Досье: Елена Богданова, основатель и директор модельного агентства «Карамель». Изначально получив техническое образование (лесотехнический институт), некоторое время работала в НИИ. После того как наука перестала быть востребованной, ушла в сферу своих детских увлечений: имея разряд по художественной гимнастике и будучи кандидатом в мастера спорта, начала осваивать профессию хореографа, работала в хореографическом театре, окончила факультет искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета. В моделинге с 1996 года; в 1997 г. ее воспитанница Людмила Попова получила титул «Краса России». Елена Владимировна являлась первым директором общественной организации «Мисс Екатеринбург», занималась подготовкой конкурсов 1998 и 1999 гг. В 1999 г. создала свое модельное агентство, на счету которого проведение более 40 взрослых конкурсов местного и российского уровня, а с 2003 г. – ежегодный детский городской конкурс красоты «Маленькая мисс».

 

Как появился конкурс «Маленькая мисс»?

Меня всегда тянуло к детям, я и в хореографию тоже попала через детей, когда водила свою дочь на танцы. Здесь много моментов, связанных с подготовкой молодых людей к будущему: я считаю, что надо начинать не в подростковом возрасте, а чуть-чуть раньше. И за 9 лет работы у нашего агентства имеются достижения в этом плане. Есть дети, которые пришли к нам в 7-8 лет, и сейчас они уже работают во взрослом составе. Специально мы такой задачи не ставим. Но для того, чтобы рынок моделинга развивался, ему необходимо стимулирование. Конкурс «Маленькая мисс» способствует развитию не только детского моделинга, но и, например, детской моды. Девять лет назад, когда мы начинали работать, нам говорили: никто не готов вкладывать деньги в детство – в детские товары, игрушки, одежду. Возможно, мы чуть-чуть рано озвучивали свои идеи, но нам это всегда шло на пользу. И в 2003 году мы решили впервые провести конкурс «Маленькая мисс Екатеринбург». В этом году он состоится шестой раз. Каждый год мы ставим разные задачи. Начинали с девочек, которые занимаются в модельных агентствах, чтобы у них была какая-то мотивация к выходу на подиум, потому что в то время это случалось не так часто. Сейчас мы видим показы детской одежды во взрослых неделях прет-а-порте, обозначились детские дизайнеры, которые стабильно работают. Но когда мы начинали, ничего этого не было. К детям относились как к «проходящему» этапу, а сейчас для многих это серьезный бизнес.

Сколько девочек прошло через ваши кастинги за эти годы?

Каждый год по-разному. Было и 50, и 150, и 250 (максимальный приход в 2005 году). 

Шли каждый со своими целями. Некоторые – по принципу «мимо проходили». Ведь в 1999 г., когда мы начинали создавать свой коллектив, вообще не было никаких кружков. И на наши кастинги на школу моделей приходило такое количество детей, что мы физически не могли всех принять. Затем все немного встало на свои места, потому что родители стали реально оценивать свои силы, и уровень участниц кастинга стал значительно выше. Даже если просто посмотреть на фотографии и съемки: как дети одеты, причесаны, как они ходят, говорят. Конечно, это не только наша работа, здесь имеет значение и вообще изменение ситуации в стране.

Правильно ли я понимаю, что основная идея конкурса – это создание некоей базы для последующего развития участниц в качестве моделей?

Нет, я не могу так сказать. Мы собираем анкеты, и за все годы у нас есть статистика того, к чему девочки стремятся. 90% участниц приходят стать моделями, остальные распределяются следующим образом: дизайнеры, журналисты, телеведущие, певицы. Впоследствии остаются в моделях около половины, остальные выбирают иностранные языки, более плотное занятие хореографией, спортом и т.д. Но мы даем некий толчок, эмоциональный всплеск. Ведь что такое моделинг? Это умение дефилировать, то есть это походка. Это и знание хореографических элементов, и актерское мастерство, потому что часто в постановках на подиуме используются какие-то приемы. Это и фотосъемка – умение услышать, что тебе говорит фотограф, умение раскрепощенно чувствовать себя на площадке, не быть в зажиме, в своем маленьком мире, то есть быть открытым к восприятию того, что происходит вокруг. Это работа не недели, и не двух, и даже не года.

