Консультации

Вопрос №31706

Вопрос #31706


Здравствуйте! Буду благодарна, если ответите! Дочка- первоклассница. Учится в гимназии. Проблема с письмом: видно, что ребёнок старается, но всё равно не получается (в садике тоже не блистала с рисованием, лепкой и т.д.) Есть ли способы научиться писать хорошо, не просиживая всё время над тетрадкой?
Ещё читает ниже нормы и не любит читать.

Игра, 05.01.2009


Ответ консультанта:

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно уточнить, в чем заключаются «проблемы» с письмом. Если ребенок не использует заглавные буквы, пропускает знаки препинания, пишет буквы в «зеркальном» отражении, а предлоги - слитно со словами, упускает детали букв (например, крючок в букве «Щ»), причем эти ошибки повторяются постоянно, то это может свидетельствовать о нарушении письма, которое называется дисграфия. В этом случае необходимо обратиться к логопеду, который решит, нужны ли ребенку специальные занятия и порекомендует упражнения для занятий дома.
Другая причина трудностей в письме и чтении может быть связана с отсутствием учебной мотивации. Если требования учителя (программы) настолько сложны, что их выполнение кажется ребенку недостижимым, то его мотивация может снижаться (зачем тратить силы на то, что все равно не получится?). Поэтому при выполнении домашнего задания нужно ставить перед ребенком реалистичные цели: если писать красиво и правильно не получается, пусть будет некрасиво, но без ошибок. В любом случае многочасовые упражнения вызовут еще большее сопротивление и отвращение, так что нужно ограничить длительность выполнения уроков, чтобы осталось время на игры, прогулки и общение по душам. Не забывайте говорить ребенку о том, что у него стало получаться лучше.
Что касается чтения, то современные дети в целом стали меньше читать. Тем не менее, я не знаю ни одного взрослого человека, который, окончив школу, читал бы по слогам. К сожалению, в школах по-прежнему практикуют проверки на скорость чтения. Эти ситуации формируют негативное отношение к чтению и могут привести к возникновению школьного невроза.
Нередко «прохладное» отношение детей учиться возникает в ответ на слишком сильное желание родителей видеть своих детей отличниками. Родителей можно понять, но в учебе, так же как и в других сферах деятельности, есть более и менее одаренные дети. Дети-отличники как правило более тревожны, у них больше выражена познавательная потребность по сравнению с потребностью в общении, у них хорошая память и они способны заставить себя выполнять даже неинтересные задания. Не все дети обладают таким набором, а невозможность соответствовать ожиданиям родителей может вызывать у ребенка неприятные переживания и протестное поведение.
Поэтому очень важно выработать у себя спокойное отношение к оценкам ребенка: рассматривать оценку не как характеристику самого ребенка (троечник – плохой, отличник – хороший), а как указание на то, что ребенок пока еще делать не научился и в чем ему, возможно, нужно помочь.

Светлана Крылова, психолог, Центр Развития детей и подростков "Тинейджер Лидер Класс"
23.01.2009