А вот и очередной опус для Злобного критика...
...
Солнце давно село, но его нежно горячие лучи еще ласкают ее лицо, тело, крылья. Они появились недавно, а казалось - всегда были. С непривычки она не знает, что с ними делать, потому что раньше летала только во сне.
Мгновение вечности, погруженной в ее зрачки - океан, впрочем, просто стакан пролитого кофе. Сегодня Глая положила в него чайную ложку счастья. Она бы и не пила его вовсе, от него кофе становился голубым. Но Митя очень просил, даже рискнул подарить ей небо.
Где-то Митя слышал, те, кто пьют счастье, забывают мечты. Поэтому, пока Глая спала, он вышел из дому и направился к торговой лавке с вывеской "Глобус".
Внутри было темно, пахло пряностями. На полках стояли баночки, бутылки, кувшины, лежали туго перевязанные мешочки, аккуратные свертки. Митя взял в руки один из них и прочитал вслух:"Равнодушие".
- Берите, не пожалеете, это самый ходовой товар, - услышал он за спиной голос хозяина лавки, немолодого мужчины, фамилия которого красовалась на вывеске и несказанно подходила ему: коричневый жилет в серую полоску едва сходился на его животе.
- Спасибо, мне бы счастье, - робко начал Митя и тут же поспешно добавил, - это не для меня.
- Охотно верю вам, молодой человек. Счастье для Глаи.
- Как вы сказали? - распахнул глаза Митя.
- Собака на улице лает. А что?
"Конечно, показалось, не может он знать ее имени", - думал Митя, рассматривая хозяина, пока тот искал на полках счастье.
- А вот и оно,- сдувая пыль с берестяного туеска, улыбнулся Глобус.
- Можно взглянуть? - Спросил Митя, принимая счастье из рук хозяина.
- Смотрите, коль есть желание.
Митя открыл плотно прилегавшую крышку и увидел голубой порошок.
- Неужели это счастье?- обернулся он к хозяину.
- Каким оно должно быть, по-вашему? Головками одуванчика? - усмехнулся Глобус. - Оно самое, не сомневайтесь. Равнодушие, к примеру, напоминает сухое молоко, терпение - точь-в-точь морской песок. Так вы берете? Хорошо. Пить три раза в день по чайной ложке с кофе.
Митя расплатился и вышел из лавки. Теперь он был уверен, что Глая забудет о мечте стать птицей. Он просто хотел, чтобы она была рядом. Хотел чувствовать ее дыхание, прерывистое биение сердца, слушать ее шаги. У него наворачивались слезы, когда он представлял себе, что Глая улетит из клетки.
Она всегда была его смыслом, но сама этого не замечала. Как не замечала и подснежников, которых он дарил ей осенью, и его камышовых глаз, следящих за ней.
Сколько помнила себя, столько она помнила свою клетку: прутья, над головой - желтое покрывало. Глая не знала, что бывает по-другому, пока Митя не подарил ей небо. Сдернув покрывало.
- Это тебе. - Сказал тогда он и почему-то отвел глаза. - Это небо, Глая.
Как он потом ругал себя за этот подарок, как ненавидел за эту ошибку. Глая перестала пить счастье, у нее выросли серые крылья, й ей стало тесно в клетке.
Что ему оставалось делать? Сдерживая слезы, Митя распахнул дверцу.
Зашумели серые крылья, захлопали. Глая улетела.
Митя постоял у пустой клетки и заплакал.
Сегодня с книжной полочки мы достали очередной образчик.... хотя постойте! Такое впечатление, что это была вовсе не книжная полочка! Да-с.. А знаете ли, такая полочка, ну там или шкафчик, где заботливый и рачительный хозяин припрятал кубовый шприц, пару мухоморов, свернутую трубочкой пятидолларовую купюру, подкопченную ложечку, коробок и шарикову ручку. Ога-ога. И такое впечатление, что сначала он одновременно курнул, куснул грибочков и укололся... И только потом взялся за ручку. Или вообще не брался... Ну что тут скажешь? Автор - явный адепт модного нынче литературного течения, условно обозначаемого литературоведами как "галлюциногенный постмодернизм". Неплохое, вобщем -то, течение, хотя , надо заметить, неактуальное нынче. Ну да бог с ним, с течением, а то унесет, как автора....! Перейдем к структурному анализу текста. Начнем, пожалуй, с заголовка. Вот что-что, а заголовок мне понравился. Короткое, емкое звучное слово "глая". Действительно, фоносеманетический анализ показывает, что автору знакомы такие понятия как "омофония" - похвально! похвально! Тут вам и "лает" и "Аглая" и "благая" - ну смотря до каких пор вас накрыло. Особо отметим, что автор не пренебрегает цветофоносемантикой. Лидирует, конечно же, голубой цвет! И это неудивительно, мои маленькие ценители эпистолярного жанра! Почему? Да просто близость автора определенным литературным (и не только!) тусовкам позволяет нам делать определенные выводы... Вспрочем, мы несколько отвлеклись от текста...Парочка цитат: "от него кофе становился голубым", "открыл плотно прилегавшую крышку и увидел голубой порошок". Голубой порошок... Вы только вдумайтесь, мои маленькие любители эпистолярного жанра, какой тонкий завуалированный намек... Голубой, да еще и порошок... Убийственное сочетание, не правда ли? Кстати, о порошке. порошка в тексте очень много. Даже чрезчур! и счатье, и равнодушие и терпение -все у автора ввиде порошка .. Хотя впрочем если так сказать дистанцироватьяс в пространственно-временной континуум написания текста, вполне возможно, что там и пристуствовал порошок. А в свете неоновых ламп сортира он приобрел характерный голубой отсвет...
