Санкт-Петербург. ДворЦы или дворы?

мама
Екатеринбург

В этот раз выпала мне командировка в Питер. Город, в котором я была 9 лет назад, город, который я сразу полюбила, город, в котором тепло и комфортно, невзирая на погоду.
Перелет до Питера осуществлялся Победой, обратно - Северным ветром. Боингами не летала 100 лет, аэробусы мне нравятся больше, но тут выбора нет. В прошлом отзыве я писала, что Норд Винд кормит бутербродами в полете. В этот раз были только холодные напитки. В Победе, как известно, воду сам можешь попросить.
Начался процесс поиска и бронирования жилья. Ну и, конечно, планирование, куда я пойду, поскольку занятия были с 10 до 17 часов (а музеи почти все до 18).
Я не знаю, как умные люди планируют посещение всяческих мест, у меня ни разу не совпали планы и реальные похождения. Не зря я знак воздуха, ветреная девица, в общем.
Почему -то сразу решила, что жить буду где-то в районе площади Восстания. И вполне удачно в эту концепцию попал Суперхостел на Некрасова. На самом деле их целая сеть по всему городу. На мои даты одноместный номер был свободен на Некрасова 58. Особо даже не читала отзывы, решила, мое, беру.
По факту. Хостел расположен на 4 этаже жилого дома. В этом же доме есть еще два мини-отеля. В моем хостеле общая кухонька, с холодильником, микроволновкой, чайником, набором посуды. Я ей не пользовалась, не успевала. Там же стоит стиральная машина. Вокруг дома на расстоянии 20 метров 5-6 продуктовых магазинов, пекарен. В самом здании несколько кафе, в соседнем - столовая и пара кафе. Около дома остановка 2 автобусов и маршрутки. До метро Площадь Восстания минут 10 пешком, до Чернышевской чуть меньше.
И тут мне пришло в голову зайти на сайт отзыв и спросить, а насколько безопасен этот район, можно ли там бродить поздно вечером. И один из старожилов сайта написал мне, чтобы я поинтересовалась, что же это за дом, в котором я буду жить. Я, конечно,полезла в интернет, почитала и решительно перечеркнула список планируемых к посещению музеев. На стол лег другой лист. Насколько дарно или бездарно провела я время в Питере, каждый решит для себя сам. Я же давно не ощущала такого удовольствия от прогулок, потому - денег и ног не жалея, гуляла, гуляла и гуляла.
Ну что, поехали?

анонимка

Как вы в аэропорт добирались? Сколько стоит?

мама
Екатеринбург


в закладки

мама
Екатеринбург

анонимка: Как вы в аэропорт добирались? Сколько стоит?

Из Екатеринбурга на такси. В Питере выходишь - автобус, стоит 40 рублей. Минут 30 - станция метро Московская. Там я сразу оформила карту Подорожник на 5 суток, 510 рублей. Плюс карта 60 рублей. Когда карту сдаешь, 60 рублей получаешь назад.

просто посетитель
Екатеринбург

с нетерпением жду фото

мама
Екатеринбург

Очень интересная тема)
НЕШОКОЛАДКА ,
Приготовилась удовольствие получить!

мама
Екатеринбург

День 1.
В 6.25 вылет из Екатеринбурга. В 7.20 - прилет в Питер.
Багаж выдали не очень быстро. Пока жду, звоню в хостел и спрашиваю, могу ли я заехать и оставить вещи. Мне вежливо отвечают, что если номер уже освободится, то оставлю сама в номере, если нет, то у администратора. Это хорошо, потому что ехать на учебу с рюкзаком как-то не хочется.
Выхожу на площадь, автобус № 39, маршрутка с таким же номером (Пулково-2). Цена - 40 рублей. Поскольку ехала рано утром, пробок не было, до станции метро Московская добрались быстро. От Пулково в город я ехала впервые, с любопытством смотрела в окно. Среди номеров 178, 47, 98 глаз выхватывает нечто знакомое - серый маленький фольксваген поло с номерами 74. Привет соседям-челябинцам!
Остановки объявляют, горят информационные строки. Наконец - Московская.
А вот в метро давка уже неимоверная.
Ездить я планировала много, потому приобрела карту Подорожник. Метро стоит 45 рублей, остальной транспорт - 40. Подорожник имеет несколько тарифов, я выбрала самый простой для себя вариант, просто на 5 суток за 510 рублей. Отсчет пойдет с момента активации карты.
Ныряю в метро, переход, наконец долгожданное - площадь Восстания. Спрашиваю, как выйти к моему хостелу. Сотрудница метро не просто объясняет, нет, берет за руку, выводит на улицу (Лиговский проспект), показывает направление. Оказывается, Лиговский упирается в ул. Некрасова, заблудиться даже с высшей степенью географического кретинизма просто невозможно.
Рюкзак за спиной, шагаю по Лиговке, чуть ли не напеваю. Дохожу быстро, минут 7-10. Звоню, поднимаюсь на лифте на 4 этаж. Номер пока занят, бросаю рюкзачок администратору, получаю наказ позвонить в любое время, во сколько бы я не вернулась и обещание, что вещи мне отнесут в номер, могу не переживать.
Выясняется, что в 3 шагах от хостела остановка троллейбуса, который довезет меня прямо до места проведения семинара. Радует.
Еду, жадно рассматриваю Невский. Пассажиры сидят спокойно. Они давно привыкли и к дому Зингера, и к Казанскому собору, и к коням на мосту, и .... да ко всему, в общем. Но видя мою улыбку и распахнутые глаза, несмотря на хмурое утро, улыбаются в ответ.
В первый день занятия закончились неожиданно рано, в 3 часа.
Я звоню бывшей одногруппнице, с которой мы учились в Караганде в 89-93 г. Она давно перебралась в Санкт-Петербург. Договариваемся встретиться на Невском у Казанского собора.
Я добираюсь туда быстрее. Чтобы не тратить время зря, конечно, иду туда. Очередь к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, как всегда, велика. Что удивило, в очереди стояли и китайские туристы. Некоторое время брожу по храму, впитываю атмосферу. Почему-то, я не могу его воспринять как церковь, хотя храм действующий.
Подъезжает Ольга. Сначала собирались в Русский музей, но во вторник там выходной. И тогда мы идем сначала на Дворцовую площадь, потом через мост к Бирже и уходим не в сторону Петропавловской крепости, а идем бродить по Васильевскому острову.
Фото Казанского собора, дома Зингера, памятник Сахарову, Дворцовая площадь, памятный знак Стрелка Васильевского острова. Он был установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга и является даром городу от Северо-Западного таможенного управления. По сложившейся традиции, туристы оставляют на памятнике монетку - чтобы вернуться сюда ещё раз. Я тоже бросила, даже 2. Вернусь 2 раза?

