Опыт предыдущих поколений педагогов, психологов и просто мам, дает нам – настоящим мамам огромное поле для творчества, созидания, для того, чтобы реализовать близкую именно вам по духу методику, систему развития наших малышей. Ведь это так здорово, когда в наших руках есть такое богатство знания секретов успешного развития наших карапузиков. Здесь надо оговориться – секретов РАННЕГО развития. Ведь кто бы мог подумать лет 30 назад, что малыш в 3,5 года вполне способен читать, а в 4-5 лет - и писать! И если раньше подавляющее большинство людей нашей страны считали, что такие дети – отклонение от нормы, и что родители лишают их детства, «нагружая» их бесчисленными знаниями, казалось бы, без необходимости – мол, успеет еще научиться в школе, то в наше время это уже, скорее, норма, к которой многие мамы стремятся.

Зачем все это нужно?

Известный педагог, несомненно, психолог и отец семерых детей Б. П. Никитин, в своей работе "Гипотеза возникновения и развития творческих способностей" (сб. "Социологические и экономические проблемы образования". Новосибирск, "Наука", 1969, с. 78-124) пишет о НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Суть заключается в следующем: каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднее развивать его способности.

Я, честно говоря, когда узнала об этом, пришла просто в ужас! Надо же суметь не опоздать, необходимо, как можно раньше вложить в ребенка не то, чтобы знания, а способность к легкому восприятию этих знаний, умение логически мыслить, рассуждать, т. е. тот самый потенциал, который поможет нашим детям стать такими, какими они сами захотят, невзирая на сложности и препятствия! И хочется скорее учить наших карапузов чему-нибудь новому, интересному, познавательному и увлекательному! Конечно, сажать за парты и заставлять заниматься малыша по 2 часа в день ни в коем случае нельзя! Безусловно, в форме игры, в непринужденной домашней обстановке, с использованием предметов домашнего обихода, не закупая специальные учебные пособия в невообразимых количествах, и ровно столько времени, сколько пожелает сам ребенок! И всем вышеперечисленным требованиям, удовлетворяет многим известная методика Марии Монтессори.

Кто такая Мария Монтессори и чему она может научить?

М. Монтессори – известный итальянский педагог, которая много сил и времени отдала на изучение влияния на детей не просто раннего развития, но и развития у них мелкой моторики. Еще в начале XX века, она доказала, что раннее развитие, и особенно развитие мелкой моторики, влияет на интеллект и способно зажечь в каждом ребенке искру таланта!

Невероятно, но она добилась просто невозможного – смогла развить и обучить умственно отсталых детей! Более того, эти дети в итоге, превосходили в развитии своих сверстников, обычных школьников. И поэтому, нет ничего удивительного в том, что ее система просто завоевала мир. У нее учились педагоги из огромного количества стран, в том числе и из России. Еще в дореволюционной России по ее системе работало много детских садов и групп раннего развития.

Существует один факт: в эпоху Советского Союза серьезно решался вопрос о том, чтобы все детские сады в стране были садами, с активным использованием методики Монтессори. Но, поскольку ее система ставит в свою основу отдельно взятую личность каждого ребенка, которую необходимо развивать и укреплять, у которой есть свои потребности, увлечения, устремления и с которой взрослые должны считаться, что, несомненно, шло в разрез с идеологией советского общества, где все равны – от ее системы обучения, к сожалению, отказались.

Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть почти во всех странах мира. Существует даже международная Монтессори-ассоциация, которая помогает организовывать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.

Практика Монтессори

Безусловно, быть последователем Монтессори престижно и по сей день. И по истечении целого века ее методика успешно применяется во многих группах, садах, и интересует нас – мам – и это говорит о многом! Ведь ее методика не просто дает потрясающие результаты, она дает возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человечку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

К сожалению, не каждый родитель может окружить ребенка всем великолепием разнообразных игрушек, которых сейчас просто на любой вкус – (я имею ввиду в данный момент именно развивающие игрушки), но еще и в этом, - уникальность и прелесть методики Монтессори, - все, что необходимо, вы можете создать сами, используя ненужные вам крышечки, баночки, лоскутки, пуговки и прочую мелочь. А как же это понравится вашему малышу – лишь бы все было сделано с любовью и большим желанием!

Перед каждой игрой нужно объяснить, что нужно сделать, медленно показать и никогда (!) не ругать малыша, если он вдруг ошибется. А после игры все обязательно вместе убрать.

Несколько примеров – во что же можно поиграть

1. Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем нашему Смышленышу подобрать и завинтить крышки.

2. Губка, детское мыло и посуда. Медленно показываем мастер-класс по мытью кастрюли и предлагаем карапузу помыть, н-р, чайник.

3. Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!

4. Губка, поднос вода. Разливаем – вытираем!

5. Пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Делаем, например зайчика и морковку и скрепляем их между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей и играем в «покорми зайчика морковкой». И таких разнообразных игрушек можно сделать очень много.

6. Лоскутки разной текстуры (шелк, хлопок, шерсть). Обсуждаем: этот колючий, этот мягкий, а этот скользкий. Предложить на ощупь подобрать к ним пары.

7. Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.

8. Мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнять задание – сложить все предметы на букву «д». Так тренируются тактильные ощущения и можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.

9. Две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.

10. Бисер, коробочки. Перемешиваем бисер сначала и просим разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам – сначала по 2-ум, потом в три коробочки и т. д.

11. Бусинки, желобок (сделать из шланга, н-р), блюдце. Делаем желобок-горку и скатываем бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться ребенком – чья бусинка докатится быстрее, и если ребенок догадается, что чтобы бусинка катилась быстрее, нужно увеличить угол наклона – это просто здорово!!!

12. Листки бумаги. Делаем оригами! Ведь мять, складывать или рвать бумагу – это также развитие ловкости рук и мелкой моторики. Так же оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности.

Еще игрушки:

- Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику;

- Любые формы с дыркой для нанизывания на шнурок;

- Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину;

- Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы;

- Мешочки с бобами, фасолью – можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти;

- Канцелярские кнопки и пенопласт.

Ну и конечно, не последнее значение имеет ваша фантазия, мамочки, - придумывайте как можно больше необычного из обычных вещей.

Мой личный опыт

Большое значение в методике Монтессори для меня еще имеет тот факт, что детки играя – работают. И что потрясает - это им безумно нравится, они просто счастливы делать то, что делают в повседневной жизни взрослые. И главное, в результате – мы развиваем у своих детей ответственность, самостоятельность и элементарное аккуратное обращение с вещами!

Несмотря на то, что методика Монтессори меня очень заинтересовала еще во время моей беременности, я действительно думала (наверное, сказывалось советское воспитание), что ребенок в 1,5 года – просто несмышленыш, который еще совсем ничего не понимает. А ведь на деле оказывается, что даже в 1,5 года он уже вполне цельная личность, которая стремится помочь, понять, применить на деле то, что понял, участвовать в любой деятельности взрослых и бесконечно готов познавать все новое и практически все (!) ему интересно.

И я, прочитав много книг с описанием системы Монтессори, стремилась не просто к раннему развитию, а именно к развитию мелкой моторики моего ребенка. Когда нам еще не было года, с обычными игрушками мы играть не хотели, с ложками-кастрюлями уже наигрались, я сделала ему банку-сортер и вырезала несколько отверстий в крышке под крышечки из под сока, под монетки и бусинки. Это надолго стало любимой игрушкой моего сынишки. Уже в год малыш свободно складывал все эти вещи в самодельную банку без моей помощи и мог заниматься этим делом гораздо дольше, чем остальными разноцветными и разноголосыми игрушками.

В год же я ему сшила большой мягкий кубик, где на всех гранях были нашиты липучки, пуговицы, ленточки, шнурки, резиночки, завинчивающиеся крышечки, и до сих пор мы играем с кубиком с прежним интересом и развиваем свои пальчики и ручки.

Когда мы только научились сидеть – я дала ребенку в руку ложку и поставила перед ним тарелку с кашей. Еды непосредственно в рот, конечно, попадало поначалу очень мало, но зато как ему было интересно! А ел он и ложкой и руками. Многие мамы запрещают деткам кушать ручками – я разрешала, ведь сложно сразу ложкой и, к тому же, так приятно ощущать что-то новое именно руками, что, безусловно, развивает и мелкую моторику.

А сейчас мы свободно кушаем ложкой. И уже сейчас он мой маленький помощник, он умеет включать/выключать свет, открывать/закрывать дверь, складывать вещи в комод, игрушки в корзину, принести/унести вещи, положить на место. Ну, а только мы научились стоять – я ставила его рядом с собой на стульчик у мойки и мыла посуду, и он рядышком помогал, возился с водичкой, стаканчиками, тарелками. Также мы и печенья пекли – вместе! Ведь все, что мы делаем вместе, и если нам обоим при этом интересно, - само по себе уже развитие!

 

Благодарю за внимание!

Мама Руслана

При написании статьи я обращалась к материалам:

1. Б. и Л. Никитины. Мы и наши дети.

2. Уроки Монтессори (Система раннего развития, которая потрясла мам) «Прайм- ЕВРОЗНАК» г. Санкт-Петербург, 2007.

3. М. Монтессори. Дом ребенка.

 

Метки:
Этот материал был полезен?