И, прежде всего, нужно работать надо собой, менять себя, причем не только ребенку, но и родителям. После конкурса мы, естественно, даем возможность обучаться дальше, потому что конкурс – это только начало. Кто-то остается в агентстве продолжать работу, кто-то, получив некоторый объем знаний и навыков, идет в другую сферу. Еще один момент, которому мы очень рады: у нас есть дети, которые ходят на конкурсы по несколько лет. Они проходят кастинг, не добиваются официальной номинации и приходят на следующий год. Есть дети, которые ходят по три-четыре года, пока позволяет возраст.

Кстати, каковы возрастные ограничения для участниц? И вообще, какие требования предъявляются к ним на первом этапе отбора?

От 7 до 12 лет. Первый этап – это внешние данные. В любом случае, мы смотрим, как ребенок сложен, как он выглядит, как он представляется, потому что первое впечатление складывается именно по представлению.

То есть важно определенное умение подать себя, владение речью? Что еще, кроме внешних данных, имеет значение для жюри?

Как раз второй этап – это собеседование. После первого дефиле, исходя из внешних данных и фразы «Меня зовут…» мы оставляем примерно половину участниц. Тут критерии достаточно простые: положительная эмоция или более нейтральная возникла у каждого из 5-7 членов жюри. После этого мы общаемся с девочками. Как правило, девчонки проговаривают, зачем они приходят. Конечно, иногда они не знают, зачем: им просто хочется, им нравится, или их мама привела. Например, бывают и такие варианты: «Маме очень хочется, и я не хочу маму огорчить, я буду делать, как мне сказала мама». Ну, о мамах вообще отдельный разговор, потому что мамы иногда переживают больше детей. Конечно, мы транслируем любую информацию через наших родителей, но случается, что дети приходят сами. На нынешнем конкурсе у нас есть такая участница.

Чем занимаются девочки на этапе подготовки к финалу? Кто с ними работает, чему их учат?

Здесь все так же, как и во взрослых конкурсах: мы берем отработанную методику. В  течение месяца, 3-4 часа ежедневно девочки занимаются сценическим движением, хореографией, актерским мастерством, участвуют в каких-то проектах, получают дополнительную информацию, домашние задания, работают над ними, и уже через месяц мы делаем финальное шоу.

В чем будет заключаться финал?

Финальное шоу состоит из четырех основных конкурсов: конкурс дефиле, танцевальный, интеллектуальный и творческий конкурсы. Интеллектуальный конкурс проводится с помощью интервьюирования наших участниц. Вот как раз сегодня он и состоится, причем девочки об этом даже не знают. Мы это делаем сознательно, чтобы не было специальной подготовки, мы не озвучиваем вопросы, которые будем задавать; наша главная задача – понять внутренний мир конкурсанток, их умение формулировать и связно выражать свои мысли, то есть то, чем наградила их природа и родители. Четвертый конкурс – творческий – тоже проходит накануне, это талант-шоу, который мы будем проводить в ТЦ «Мега» 2 ноября. Там каждая участница представит «полторы минуты славы» - с родителями или без, с друзьями, с бабушками-дедушками, покажет свои умения на свой выбор. Кроме того, у нас уже второй год поводится акция сотрудничества с одним из детских домов: девочки делают своими руками поделки, которые мы дарим детскому дому. В прошлом году это была одежда для плюшевых медведей, в этом году они вместе со своими бабушками шьют подушки-игрушки. Мы проведем конкурс на лучшую подушку и таким образом сможем и понять творческие способности девчонок, и выявить супербабушку, которая все это помогла сделать. По итогам всех этих конкурсов на финальном шоу мы выбираем лучших и вручаем им авторские короны известного ювелира Игоря Дара. Дарим, как в сказке, золотую, серебряную и бронзовую короны. Они остаются у победительниц навсегда.