Аноним 750

НЕШОКОЛАДКА ,
И что же это за дом, в котором вы жили?

просто посетитель
Екатеринбург

Аноним: И что же это за дом, в котором вы жили?

я глянула. колоритно))

мама
Уфа

Пересмотрела свои питерские фотки. Здорово

мама
Екатеринбург

Аноним: И что же это за дом, в котором вы жили?

Терпение.

Dew
просто посетитель
Екатеринбург

О! Новая тема Алёны. Интересно будет. потирая руки

просто посетитель
Екатеринбург

НЕШОКОЛАДКА автор темы: Терпение.

ты только не затягивай))

мама
Екатеринбург

Банкирша: ты только не затягивай))

Пишу, фото просматриваю.

мама
Екатеринбург

На Итальянской улице стоит памятник, к которому не все относятся благосклонно, типа, не место ему тут, не исторический. Но веселый и задорный Остап Бендер, в основном, не раздражает местных жителей. Ну а туристов и подавно.
Считается, что если задумал какое-то дело, а, тем более, авантюру, то надо бежать сюда и тереть Остапу нос. Ну а если еще и сесть на стул, то можно считать, что «ключ от квартиры, где деньги лежат» — у вас в кармане. Памятник Остапу Бендеру установили 22 июля 2000 года. Открытие памятника приурочили к 100-летию Остапа Бендера, который, как уверяют знатоки, родился 25 июля 1900 года. И стоит Остап перед входом в рЭсторан "Золотой Остап". Ну конечно я пристроила попу на стул работы мастера Гамбса.
Васильевский остров не менее интересен, чем центр города.
Прогуливаясь по 6-7 линии Острова, добрели до Аптеки Пеля. Когда-то здесь можно было пройти еще и к таинственной башне, где жили страшные грифоны. Но жителям дома надоели вопли и бесконечные толпы туристов и нетуристов, поэтому вход во двор перекрыли воротами и просочиться у нас не получилось. А про башню и аптеку немного расскажу.
Итак, Башня Грифонов. Она представляет собой башню из кирпича высотой 11 метров, сверху до-низу покрытую числами от 0 до 9.
История этого сооружения берет свое начало в XIX столетии и связана со знаменитой Аптекой Пеля, которая находилась в доме №16 на 7-й линии Васильевского острова.
В 1858 известный фармацевт Вильгельм Пель разместил в этом здании аптеку, к началу XX столетия она превратилась в научно производственный комплекс, включающий органотерапевтический институт, исследовательские лаборатории, фармацевтические фабрики, библиотеки, склады. Только в аптеке работало более 70 человек.
Один из потомков В.Пеля-Александр Васильевич Пель сделал ряд важных открытий на фармацевтическом поприще. Он первым в России, а, может и в мире стал использовать для хранения лекарственных препаратов стеклянные ампулы. А знаменитый «Спермин Пеля», изобретенный им, мог бы стать русским прототипом Виагры.
Во дворе аптечного дома была построена химическая лаборатория с высокой кирпичной трубой.
Успешную работу компании «Пель и сыновья» прервала революция 1917 года. Аптека продолжала работать при большевиках она стала называться Андреевской (напротив находится Андреевский собор), а затем «97-я коммунальная». Химическая лаборатория была закрыта в годы Гражданской войны и разрухи, а вершину кирпичной трубы разобрали во время немецкой блокады.
1 мая 1994 года на вершине башни появилось огромное яйцо, а кирпичи сооружения были расписаны цифрами.
Арт–объект, созданный художником Алексеем Костромой (его мастерская находилась на последнем этаже, упоминаемого дома) и творческой группой «ТУТ-И-ТАМ», получил название «Памятник яйцу, или грачи прилетели».
На создание этой инсталляции художника вдохновило совпадение по времени двух праздников – Дня солидарности вех трудящихся и Православной пасхи. Огромное яйцо на вершине башни было установлено 1 мая после шествия от Манежа до двора дома Пеля. Действо символизировало единение религиозных деятелей, рабочих и художников.
Яйцо неоднократно сбрасывали со своего «постамента», (сегодня его нет), а необычный памятник обрастал легендами.
Одна из них рассказывает, что аптекарь Вильгельм Пель увлекался алхимией и в этой трубе выводил грифонов «… Когда невидимые грифоны в полночь слетаются в своё гнездо в башне, их отражения видны в окнах соседних домов.
