Развивающие книжки для дошкольников: учим буквы!

Ольга Соболева. Новый букварь для дошкольников и первоклассников

Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.

Возраст: от 3-5 лет.

Знакомство с букварем начинается все раньше: с пяти и даже трех лет. То ли дети нынче другие, то ли родители. Когда-то готовность к школе выражалась сугубо психологическими установками: готов ли ребенок остаться с социумом один на один, сможет ли он адаптироваться к коллективу, смирно сидеть за партой… Сейчас нечто немыслимое происходит: мамы беспокоятся о том, что ребенок не знает буквы, цифры, не умеет писать слова в преклонном пятилетнем возрасте. Просто кошмар: пять лет, а читать не хочет. Что же он в школе-то будет делать?..

Раз уж все эти забавные волнения родителей будущих школяров стали данностью, не стоит удивляться и обилию на прилавках обучающей литературы для дошкольников. Геометрия для малышей, физика, экономика… Начнем с малого. Так сказать, с примитива, необходимого любому уважающему себя пятилетке. Оно ему, если разобраться, не так уж и надо – но, если тянется, интересуется, хочет все знать, почему бы и нет. И авторы книг стараются – буквари для дошкольников меньше всего напоминают сухие учебники. Они расцвечены яркими рисунками и веселыми играми-заданиями и составлены с учетом возрастных особенностей, ведь у маленького ребенка внимание переключается очень быстро. И загружать его лишними подробностями еще не нужно. Иногда и вредно.

«Новый букварь» - авторская разработка Ольги Соболевой, известного педагога, автора учебных пособий. В одной из своих статей она пишет: «Мы исходим из того, что изначально у каждого ребенка существует мощный речевой потенциал, непосредственно связанный с его психоэмоциональной сферой, и что наша задача — научить ребенка пользоваться своими почти безграничными возможностями в этой области». Книга полностью соответствует этому утверждению. Ее нужно просто взять в руки и открыть, чтобы через секунду понять: это нечто! Каждая буква обыгрывается в сказках, песнях, загадках, заданиях. Ее можно потрогать и вообразить себе разную фактуру (дерево, мех, вода, сухие листья), ее даже можно съесть, завязать в узелок, представить с закрытыми глазами, смастерить из лоскутков или спичек. Фантазия авторов безгранична: постепенно буквы складываются в слоги и слова, причем слова выдуваются в воздух как мыльные пузыри, лепятся из пластилина… Шаг за шагом ребенок распутывает многочисленные загадки и как-то незаметно учится, как бы само собой. Естественно, гармонично, ярко. Есть и вставки-подсказки для родителей. Прекрасная книга, отличное качество бумаги, красочные иллюстрации, невероятный авторский труд.

Буквы могут казаться тебе разными на ощупь. Представь, что ты кладешь буквы на ладошку – будто камешек, который нашел на морском берегу, или стеклышко, или уголек, или шишку, или лоскутик. Попробуй опять закрыть глаза или прикрыть их ладошкой. А на другую ладошку положи букву С… Получилось? Какая она? Гладкая, как камешек, обкатанный волной? Колючая, как шишка? Шершавая, как уголек? А может, мягкая – как тряпочка? Проделай то же самое с буквой О и с буквой У. А они какие на ощупь? А буква Т?

Жила-была буква, которая любила дразниться. «У-у-у!» - говорила она всем, кто попадался ей навстречу: улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу. Они обижались и тоже отвечали ей: «У-у-у!» Так и стала она буквой У. А однажды, она увидела дерево. По привычке ей очень захотелось его подразнить, но ничего не получилось. А почему?

Тут все заметили, что это дерево и буква У очень похожи. Наверное, это приятно – быть похожей на дерево. Во всяком случае букве У после этого целый день не хотелось дразниться. Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала: «У-у-у-у-у!»

 

 

Андрей Усачев. Азбука профессора Ау

Издательство: Дрофа Плюс, 2006 г.

Возраст: от 3-5 лет.

Андрей Усачев в своем репертуаре. Эту книгу и азбукой-то назвать сложно – сборник уморительных стихов. А буквы тут как бы и не причем – буквы как буквы. А вот стихи…

- Эх, - вздыхали рыбаки,-

Это разве судаки?

Раньше вытащишь, бывало, -

Хвост, бывало, в полpуки!

 

- Эх, - вздыхали судаки,-

Раньше были червяки...

Червяком одним, бывало,

Наедалось полpеки!

 

- Эх, - вздыхали червяки,-

Раньше врали рыбаки!..

Мы послушать их, бывало,

Сами лезли на крючки!

На каждой странице Азбуки – стишки, посвященные буквам плюс смешные и добрые картинки известного художника-иллюстратора Игоря Новикова. Кто такой профессор АУ – многие уже догадались, внимательно прочитав имя автора. Очень ему это имя подходит, учитывая многочисленные достижения в волшебной сфере детских наук.

У зверей болели зубы.

Выли зебу, зебры, зубры.

Даже зайцы зверски злятся,

Если зубы разболятся.

 

Выставил маленький ёжик иголки

Будто мы злые голодные волки.

Все ёжится, ёжится, ёжится…

Не бойся, выглядывай, рожица!

 

 

Александр Шибаев. Язык родной, дружи со мной

Издательство: Детгиз, 2008 г.

Возраст: от 4-5 лет.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету!

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, - означено словами.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо…

Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –

В огромном море – море слов – купаться ежечасно!

Эта книга у многих из нас была еще в детстве. И ее все еще переиздают. «Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке, в норку норкину вошла, норку в норке не нашла», «Сосать сосульку - вот беда! Нам строго запрещается. Но почему ж она тогда сосулькой называется?» Замечательные обучающие стихи легко ложатся на слух, запоминаются с первого раза. У поэта Александра Шибаева была нелегкая жизнь, он прошел войну, долго и тяжело болел. Его талант потрясает: так чувствовать поэзию, передавать через нее достоинства родного языка, воспевать слова, буквы, звуки может только человек, наделенный тем самым божьим даром. Сочиняя стихи для детей, мало быть поэтом, нужно уметь донести свой талант до самой капризной аудитории в мире.

Это – «Ж», а это – «К»,

Целый жук и полжука.

«Т» - в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой «Ф».

Буква «У» - два длинных ушка.

«З» - простая завитушка.

 

Посмотри на колесо –

И увидишь букву «О».

Чтобы «О» не укатилось –

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю».

В книге содержатся не только стихи, но и скороговорки, путаницы, загадки и перевертыши, бесконечное множество игр со словами, звуками, знаками препинания.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?..

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква «Я» -

БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!

Конечно, дошкольникам рановато разбираться в отличиях знака восклицательного от вопросительного, точки от запятой, тире от дефиса. И перестановка слогов им еще не по годам. Но стишки в книге такие легкие, что они могут понравиться своим звучанием, юмором - простотой, недоступной многим современным авторам. И неважно, научат ли они чему-либо в итоге: до школы мы не учим детей, мы с ними играем.

И солнце играет (лучами на речке),

И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (Есть кукла у Жени),

И мама играет (В театре на сцене).

И папа играет (На медной трубе),

И дедушка (С внуком играет в избе)…

А бабушка внуку пеленки стирает.

Бабушка в стирку, наверно, играет?..

Вот так, играючи, Александр Шибаев обращался с родным языком, раскрывая все его богатство, и приобщая к искусству словообразования самых маленьких читателей, которые даже не читатели еще, а только слушатели. Иллюстрации в книге все те же, они выполнены старейшим сотрудником издательства «Детгиз» Вадимом Гусевым, петербургским художником-графиком.

 

 

Метки:
Этот материал был полезен?