Новый закон об обязательном медицинском страховании, вступивший в силу в начале этого года, специалисты окрестили медицинской революцией: он оказался не только актуальным и своевременным, но и закрепил за жителями России новые, важные для них права.

Правда, вопросов, как и любая социальная инициатива, этот закон оставляет много.

На самые часто задаваемые вопросы отвечает руководитель управления развития обязательного медицинского страхования ТФОМС Свердловской области Наталья Титкова.

Новый закон об ОМС позволяет гражданам менять полисы обязательного медицинского страхования. Правда ли, что со старым полисом меня больше не будут принимать ни в поликлинике, ни в стационаре?

Неправда. Ни одно медицинское учреждение, работающее в системе ОМС не вправе отказать вам в оказании медицинской помощи, независимо от того, какой полис – действующего или нового образца – находится у вас на руках. Более того, по новому закону об ОМС действующими считаются не только полисы, выданные относительно недавно (в 2007-2009 годах), но и те документы, которыми вы пользовались еще в 90-е годы.

Таким образом, все полисы, которые есть на руках у граждан, действуют. Причем действуют бессрочно – до момента замены их на универсальную электронную карту (ориентировочно, переход на электронные карты начнется в 2014 году).

Важно, что полисы продолжают приниматься в медучреждениях даже в том случае, если истек указанный на документе срок действия.

Кому же  в таком случае нужно поменять документ. И зачем, если все полисы действуют?

Получить полис нового образца нужно в нескольких случаях: если у вас нет полиса, если полис пришел в негодность, а также, если вы изменили личные данные – фамилию, имя или отчество. Новорожденные малыши также будут получать новый бумажный полис ОМС.

В этих случаях получение нового документа необходимо для актуализации так называемой базы застрахованных: больница, в которую вы обратились, будет защищена от неоплаты проведенного лечения.

Важно помнить, что ни смена места жительства (в пределах одного региона), ни изменение места работы не являются основанием для немедленной замены полиса. Что касается работы, гражданам необходимо знать, что по новому закону об ОМС работодатель больше не участвует в выборе страховой компании, таким образом, при необходимости получения нового документа, гражданин самостоятельно обращается в выбранную им страховую организацию и пишет заявление о выдаче ему полиса обязательного медицинского страхования. Попытки работодателя оказать давление на своих сотрудников, требования застраховаться, или «продлить договор» с той, или иной компанией  незаконны! О случаях нарушения закона нужно сообщать по телефону «горячей линии» ТФОМС: (343) 362-90-25!

Если необходимо заменить полис, то в какую страховую компанию лучше обратиться?

Очень важно понимать, что страховая компания -  не мифическая организация, функция которой – лишь выдача полисов ОМС. Специалисты вашей страховой компании должны своевременно и бесплатно консультировать вас по всем вопросам, возникающим в процессе получения медицинской помощи. Например: достаточно ли эффективно  проведенное вам лечение? Положены ли  дополнительные исследования в рамках поставленного диагноза? Правомерно ли требование врача оплатить те, или иные процедуры?  И так далее.

Кроме того, в случае возникновения конфликта с медицинским учреждением страховая компания будет помогать вам отстаивать ваши интересы в досудебном и судебном порядке. Разумеется, совершенно бесплатно.

Именно поэтому подойти к выбору страховой компании нужно серьезно. На официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области приведены данные о деятельности каждой из 15-ти страховых компаний, действующих на территории Свердловской области. Вы можете посмотреть, как долго компания работает на рынке, сколько человек в ней застраховано, какова квалификация работающих здесь  экспертов, как эффективно организация защищает права своих клиентов и т.д.

 

 

Можно ли поменять компанию, если организация, выдавшая мне полис ранее, недостаточно хорошо  защищает мои права?

Безусловно, плохая работа организации – весомый повод уйти к конкурентам. 1 раз в год – до 1 ноября – вы имеет право поменять страховую компанию. Для этого необходимо обратиться во вновь выбранную страховую организацию, принести действующий полис, отдать документ и ждать изготовления нового документа. Обычно полис выдают в течение 30 рабочих дней. На время изготовления полиса у вас на руках находится временное свидетельство, имеющее ровно ту же юридическую силу, что и постоянный полис, но действующее ограниченный срок.

Однако не забывайте, что отказ в помощи вам со стороны страховой компании не значит, что вы остались один  на один со своей проблемой. Вас всегда дополнительно и бесплатно проконсультируют специалисты ТФОМС. «Горячая линия» (343) 362-90-25 работает ежедневно с 8.30 до 17.30.

Новый закон позволяет выбрать не только страховую компанию, но и медицинское учреждение и даже – врача. Правда ли это?

Вы можете выбрать любую больницу, работающую в системе ОМС,  и любого доктора. Для этого необходимо написать заявление на имя главного врача  и в случае положительного решения последнего вас поставят на учет в выбранное заведение. Но нужно понимать, что возможен отказ. Дело вовсе не в том, что больнице лень вас лечить, как раз наоборот: каждый новый человек – это дополнительные средства из фонда обязательного медицинского страхования, но, к сожалению, наши медицинские учреждения часто перегружены. Если мощности больницы не позволяют принять еще одного человека – то вам придется выбрать другое медучреждение, или остаться прикрепленным к поликлинике по месту жительства.

При выборе поликлиники нужно помнить о двух важных вещах: «выбрать» человек может только участкового врача. Узких специалистов придется, как и прежде, посещать по направлению. Кроме того, важно понимать, что врач из отдаленной от вашего места жительства поликлиники не поедет к вам на вызов в случае, например, высокой температуры. Поэтому открепляясь от медицинского учреждения, к которому вы относитесь территориально, необходимо правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Правда ли, что по новому закону лечиться можно не только в муниципальных больницах, но и в частных медицинских центрах?

Правда. Около двадцати частных медучреждений приняли участие в программе ОМС. Их полный список представлен на сайте ТФОМС: http://www.tfoms.e-burg.ru/.

Правда, нужно понимать, что приоритет у частной клиники в любом случае останется за оказанием платной помощи. Но в самОм частном медучреждении вы можете уточнить, какой объем госзаказа он выполняет и какую помощь может оказать вам бесплатно по полису ОМС.

Можно ли рассчитывать, что количество платных услуг в больницах будет постепенно сокращаться в пользу бесплатной помощи?

К сожалению, увеличение числа платных услуг в больницах часто связано с недостаточной осведомленностью пациентов о своих правах. С вас могут потребовать деньги за дополнительную «сервисность», за обследование вне очереди, или за анализы и манипуляции, которые вы хотите провести по собственному желанию.

При этом, все анализы, исследования и лечение, рекомендованные вашим врачом, должны быть бесплатными и предоставляться в  том объеме и в те сроки, что указаны в  Территориальной программе оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. С этим документом можно ознакомиться в любом медицинском учреждении и на официальном сайте Территориального фонда ОМС.

 

Если вы не нашли ответа на ваш вопрос - задайте его В нашей рубрике "Гость на сайте" - Наталья Титкова отвечает на ваши вопросы на нашем сайте!

Метки:
Этот материал был полезен?