Лиз Бурбо. Отношения родитель-ребенок

Издательство: ИД "Гелиос", 2007 г.

 

"Ваши дети - это не ваши дети.

Они сыны и дочери воззвания жизни к себе самой.

Они приходят через вас, но не от вас.

И хотя они живут с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете отдать им свою любовь, но не свои мысли,

ибо у них есть собственные мысли.

Вы можете принять их тела, но не их души,

ибо их души живут в доме будущего,

куда вы не можете войти даже в ваших снах.

Вы можете попытаться стать такими, как они,

но не пытайтесь сделать их такими, как вы.

Ибо жизнь не идет назад и не задерживается во вчерашнем дне..."

            Калил Джебран "Пророк"

 

В сегодняшнем обзоре встретились две книги, претендующие на отрыв от материальности. Подобные издания, как правило, имеют смысл либо «эзотерический» - либо религиозный. Книги Лиз Бурбо можно причислить к первому клану. Эта активная женщина основала один из самых крупных американских центров личного роста и развития. Ее многочисленные труды у нас выпускает издательский дом «София», издавна специализирующийся на выпуске эзотерической литературы. «Отношения родитель – ребенок» - это справочник, состоящий из ответов на вопросы читателей. Читателей волнуют темы воспитания детей и самих себя. Они спрашивают, как выразить свою любовь по отношению к родителям, и почему так трудно сказать подросшему ребенку «я тебя люблю». Интересуются, нужно ли ребенку спать вместе с родителями, и как выправить испорченные отношения между дочерью-подростком и ее чересчур деспотичным отцом. Что же посоветует предводитель эзотерической школы?

Как возложить на семилетнего ребенка ответственность за уборку в своей комнате?

Возложить на него ответственность за уборку означает сделать его ответственным за свою комнату. Таким образом вы предоставляете ему свободу поддерживать порядок в комнате по его усмотрению, так как он же будет отвечать за последствия своего выбора. Если его вещи будут теряться, то искать их придется ему самому. Если он предпочтет жить среди беспорядка, то это касается только его. Это ничего не меняет в жизни других членов семьи.

Но если вы такая же, как большинство родителей, которых я знаю, то наверняка думаете: "Да, но меня это беспокоит. Если он перестанет убирать комнату и, более того, станет бросать свое белье где попало, то будет ходить в грязной и мятой одежде". Как же ясна и точна ваша мотивация! Если вам хочется, чтобы он наводил порядок ради вашего удовольствия, то вы должны осознать, что никто не вправе вымогать себе удовольствие у кого бы то ни было на этой планете. Это называется эгоизмом или эгоцентризмом. Если ваше счастье зависит от хорошо убранной комнаты и от одетого по вашему вкусу маленького мальчика, то скажите об этом сыну, но не забывайте, что вы сами должны будете заниматься уборкой, бельем и одеждой - ради вашего же собственного удовольствия. Если, с другой стороны, вы действительно хотите привить понятие ответственности своему сыну, то должны предоставить ему отвечать за последствия его действий. Вам, несомненно, придется сдерживать себя, когда он будет одет не по вашему вкусу. Вы можете заметить ему, что предпочитаете, чтобы он был одет по-другому, но что вы не можете его контролировать.

Если ему нравится быть таким, вы должны смириться с этим. Если же ему не нравится быть таким, не беспокойтесь; когда он перестанет вас проверять, он постепенно изменится. Продолжительность проверки зависит от интенсивности контроля, который родители осуществляют над ребенком. Чем быстрее вы ослабите контроль, тем быстрее восстановятся ваши отношения.

Другой момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что детская является единственным собственным уголком ребенка в доме. То, каким образом каждый занимается своим домом, является индикатором того, что происходит в его внутреннем доме. Те немногие дети, которые следят за безупречной чистотой и порядком в своей комнате, как правило, уже начали себя контролировать - как это делают их родители. Те же дети, которые живут среди беспорядка, выражают тем самым свой внутренний беспорядок. Этот беспорядок вполне естественен для ребенка или подростка. Действительно, он столько всего узнает дома, в школе, по телевизору, от друзей и т. д. Он накапливает массу данных, но еще не знает, как разместить все это внутри себя. Он еще не знает, кому и чему верить. Ребенку становится все труднее и труднее понимать и ориентироваться, наблюдая за миром взрослых. Беспорядок в комнате ребенка является лишь отражением того, что происходит в его сознании.

Взрослые обязаны уважать это и дать ребенку время подготовиться к взрослой жизни. Ребенок гораздо живее ощутил бы любовь родителей, если бы они помогли ему навести порядок внутри себя, а не заставляли его раскладывать по своим местам одежду и игрушки.