Кроме этих трех номинаций, присуждаете ли вы что-то остальным участницам?

Конечно. Ни в коем случае мы не делаем так, чтобы девочки почувствовали, что кто-то из них лучше, кто-то – хуже. Вначале каждая из них получает номинацию, а потом выбираются три основных победительницы, так что эта интрига сохраняется до последнего момента, и таким образом можно увидеть настоящую реакцию. Кто-то плачет, кто-то радуется, кто-то не готов…

По опыту предыдущих конкурсов и отзывам родителей, каких эмоций больше от финала и выбора победительницы – положительных или отрицательных?

Положительных больше. Конечно, есть и отрицательные эмоции, но мы здесь стараемся подхватить родителей, как правило, ждем обратную связь, и по каждому ребенку у нас есть «план продвижения». Если мы видим, что ребенок расстроился, мы для него делаем какие-то специальные условия, практически моментально, без промедления. Например, сегодня прошел конкурс, а завтра мы вызываем девочку на фотосъемку и говорим о том, что ее выбрал заказчик. Да, конкурс прошел, ты в нем не победила, но сегодня тебя выбрал заказчик. Все! Думать некогда, нужно двигаться дальше. И ребенок переключается со своих переживаний на работу. Но мы можем так поступить только с теми детьми, кто находится рядом с нами. Почему мы и говорим о том, что нам легче отработать результаты после конкурса, когда дети продолжают находиться рядом с нами.

На форуме спрашивают о критериях выбора победительницы (Эгоиста). Оценка интеллектуального и творческого конкурса более или менее ясна, а что происходит на самом шоу? Может быть, к финалу вы уже приблизительно знаете, кто получит золотую корону?

Заранее предугадать это невозможно. Мы каждый год пытаемся визуализировать победительницу: каждый год рисуем новую девочку. Наш дизайнер рисует накануне кастинга, не видя девчонок. И так получается, что победительницей выбирается девочка, очень похожая на ту, которая была нарисована. Я считаю, это какие-то волшебные моменты. Мы не стараемся специально рисовать кого-то конкретно: дизайнер может попытаться нарисовать, например, девочку из агентства, но если ей внутренне это не нравится, то девочка не складывается. На финальном шоу выбор делается просто по количеству голосов. Члены жюри субъективно выбирают ту девочку, которая им больше понравилась. В жюри у нас хореографы, стилисты, обязательно дизайнеры, которые работают с детской одеждой, режиссеры, ведущие – те, кто имеет навыки работы с детьми. Обязательно выслушивается мнение координатора конкурса, который видел детей в процессе общения. Общение остается за кадром, и здесь все зависит от того, как девочка общается с подругами, с взрослыми, с родителями. Это немаловажный момент, потому что в будущем, в течение года, ей предстоит работать.

Кстати, какая работа предстоит победительницам конкурса? (Duti) Или в различных мероприятиях, так или иначе, будут задействованы все участницы?

Вообще, в основном, отрабатывает обладательница золотой короны, но в последнее время получается так, что мы привлекаем всех. Потому что изменилась ситуация в городе, увеличилось число мероприятий, где режиссеры специально просят участия маленьких мисс. Самое первое – это вручение благодарственных писем спонсорам: как правило, мы проводим это мероприятие в Администрации города. Всегда масса мероприятий перед Новым годом, обязательно участвуем в Дне города, Дне бытового обслуживания (это наш профессиональный праздник, и мы всегда поздравляем всех работников этой отрасли). Кроме того, обязательно присутствие на модных неделях; плюс нас приглашают вести какие-то проекты, официальные мероприятия. Мы не можем заранее составить точный график, но работа есть.

Раз уж это работа, получает ли маленькая мисс за нее гонорар?

