соответствуют духу времени.

«Теперь за ребенком нужен глаз да глаз. Я замучилась говорить ему «нельзя». Самой уже смешно: ну что все нельзя да нельзя? А что поделаешь, если везде лезет?» Ага. И наверное, уже пробовали завязывать веревочками дверцы шкафов, и закрывать двери, и прятать ценные и опасные вещи на полочке повыше… И все это оправданно, потому что годовалый ребенок большую часть своего досуга занят «безобразничаньем»: доставанием кастрюль на кухне, выбрасыванием вещей из шкафчиков и книг с полок, переворачиванием вазочек с цветами, ковырянием ушек у собачки и т.д. и т.п. И это нормально. Этот период (лет до двух) надо просто пережить. А вот для того чтобы пережить с минимальными потерями для психики ребенка и мамы, банальное «нельзя» лучше попытаться разнообразить. Например, чайник – «горячо», чашка – «осторожно», часы – «только посмотри», мука – «пальчиком потрогай», собачка – «погладь тихонько». И так далее, в том смысле, что трогать можно почти все, только по-разному. Ребенок довольно быстро понимает, что цветок в горшочке легко ломается, но если мама разрешит его потрогать – ничего страшного не произойдет. Даже книжки не будут порваны, если их можно брать и смотреть с мамой аккуратно, а рвать можно старые журналы. И, конечно, не лишайте малыша возможности играть с кастрюлями на кухне: во-первых, за это время успеете приготовить ужин, а во-вторых, для него это такое наслаждение!

Все книги Кравцовой обязательны для прочтения будущим и настоящим мамам, их можно считать настоящим подарком для ума.

«Каждое утро, когда я веду сына в детский сад, он очень плачет, а когда забираю вечером домой – не хочет уходить, а наутро плачет опять. Так нравится ему садик или нет?» Когда малыш идет в садик, мы много думаем о том, хорошо ли ему ТАМ, с удовольствием ли он идет ТУДА, с кем он ТАМ общается. И совсем забываем о том, что наш ребенок что-то оставляет ЗДЕСЬ, дома, что он каждый день уходит ОТСЮДА и переживает за тех, кого он оставляет, покидая дом. Точно так же, как мама, уходя в магазин и оставляя маленького ребенка с няней или бабушкой дома, переживает, как он там без нее, малыш тоже, уходя в садик, переживает за маму. И плачет по дороге в садик не потому, что в садике ЕМУ будет плохо, а потому, что МАМЕ может быть плохо без него. Ребенку будет спокойнее, если мама каждое утро будет рассказывать малышу, что она будет делать целый день и после, когда она его заберет. Тогда, возможно, он будет меньше волноваться и меньше плакать. Ну, допустим, скажете вы. А как быть с возвращением из садика? Дело в том, что у маленьких детей не сразу формируется твердое знание того, что человек, скрывшийся за дверью, не пропадает там, не изменяется и обязательно вернется точно таким же, каким и был. Это понимание психологии называют «верой в постоянство объекта». Эта вера очень важна для детей, недаром они так любят играть в прятки – проверяют десятки раз: исчез – вернулся, исчез – вернулся… Такой же веселый, как раньше? Такой же здоровый? Такой же? Вот и про маму ребенок может не сразу понять, какая она вернулась?

Взрослые часто сравнивают свои ощущения с детскими, они говорят: «я всегда замерзаю при открытой форточке, значит, и ему холодно!» или «я не могу долго не есть, значит, и он не может постоянно быть голодным и чувствовать себя хорошо!» Однако во многих ситуациях эти сравнения почему-то исчезают из ряда истин. Некоторые считают, что ребенка можно игнорировать, когда он долго плачет один – ничего страшного, мол, не вырастет капризным. Явное противоречие: нервная система получает шок, еще пара десятков таких ситуаций, и ребенок гармонично превратится в невротика, но капризным все равно почему-то «не вырастет». Или ситуация, когда взрослому хочется лежать на диване и смотреть телевизор, но ему все равно приходится идти на работу. Тем не менее, считается, что ребенок должен с восторгом отрываться от игр и ходить на уроки английского…

Если дочери три года –

Вы почти что опоздали,

Торопитесь поскорее,

Чтоб не мучиться потом.

Вы ее скорей на теннис,

На английский запишите,

В школу подготовки к школе

И на секцию дзюдо.

На игрушках экономьте –

Времени играть не будет,

Но зато какой шикарный

К школе расцветет невроз!

Это вообще очень скользкая тема: современный мир требует от детей раннего развития, и родители получают очередной комплекс неполноценности: а вдруг, их ребенок вырастет каким-то не таким. Отстающим.

«Очень хочется, чтобы сын занимался каким-нибудь спортом или чем-нибудь еще (у меня в детстве, например, были танцы), но он сам ничего не хочет. Что ему лучше предложить?» Несмотря  на то, что все дети не выражают иногда рьяного желания чем-нибудь заняться, мы совершенно правы, предлагая им разные возможности. У психологов есть термин – зона ближайшего развития. Это именно то информационное, деятельное и коммуникативное пространство, которое только мы, взрослые, можем создать ребенку для вхождения в мир его индивидуальных расширенных возможностей. Вот завернула фразу! Трудно дочитать до конца, но как важно! Ведь, подмечая склонности ребенка, мы можем помочь ему ускорить интеллектуальное и физическое развитие. Однако нельзя забывать, что психически ребенок 6 лет – это не просто маленький человек: ребенок и взрослый сильно отличаются в эмоциональной и душевной сфере. И сделать его жизнь интересной и насыщенной надо, не лишая самого главного – его собственного детства. А детство – это, прежде всего, пора беззаботности, защищенности и даже безответственности. И это почти противоречит сущности любых занятий – они требуют и работы, и ответственности… Присмотритесь к своему ребенку. Какие игры он предпочитает (помните, что игра сейчас – его основная, очень важная работа)? Сколько друзей он приглашает в игру? Легко ли ему будет в большой секции или он предпочтет маленький кружок? Кем он предпочитает быть в игре – лидером, помощником?..

Традиционно для этого автора – книга хорошая, она отлично освежает, легко читается и может быть рекомендована всем-всем – мамам, папам, бабушкам и воспитателям, всем, кто интересуется вопросами воспитания детей с рождения до школы.

Метки:
Этот материал был полезен?