Ирина Рюхова. Как подарить малышу здоровье: кормим грудью

Издательство: Эксмо, 2010 г.

Книга воистину шикарная. Это утверждение верно без рекламной фальши и восторженных эмоций. Такого на печатном «грудном» фронте еще не было. Были чьи-то брошюры, были отдельные главы и разделы в книжках американских педиатров. Есть такой стереотип: тяжелая красивая книжка, вроде разнообразных «энциклопедий фитнеса и диет» годится только для украшения книжной полки. И для просмотра картинок раз в год. Приятно, что весомый труд Ирины Рюховой полезен от первой до последней буквы. Стиль очень легкий, информация только современная. Без авторских «то да потому», без тоскливых компиляций и фанатичных выкриков (к сожалению, этого всегда ждут от «поклонников ГВ»).

В купеческой и крестьянской среде было принято кормить детей достаточно долго, поскольку все хорошо понимали, что кормление грудью делает ребенка более здоровым и повышает его шансы на выживание. Обычно для кормления грудью использовался принцип «трех длинных постов» — то есть мать кормила два Больших поста и один Успенский, либо два Успенских и один Большой, в среднем от полутора до двух лет. В летнее время, когда детская смертность становилась особенно высокой из-за кишечных инфекций, от груди не отнимали даже подросшего ребенка. Но в крестьянской среде из-за необходимости постоянной работы вне дома исключительное кормление грудью было затруднено, и последствием становилась высочайшая смертность, возмущавшая всех специалистов по детскому здоровью.

Узелок за узелком распутываются предрассудки, их исторические и даже политические причины. В нашем веке и войны-то нет, и работать сразу после роддома под страхом оказаться «тунеядкой, отбросом общества» не надо. Однако педиатр в поликлинике все равно расскажет молодым мамам о перерывах в кормлении и вреде ночного ГВ – мол, вы сами-то страдаете же, если на ночь наедитесь! И так далее, и тому подобное. Пока к новорожденному ребенку относятся как к пациенту, его жизнь будут разбивать на часы и минуты, применять к нему больничные правила, потому что… потому что допаивание кефиром врачу понятно, а наглое бесконтрольное ГВ – отнюдь. Допаивание «бифилинчиком» изведано до корок и узаконено, а заселение флоры какими-то бактериями и ферментами из грудного молока – фантастика! Кто их считал, бактерии эти, кто их видел?

Дело было, во-первых, в том, что детская смертность хоть и упала, но из-за того, что многие женщины не принимали новшеств в уходе за детьми, продолжала оставаться высокой: в конце 30-х годов 170 смертей детей до года на 1000 рождений. При этом человеческие потери новообразованного СССР были ужасны: сначала Первая мировая война, потом революция, Гражданская война, голод, наконец репрессии... Такие потери были просто непозволительны. И тогда началась медикализация таких естественных процессов, как беременность, роды и кормление грудью. Жесткий, постоянный медицинский контроль. Самыми лучшими условиями для материнства начинают считаться условия больничной палаты, полной стерильности и расписанных по часам процедур под врачебным наблюдением. На новорожденного предлагалось смотреть «как на хирургического больного, которому сделана операция». В предвоенное время появляются рекомендации кормления ребенка строго по режиму, помыв с мылом руки и грудь, надев особую чистую одежду (халат и косынку), а если мать простужена — то еще и марлевую повязку. Вместе с тем ожидалось, что мать будет продолжать работу, для чего регламентировался режим дня семьи в общем и целом, на предприятиях были введены перерывы для кормления детей и предлагалось организовывать «особый материнский конвейер», чтобы работа предприятия не нарушалась. Позднее это явление будет названо «двойная ноша»: вплоть до конца советского режима идеалом женщины в государственной идеологии считалась та, что не избегает деторождения, ведет домашнее хозяйство и вместе с тем работает полный рабочий день вне дома.

