Издательство: Айрис-пресс, 2007 г.

 

Летом процесс воспитания детей превращается для родителей в игру – в принудительном порядке. Это означает: хочешь - не хочешь, а выдумывай. Больше прогулок,  меньше работы, больше ребенка… ребенка все больше и больше. Чудесная книжка Светланы Кантор содержит огромное количество игр для детей от года до трех.

Машинка из одеяла

Возраст 1-3 года

Нужно взять небольшое одеялко или покрывало, желательно покрытое синтетической тканью типа «болоневой», которая бы скользила. Ребенок садится или ложится на одеялко, а взрослый катает его по комнате, взяв одеяло за два конца. Трудно сказать, что развивает данная игра, ну разве что чувство равновесия, но малышам очень нравиться ездить по комнате на одеяле!

Оказывается, мы раньше не просто дурачились с детьми, а развивали их в неведомом науке направлении. Да и какая разница, ЧТО именно развивает данная игра? Главное, что всем весело. А там, глядишь, и мелкая моторика подтянется, и внимание, и логика, и эмоции, а главное – ребенок почувствует свою важность, демонстрируя находчивость и храбрость. И время пролетит незаметно – чего греха таить, иногда для родителей этот факт важнее всего прочего.

Достань ушком до…

В эту игру мы довольно часто играли, когда Юле было около полутора лет. Подаю команды с использованием разных частей тела и разных предметов. Например: «достань ручкой до стола», «достань ножкой до дивана», «достань носиком до подушки» и т.д. на сколько хватит фантазии и предметов в доме. Команды могут быть замысловатые, но выполнимые.  Будьте осторожны, чтобы ребенок не ушибся! Юле почему-то больше всего понравилось доставать ушком до разных предметов (до пола, до кровати, до подушки и до бабушки)

Достать ушком до кроватки или носом до локтя – это уже серьезно. Игра развивает внимательность, учит контролировать свое тело, чувствовать его. Особенно полезно поиграть в «достань до» с ребенком, у которого плоховато с координацией: часто падает или роняет вещи.

По-турецки мы сидели

Идея: А.С. Галанов

Садимся, друг напротив друга «по-турецки» и я говорю стишок:

«По-турецки мы сидели,

Пили чай и сушки ели,

Пили, ели, пили, ели,

Еле-еле досидели»

В это время мы играем в «ладушки». Юля ручками хлоп, затем по маминым ручкам – хлоп!

У многих детей с рождения мелкая моторика развита очень здорово, они с шести месяцев спокойно держат в двух пальчиках мелкую вещицу. Нужно ли развивать мелкую моторику, если она и так дается без труда? Чувство собственного тела для ребенка очень важно: если человек не испытывает трудности в общении с собственным телом, то он не будет иметь трудностей в общении с людьми. Дети понимают мир через свое тело, поэтому их с рождения нужно учить концентрироваться на своих возможностях. Кто знает: может, через понимание микрокосма придет и сокровенное знание макрокосма.

Обводим пальчиком

Идея: Юлия Кройтор

Юлия предлагает нарисовать на бумаге простые фигуры (например, треугольник, сверху квадрат, еще выше круг). Задача малыша найти фигуру, которую его просят, и не просто показать, где он ее увидел, но и пальчиком обвести эту фигуру. Говорят, в этом возрасте деткам нужно именно пальчиком рисовать фигуры, буквы, цифры, так происходит зрительное восприятие и естественно минимальный навык, попытка написать или нарисовать. Еще мы встречали предложение рисовать пальчиком на подносе, поверх которого насыпана тонким слоем манная крупа (мелкий песок). Ну и конечно, можно обводить пальчиком фигуры, используя «пальчиковые краски». Мы еще предлагаем сделать следующее. На тонкой фольге, например, из-под шоколада или для запекания в духовке, продавите тупым карандашом контур круга, квадрата. Предложите малышу провести по выпуклому контуру пальчиком.

Иногда мамы боятся использовать в играх манку или фасоль: мол, засунет в рот, раскидает… Редкие дети глотают предмет сразу, обычно они долго катают его во рту. Мама успеет вытащить изо рта фасолину. Тем более, для годовалого ребенка это совсем не маленький предмет, чтобы его так сразу глотать. Манку и соль – пусть ест. Невкусно. Вот только от соли может быть отнюдь не творческий зуд в пальцах. А чтобы не пришлось после игры выметать манку из всех углов, расстелите на полу ненужную простыню.

Солим

* Используя манку, сахар, соль или песок  попросите малыша взять щепоточку и посолить.

* Можно посолить импровизированный «суп».

* Можно поставить несколько небольших баночек, коробочек и попросить насыпать соль щепоткой в каждую из них.

* Сделать из влажного песка несколько куличиков и  сухим песком посолить их сверху.

* И множество других вариантов вы можете придумать сами.  Главное, научить малыша брать щепоточку и двигать пальчиками, постепенно высыпая «соль» из щепотки.