Конечно, она ничего не получает, кроме статуса и навыков, которые она нарабатывает благодаря общению не с последними людьми города. Но ее призовой фонд неплохой. Хотя последнее время мы склоняемся к тому, что, может быть, мы что-то поменяем в этом отношении. Потому что бывают случаи, когда подход к конкурсу становится очень меркантильный. Учитывая то, что происходит в мире, в России, когда мы забыли какие-то основные ценности и так занялись зарабатыванием денег, что поставили на карту даже будущее своих детей, мы для себя принимаем решение, что, наверное, мы будем отходить от денежного вознаграждения. Главный приз – это именно статус. Хотя, конечно, хочется подарить детям правильные подарки. Все подарки у нас со смыслом. Например, мы дарим большую фарфоровую куклу для того, чтобы у девочки была мотивация к коллекционированию красивых, приятных вещей. Почему именно кукла? Это возможность разобраться в стилях и направлениях одежды, и через куклу девочка развивает все свои будущие навыки женщины. Обязательно дарим плюшевых мишек как символ мягкости, нежности, детства, теплоты, чтобы этот маленький комочек напоминал о том, что было. Кроме того, мы предлагаем всем победительницам дальнейшее участие в российских и международных конкурсах. И вот здесь приз заключается как раз в том, что мы даем эту возможность, организационную поддержку: мы готовим, направляем, курируем, ведем переговоры. Результатом этого года работы стали два гран-при на двух крупных международных конкурсах, а именно «Маленькая мисс Мира» (гран-при получила вторая вице-мисс прошлого года) и «Маленькая мисс Вселенная» (гран-при получила Мисс зрительских симпатий прошлого года). То есть приз, на самом деле, заключается не в некоем количестве денег, а в той информации и в тех возможностях, которые можно использовать или не использовать. Мы эти возможности предоставляем. На сегодня у нас в пакете более 5 партнеров по международным конкурсам. И везде, куда мы направляли своих участниц, они занимали вторые и третьи места.

В чем заключается подготовка к международным конкурсам?

С теми, кого мы отправляем на международные конкурсы, занимаемся индивидуально. У нас специальная система работы, индивидуальные занятия у педагогов, мы работаем именно над теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка. Например, если хорошее дефиле, но буксует фотосъемка, позирование, то мы занимаемся больше этой сферой. Тренерский состав прописывает программу подготовки в течение года. В мире такая работа называется коучингом. Чтобы девочка могла достичь успеха, признания, мы готовы предоставлять услуги детского коучинга в рамках нашего направления.

Как вы оцениваете психологическую обстановку среди конкурсанток и особенно среди их мам?

Мы всегда стараемся привлечь психологов, чтобы они следили за этими моментами. Конечно, мы проводим тренинги. Это специальные занятия на командообразование; настраиваем детей, что это участие в большом шоу. И, кстати, те, кто приходит повторно, идут не за короной, им нравится процесс. У нас были случаи, когда девочки плакали, став победительницей, и на вопрос «Почему ты плачешь?» отвечали: «Я не смогу участвовать на следующий год». Они уже настраиваются на то, что этот праздник будет у них снова, потому что это действительно яркое, зрелищное мероприятие, и дети знают, зачем они идут.

Не было ли у вас случая, что девочка была нацелена только на золотую корону, и когда она ее не получила, это стало для нее сильной психологической травмой?

Такое возможно. В этом году мы решили сделать более сильную ориентацию на семью. Более внимательно работаем с детьми и их родителями. И пытаемся до родителей донести, что дети все лучшие, и для нас они все лучшие, и не надо настраивать ребенка, что только она должна победить.

Вам кажется, что правильный настрой ребенка – это, прежде всего, работа именно родителей, а не психологов?

Конечно! У нас был случай, когда дети были абсолютно всем довольны и счастливы, но вдруг слезы, и когда мы спросили, почему ты плачешь, девочка ответила: «Потому что мама расстроится». За эти годы мы наработали и некоторые навыки психологии и понимаем, что, конечно, это проблемы мам, которые свои потребности пытаются реализовать через детей.

Вы замечаете изменения в девочках? Какими они к вам пришли и какими уйдут после конкурса?

