Константин Лагунов "Белый Пёс Синий Хвост" и "Городок на бугре"

Издательство «Нигма», 2015 г.

Возраст: 3+

«Туча стала снижаться. Лохматыми боками она задевала деревья, и те, покорно склоняя вершины, тревожно шумели листвой. Вот Туча нависла над рекой, и сразу почернела в ней вода, засверкали белые гребешки волн. Забарабанили по воде крупные, тяжёлые капли дождя. Но вот и река осталась позади.

—Теперь слезай, — устало пророкотала Туча, — мне пора отдохнуть.

— Спасибо вам, Грозовая Туча. Вы спасли меня…

— Пустяки, — громыхнула Туча.

— До свидания. Счастливого пути вам, Грозовая Туча… Кукурузинка уцепилась за дождевую ниточку и стала спускаться вниз. Сначала она спускалась медленно, потом всё быстрее и быстрее, а потом так стремительно заскользила, что у неё потемнело в глазах».

Большинство книг нашего детства переиздали в течение последних лет. Среди немногих оставшихся были сказки Константина Лагунова. Фанаты бомбардировали издателей жалобными просьбами, скупая «Ромку, Фомку…» и «Городок на бугре» за бешеные деньги у букинистов, а те оправдывались: причина в авторских правах, и еще в чем-то специфическом.

Дождались. В издательстве «Нигма» вышли две книги культового сибирского писателя. Обратите внимание, какие детские писатели у нас – уральцев, сибиряков - наиболее любимы. Свои, конечно же: Борис Рябинин, Константин Лагунов, Владислав Крапивин, и прочие замечательные авторы, чьими книгами зачитывались советские дети. Они писали о наших дворах, наших лесах и оврагах. Их героями были наши соседи и друзья, настолько остро и правильно литературные мальчишки, девчонки и их родители вписывались в наше представление о жизни. Признак «нашести» - это особые доверительные интонации. Советские писатели не стремились сделать из ребенка – взрослого, они его понимали без преувеличений, и к каждой возрастной категории относились уважительно. Не без налета идеологии того времени.

Кстати, о налете. Сложно сказать, заинтересуют ли нынешних дошкольников приключения Кукурузинки. В нашем-то детстве эти произведения рекомендовали к прочтению в начальной школе, и мало у кого не было заветной оранжевой книжки с тремя задорными собачьими мордами на обложке. Сейчас, пожалуй, возраст читателей нужно отодвинуть к 3-4 годам. Обе сказки, «Городок» и «Белый пес», объединены несколькими признаками: автор то рифмует строчки, то переходит на прозу. Герои отправляются путешествовать по сказке, встречаются с природным явлениями и волшебными существами, кого-то злого побеждают, с добрыми дружат. Множество забавных диалогов происходит, раскрывающих характеры персонажей. Сказки чуть сложнее «Репки».

«Белый пес» - позднее произведение, написано в 1998 году. Добрая история о приключениях пса, кота и мышки. «Городок на бугре» (1966 г.) читателями однозначно воспринимается как произведение с идеологией (о строительстве коммунизма в отдельном городке). В городке Кукурпахе есть и ударники труда, и бездельники Мери Ковка и Питер Ушка, изображенные как хиппи в модном прикиде в брюках клеш и с длинными волосами. И коварные торгаши, думающие только о прибыли. Если отвлечься от ассоциаций, получится обычная милая сказка, это уж кому как по душе.

Константин Лагунов в военные годы работал воспитателем, а потом директором Голышмановского детского дома, лауреат множества литературных премий. Можно спорить о влиянии на детскую литературу идей социализма, но главная ценность - высокий слог автора. Старая школа, литература высшей пробы. Такие книги нужно беречь. Может, и «Ромку, Фомку и Артоса» когда-нибудь переиздадут.

Иллюстраторы «нигмовских» изданий – современные, это не картинки из детства. Цена книг около 600 руб. за ~150 стр. Страшно вспомнить, но за потертую оранжевую книжицу несколько лет назад цена на «барахолках» доходила до трех тысяч.

Метки:
Этот материал был полезен?