Собственно эзотерика проскальзывает в ответах Лиз Бурбо малозаметной канвой без фанатичных лозунгов. Мелькает чисто гастрономическое определение «тефлоновые дети». Это дети Индиго, новое поколение, к которому не прилипают устаревшие стандарты, устаревшие принципы жизни. Как к тефлоновой сковородке. Термин «индиго» ввела американская ясновидящая Ненси Энн Тэпп – первая, кто описал уникальность новых детей за необычный насыщенный ярко-синий, не встречающийся ни у кого другого, цвет их ауры. Эти дети появились, чтобы взорвать мир своим неподчинением. Лично мне причина появления детей-«индиго» кажется более прозаической: времена меняются. В нашей стране, например, дети-«индиго» просто обязаны были появиться: это дети, у которых не было советского прошлого. И постсоветского. Дети, которым сейчас от 15-ти и младше, они и н ы е. Они другие не потому, что родились с синей аурой. Это мы с нашим еще неизменившимся сознанием, напоенным кострами пионерской зорьки, видим их такими.

Книгу Лиз Бурбо однозначно стоит порекомендовать людям старшего поколения, имеющим внуков. Она укачивает, увещевает, взывает. В ней нет никаких «новомодных штучек», книга очень эмоциональна и, если не считать периодического упора на тефлон, весьма не глупа. Ее можно почитывать и настраиваться на высокодуховное восприятие подрастающего поколения. Если не получается воспитывать логикой, можно попробовать изменить свой подход высокими эмоциями. Попробуйте.

 

Михаил Дымов. Дети пишут Богу

 

Издательство: «Вайделоте», 1997 г.

 

Однажды рижский писатель и кинодраматург Михаил Дымов, оказавшись в Америке, наткнулся где-то в печати на отзывы детей о Боге и поразился их искусственности. И решился задать вопросы русским школьникам в возрасте 6—10 лет — новому поколению страны, где религия была вынесена за пределы общественной этики. Так появились письма к Богу от 3000 младших школьников. Михаил Дымов всю жизни писал о детях. Старшее (и среднее) поколение помнит его фильмы, посвященные школьной жизни: «4:0 в пользу Танечки», «Открытая страна», «Дайте нам мужчин!», «Без сына не приходи». Человек уважаемый, серьезный. Книга полностью состоит из ответов детей. Кого-то она затронет до глубины души, заставит рыдать, а кого-то оставит равнодушным – или вызовет желание проверить, не является ли книга прямым заказом православной церкви. Говорят, что эти записки передавались из рук в руки, их переписывали в блокнотики. Особой популярностью книга пользовалась у тех, кто воевал в горячих точках. Заказ – не заказ, а что-то в этом есть. В веке информации очень полезно будить себя грамотными эмоциями, очищающими запыленное яндексами и гуглями сознание. Поднимать глаза к небу или заглядывать внутрь себя. По сути, книга Дымова – это медитация, потому что она не дает шанса думать о чем-то другом, кроме вечных истин. Подходит для семейного чтения и даже игр с детьми: почитать, обсудить, высказать мнения. Нет ничего проще – и сложнее, наверное, чем говорить с детьми о Боге. Но всегда очень интересно, что же они думают об этом – а может, не только думают, но и помнят?

Сделай так, что когда я балуюсь, пусть меня не ругают, ведь я балуюсь себе в удовольствие.

Саша, 4 кл.

 

Прости всех кто не крещенный, а заодно и меня.

Филипп, 3 кл.

 

Сделай так, чтоб на Земле сломалось все оружие.

Костя, 4 кл.

 

Господи, я хочу умереть не больно.

Таня, 4 кл.

 

Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы.

Гена, 3 кл.

 

Хорошо бы, чтоб у меня был бизнес-папа.

Эдик, 1 кл.

 

Милый Боженька, забери меня обратно, здесь так скучно.

Вася, 2 кл.

 

Сделай так, чтоб я был одаренным во всех направлениях.

Саша, 3 кл.

 

Отведи меня в рай.

Женя, 2 кл.

 

Умоляю, сделай так, чтоб мама всегда давала папе сдачу.

Игорь, 2 кл.

 

Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты сам все знаешь.

Алик, 4 кл.

 

Я бы хотел много дней без слез.

Костя, 2 кл.

 

Мне очень надо хороших оценок.

Аркадий, 4 кл.

 

Изуми меня, Господи.

Артур, 3 кл.

 

Говорят, что человек возвращается на землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе.

Алеша, 4 кл.

Метки:
Этот материал был полезен?