Еще один интересный пассаж о счастье. "Неужели это счастье?- обернулся он к хозяину.
- Каким оно должно быть, по-вашему? Головками одуванчика? - усмехнулся Глобус.". Вот тут некоторые падонки-ботанеги могли бы и поспорить с автором! Для них счастье -вовсе даже и не порошок никакой (тем паче голубой, фу!) а именно головки одуванчика! Эти трогательные желтые пушистые комочки... Да-с... Впрочем мы опять отвлеклись от темы... Так вот. ...рассмотрим фигуру хозяина лавки. Почему автор использовал такую странную форму номинации - Глобус? Хотелось бы уточнить, какой именно глобус -глобус Украины или глобальный Глобус? Из текста это совршенно неясно! Ну и напоследок рассмотрим финал текста. Откуда эти депрессивные инсинуации? "Глая перестала пить счастье, у нее выросли серые крылья, й ей стало тесно в клетке". На наш строгий взгялд слишком многа букофф! Вот если бы мы были автором мы бы поставили точку полсе слова "пить". Глая бросила пить. Коротко и ясно. И главное сразу поянтно, о чем был весь рассказ. А тут нате вам! какие то серые крылья (кстати, почему не голубые?), улетела... Митя плачет... Грустно, товарищи! А меж тем, литература должна радовать! очищать! вводить в состояние катарсиса! А тут сплошная демагогия и депрессия! Незачот! Пойду почитаю Пелевина. И до новых встреч!
В целом понравилось, лирично, но если брать все ваши работы (эссе), даже ваш ник - все уж больно как то пессимистично ((( Аня, будьте жизнерадостней, век страданий благородных девиц и рыцарей печального образа уже давно минул :) Попробуйте написать что-то такое, чтобы люди, прочитав, улыбнулись, а не взгруснули... Иначе ваш образ так и останется печальным, и вы начнете глубоко в него вживаться, что может довести и до депрессии :(
Попробуйте, уверена у вас получится, ведь литературные способности как правило многогранны. Удачи вам!
очень красиво... и по-моему, самое ужасное в человеческих отношениях - это, когда ты желаешь человеку именно такого счастья, какого ты представляешь.... я б только назвала "счастье для Глаи"
Обязан быть просто! По всем законам жанра!! Иначе моя Муза улетит! Пишите! Взываю к Вам, пишите! Автор! Вы слышите глас вопиющего? Пишите и воздастся Вам литературной сторицей!
+100
Вспомните хотя бы Достоевского, сколько у него вещей, явно невеселых, но в каждой заложена надежда и спасение, заложена вера....позитив...
А если ваши рассказы претендуют на литературность, то они должны быть тщательно проработаны...недаром классики по тысяче раз переписывали свои шедевры....черновики, черновики...
Анют, приятно...! Зачот...
да уж)))
за что кукшка хвалит петуха? за то, что хвалит он кукушку)))
стебаться на буду, что скажу
тема - хорошая (о том, как один из партнеров перерос другого и что из этого вышло) - вечная практически тема (см. Шекспира и иже с ним)
но вот именно это произведение с позиции раскрытия темы - слабовато, как-то слишком ожидаемо все, нет интриги, экспрессии...
в деталях тоже много упущений - меня смущает то, по какому признаку были рассортированы человеческие чувства: равнодушие, терпение, счастье... так и хочется спросить автора - а вы сами-то их на "вкус" пробовали, на то, как они пахнут, как ощущаются кожей?
удивляют и имена главных и второстепенных героев опуса: Митя - отсылает нас к Достоевскому, Глая - она же Аглая, слишком уж простонародна, а Глобус - он вообще кто и какова его роль в пространственно-временной характеристике произведения?
в общем - вопросов у меня много, ответов мало:)
автору хочу пожелать - во-первых, как не банально, больше читать классической литературы, особенно русской, во-вторых, работать над собой - прежде чем выставлять произведение на суд читателей (среди которых встречаются оченно злобные критики), отложить его на долгое время - можно на пару месяцев буквально, и только потом, перечитав его еще раз и осознав готовность или не готовность, публиковать...
ЗЫ: из последних кто очень хорошо раскрыл сию тему - был Макаревич. вспоминайте: он был старшее ее, она была хороша, в ее маленьком теле гостила душа. он любил ее - она любила летать по ночам...
Zer Гуч ..., на первый раз, я тебя прощаю, но впредь, я очень тебя прошу, прежде чем что то публиковать в этой рубрике спроси разрешения автора, и подумай о том, что люди, строя из себя критиков, ранят души вот таких авторов, как я.... Мне было очень неприятно все это читать....
P.S. Отдельный респект любимому моему Магистру ))) Другой реакции я от тебя и не ждала )))
И, по моему, заложен как раз положительный смысл: желай человеку счастья, но не запирай в клетку. как и поступил в итоге Митя.