* Возьмите липкую бумагу (продается для офиса или липкие обои) и попросите малыша посолить на неё разной крупой, солью, сахаром и песком. Затем придавите немного. То, что не приклеилось, отряхните. Получилась замечательная картина! Для детишек постарше можно составить такие картины с реальными очертаниями (домик, дерево и т.п.).

А вот эта игра очень полезна для развития координации движений и самоконтроля: играем в восточную тетеньку.

Носим грузы на голове

Что можно носить на голове? Шапку, сито, свой горшок Ваш малыш, наверное, на голову уже примерял?! Попробуйте поносить на голове разные предметы (например, широкую пластмассовую баночку или колечко от пирамидки с большим отверстием (для устойчивости), а сверху мячик или маленькую подушечку). Если хорошо получается, то можно рискнуть пройти с грузом по доске, лежащей на полу. Некоторые для этой цели используют небольшие подушечки, наполненные горохом, песком или другим подобным материалом. Но мы что-то так их и не сшили. Не забудьте посмотреться в зеркало и сфотографироваться!

Игры могут не только приводить в тонус, но и успокаивать. Можно усовершенствовать процесс, заманив ребенка-«котеночка» уютным гнездом из одеяла, предложив полакать кефир из блюдца… главное – не увлекаться.

Успокоимся

Возраст  2,5-3 года

Идея: Д.Силберг

Для того, чтобы расшалившийся ребенок успокоился, можно попробовать следующий прием. Скажите малышу: «Давай ты будешь маленьким котеночком.  Помнишь, мы видели маленьких котят? Они лежат, свернувшись клубочком, и сладко спят. Покажи, как лежит и спит маленький котеночек?». Возможно, это заставит малыша как-то успокоиться, переключит его внимание, и он совсем немного полежит. В следующий раз пусть ребенок представит себя маленьким зайчонком, который сидит под кустиком или ежонком, который свернулся клубком.

Обучающие игры – те, которые обучают энциклопедическим знаниям – помогают засидевшейся в декрете маме тренировать и свой мозг. Не всякая мама трех-четырехлетки четко помнит, где запад и восток. Шутка. Не забываем, что лето – расчудесная пора для обучения каким-либо суриозным знаниям, ведь кругозор расширяется естественным образом: прогулок много, они разные, бывают даже путешествия в другие страны. Будете смеяться, но если годовастику или двухлетке подробно объяснять, чем отличается Турция, например, от России, с учетом национальных особенностей, он этого не забудет. Что именно понимают дети, что они записывают в своей голове – этого даже ученые до сих пор не знают.

Стороны света

Возраст 3,5-4 года

Мир вокруг нас

Стороны света проще всего начать изучать с востока и запада. Несколько дней подряд утром и вечером обращайте внимание ребенка на положение солнца и объясните, что солнышко восходит на востоке, а заходит (западет) на западе. Мы это замечали, когда жили летом на даче. Там нет больших строений и восход и заход солнца замечательно виден. В "домашних условиях" можно обратить внимание малыша, что сначала солнышко появляется в окнах одной комнаты, а затем в окнах другой. Когда вы обнаружите, что ребенок на вопрос, где восходит и заходит солнце отвечает без затруднений, то начертите на земле, песке или асфальте крест и подпишите стороны света. Поставьте малыша в центр креста, так чтобы справа был восток, а слева запад. Теперь самое время сказать, что он смотрит лицом на север, а сзади ребенка юг. Расскажите как тепло на юге и холодно на севере. Можно потрогать личико и сказать, что оно холодное, а спина теплая. Или свяжите эти абстрактные понятия с другими ассоциациями.

Была такая мода лет 20 назад: все привязывали к одежде разноцветные шнурки. Шнурки и сейчас имеются в продаже: накупите разных. Они весело выглядят, развивают моторику и не оставят равнодушным ни одного ребенка.

Шнуруем сетку

Возраст 2-3  года

Моторика

Что нужно для игры:  Сетка на кровати или москитная сетка;  шнурки.

Если у малыша детская кроватка с  бортиками из специальной сетки или имеется москитная сетка для того, чтобы накрывать кроватку сверху, то малышу очень понравится шнуровать такую сетку. Пусть малыш заберется в кроватку, а вы находитесь снаружи. Проталкивайте шнурок ребенку, пусть он вытягивает его и возвращает вам. Имея разноцветные шнурки, можно очень весело украсить детскую кроватку!

Игры с детьми – это процесс бесконечного творчества, развивающий не только детей, но и родителей. Вы чувствуете, что уровень вашей креативной энергии теряет прежнюю высоту? Творите. Ведь творческой энергии все равно, на каком поприще кипеть. Придумывайте детские игры, а потом, глядишь, и на работе дела пойдут в гору, зарядившись благодатным топливом. А там и до светлого будущего рукой подать.

Метки:
Этот материал был полезен?