Ирина Рюхова – не просто очередной «доморощенный» или «рожановский» консультант по грудному вскармливанию. Прежде всего, она консультант АКЕВ (Ассоциация Консультантов Естественного Вскармливания), а добиться столь уважаемого статуса непросто. Нужно все знать: ездить на международные конференции, изучать свежие научные данные, читать статьи зарубежных коллег и иметь богатую практику. В своей книге автор рассказывает нам об истории грудного вскармливания, появлении искусственных заменителей грудного молока, принятии кодекса маркетинга производителей смесей – и как он успешно не выполняется в нашей стране. Далее о составе грудного молока, откуда что берется и почему. Конечно же, все о прикладывании к груди, ошибках, предрассудках, ограничениях. Диета, совместный сон, болезнь мамы, колики, аллергии, причины докорма, мастит, прикорм, выход мамы на работу, отлучение… и даже секс во время ГВ.

Считается, что если кормящая мама переест огурцов или капусты, то у малыша будут газы и какать он станет с зеленью. Здесь есть доля истины: если некоторые продукты вызывают у мамы изжогу или метеоризм, это может повлечь за собой изменения в составе крови, и соответственно передаться малышу. К газообразующим продуктам чаще всего относят капусту, огурцы, бобовые, виноград, груши, газосодержащие напитки. Но если мама ест эти продукты и сама от вздутия живота не страдает, то и на ребенка они не повлияют. Что же касается стула с зеленью, то он действительно может указывать на непереносимость каких-то продуктов — и тут нужно думать не на огурцы или капусту, а вспоминать продукты из групп риска. Но самой обычной причиной зелени в стуле является так называемый дисбаланс переднего и заднего молока, когда малыша слишком часто перекладывают от одной груди к другой, и он получает слишком большие порции богатого лактозой «переднего» молока. Запасы фермента, расщепляющего лактозу, в организме ребенка невелики, и когда они исчерпываются — начинаются неполадки с пищеварением... Решается эта проблема очень просто: не менять грудь, пока ребенок не опустошит ее полностью; в таком случае он будет получать не только «переднее», но и жирное, хорошо усваивающееся «заднее» молоко.

С чем-то в книге можно поспорить, что-то кажется чересчур поверхностным (мол, «хорошо вам говорить, а в жизни-то как!»), но стоит помнить одно: процесс грудного вскармливания, особенно длительного (дольше 1,5-2 лет), индивидуален во всех мелочах. Не может быть идеального совета для всех кормящих мам.

Грудь все-таки принадлежит маме, а не ребенку, и помнить об этом должны оба. Нельзя позволять малышу самому доставать грудь из одежды, хотя он может показать, что нуждается в прикладывании. И здесь очень важна четкая линия поведения, которая поясняется детке в доступной форме. Будьте готовы к тому, что ребенок обязательно несколько раз попытается сам добыть грудь со скандалом просто для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет: может ли он диктовать маме свои условия. Ребенка можно отвлекать и развлекать, можно разъяснять, но главное — не менять высказанной позиции. Для понятливых детей иногда хватает одного раза; дети, которые подозревают в маме слабинку, могут повторить это дважды или трижды, но если у мамы позиция твердая — на этом все заканчивается. Ну а если мама уступает, ребенок свои выводы сделает... Так же стоит относиться и к вопросам личного удобства. С самого начала лактации мама должна устраиваться для кормления так, чтобы ей было удобно, ведь приложить ребенка правильно можно фактически в любом положении. «Жертвы», когда мама терпит какое-то нежелательное поведение ребенка, вроде прикусывания, теребления или щипания груди, болезненного сосания, кормления в неудобной позе — никогда себя не оправдывают.

У книги немаленькая цена (около 500 руб.), но она и объемистая (более 500 страниц). У «сидящих» в форумах часто складывается иллюзорное впечатление, будто все знают обо всем. И никто уже не докармливает детей капельками сока с месяца, не вводит творог в полгода, не хватается за смесь, будучи обиженным на свою горькую долю. Факт из книги: по опросам 48% матерей вообще не знают, что смесь отличается от грудного молока. Ситуация меняется, но очень медленно – будем надеяться и верить.

Этот материал был полезен?