Очень сильные изменения! Не только мы замечаем, но и родители, и окружение в школе. Меняется выражение лица, меняется мироощущение. Они внутренне очень сильно собираются, им некогда играть, изображать из себя маленьких, они реально понимают, что здесь и сейчас они должны что-то делать. И дети очень быстро переключаются. Если родители в них не культивируют инфантильность, то изменения становятся очень заметными. Я могу вам показать фотографии, как в течение года менялись победительницы прошлых конкурсов. Изменения происходят и в течение месяца подготовки к финальному шоу, и в течение всего года, если они работают. А работают они в том случае, если они получили официальную номинацию или остались в агентстве для своего дальнейшего творческого роста. Хотя я не думаю, что те девчонки, которые не остались в агентстве, этот рост приостановили: они наверняка занимаются чем-то другим, просто мы уже об этом не знаем.

Будет ли конкурс для мальчиков «Маленький мистер»? (неЛеди, Венеция, Джекулик)

Нас спрашивают об этом каждый год с тех пор, как проводится конкурс «Маленькая мисс». С мальчиками работать сложнее. В этом году мы хоть и без конкурса, но отправляли одного из наших мальчишек на всероссийский конкурс моделей, и мальчик стал лучшей моделью России. Но сказать, что будем проводить такой конкурс, достаточно сложно. Может быть, будет вариант кастинга. И мы его проведем перед каким-то масштабным конкурсом, чтобы отправить на него победителя этого кастинга. Потому что мальчиков не так много в составе агентства, и они, как правило, занимаются чем-то другим, а мы этому не препятствуем. Все равно моделинг больше для девчонок. Хотя мальчики работают и посещают наши занятия, но они обязательно должны параллельно заниматься, увлекаться чем-то другим, чтобы не зацикливаться только на моделинге. В то же время, мы знаем, что лучшие дизайнеры одежды – все-таки мужчины. Мы об этом тоже помним, и в этом году в рамках нашего агентства мы запустили новый проект – «Театр моды «Пралине». Здесь, помимо модельной части, мы даем часть, связанную с дизайном одежды, декорированием, стилями. И как раз мальчики, которым это интересно, тоже могут посещать такие занятия. Но на сегодняшний день во взрослой группе мальчики есть, а в детской пока только девчонки.

Когда следующий конкурс, спрашивает форумчанка Лёльк@-полька. И где проходят кастинги?

Кастинги проходят на одной из ключевых площадок города. В прошлом году это был ТЦ «Гринвич», в этом году – ТЦ «Гринго». Работали в ТЮЗе, Театре кукол, то есть у нас всегда серьезная площадка, потому что мероприятие объемное, общегородское. Для того чтобы участвовать, можно, конечно, прийти и на следующий год. Но мы еще проводим конкурс «Маленькая Мисс Евразия», а он проходит в середине июня. Если «Маленькая мисс Екатеринбург» проводится по принципу «всех взяли, в течение месяца научили, а потом увидели результат», то «Маленькая мисс Евразия» проводится по другим канонам: вы готовитесь дома, затем мы делаем предварительный отбор и приглашаем на финал. На этом конкурсе участвуют девочки не только из Екатеринбурга, но и из других городов региона – это и Верхняя Салда, и Заречный, и Серов (кстати, победительница прошлого года как раз оттуда), и Березовский, и Каменск-Уральский, и Верхняя Пышма. Это направление очень интересно в маленьких городах, потому что это повод вернуть детей в клубы. И в этом проекте есть возможность показать себя с разных сторон – как вы танцуете, поете, дефилируете, общаетесь. Плюс обязательно на «Евразии» проходит конкурс национальных костюмов – девочки представляют свой народ, свою традицию. И мы всегда говорим городам, где есть какие-то народности, что не надо зацикливаться на чисто европейском типаже. Если есть дети с национальным колоритом, мы готовы всех принять, потому очень важно сохранить эти традиции и привить детям желание чувствовать свой народный костюм. И это не только наша идея, это вообще мировая тенденция. Все международные конкурсы проводятся именно по такому формату.

Метки:
Этот материал был полезен?