Числа же, написанные на кирпичах, - не что иное, как зашифрованный код Вселенной. Тому, кто перечтёт все числа на башне, сулится, по меньшей мере, исполнение желаний, по другой версии – бессмертие» - читаем мы в одном из путеводителей.
В общем, башню я не увидела, а в Аптеку зашла. Цены показались выше среднего. Пока в аптеке никого не было, я сделала пару кадров. Но тут пришла продавец и сказала, что это частная территория и съемка у них платная, 100 рублей. Я поспешила сбежать, пока не заставили стереть то, что успела щелкнуть.
Перейдя Большой проспект, продолжаем путь по линии 6-7. На самом углу стоит Храм Андрея Первозванного.
Немного истории.
В 1728 году на Васильевском острове, на пересечении Большого проспекта и 6 линии, был выделен земельный участок, где и возводится деревянная церковь. Предполагают, что автором проекта был Д.А. Трезини. Церковь была освящена во имя Святого Апостола Андрея Первозванного в 1732 году и предназначалась для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена. В 1744 году церковь получила статус собора.
На торжественных богослужениях в церковь приходили члены царской семьи, а также многие известные личности того времени, в том числе М. Ломоносов и В. Тредиаковский. Деревянное здание церкви было холодным и маловместительным, с одним приделом и не отличалось красотой. В сильные зимние морозы было сложно проводить богослужение и женщины и дети всю зиму были лишены возможности бывать в церкви. По проекту Дж. Трезини с 1740 по 1745 годы рядом строится другая церковь Трёх Святителей Вселенских. Во время грозы 4 июля 1761 года деревянный храм сгорел, и 18 июля 1764 года, был заложен новый храм, который строился под руководством А. Виста и сохранившийся до наших дней. Строительство было завершено лишь к 1780 году. Это высокое розовое здание. Иконостас же долгое время хранился в церкви Трех святителей. Эта церковь не горела.
Мы вошли внутрь. В Храме Андрея Первозванного шла служба. Церковь светлая, яркая. А Трех Святителей - маленькая, темная, но в ней сильнее запах дерева, воска, она как-то уютнее. Не удержалась, пару аз щелкнула фотоаппаратом.
Выходим из Храма, продолжаем путь по 6-7 линии. Если идти в сторону Среднего проспекта, на пути попадается еще один памятник.
Еще задолго до основания Санкт-Петербурга Васильевский остров имел финское название – Хирвисаари (Лосиный остров). Он носил и русское имя – Васильев. Происхождение этого названия до сих пор точно не установлено. Имеются различные легенды и о рыбаке Василии, и о бомбардире Василии Корчмине. Вот о нем и поговорим.
В 2001 году Администрацией Санкт-Петербурга и Территориальным управлением Васильевского района был объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника собирательному образу Василию. Участниками этого конкурса были студенты и преподаватели архитектурных и художественных высших и средних образовательных заведений Петербурга. Молодым конкурсантам предстояло самостоятельно принять решение о том, образ какого из легендарных Василиев они будут воплощать в своем творении. Лучшим был выбран проект студентов Академии художеств Григория Лукьянова и Сергея Сергеева. Они представили «родоначальника» Васильевского острова в образе бомбардирского поручика петровского времени Василия Дмитриевича Корчмина.

Сама же легенда, повествующая о Василии Корчмине, выглядит следующим образом. Во время строительства Петропавловской крепости, на стрелке Васильевского острова была организована артиллерийская батарея для защиты входа в Неву. Ею командовал поручик бомбардирской роты Василий Корчмин. Адресуя ему распоряжения и депеши, Петр I посыла их с краткой надписью: «Василию на остров». Согласно преданию, после его смерти остров и получил имя - Васильевский, в память о Корчмине.
Ноги уже гудели, желудок требовал чего-нибудь вкусного. И мы, почти не сговариваясь, нырнули в бельгийский пивной ресторанчик Kriek , чтобы насладиться вишневым пивом. «Kriek» («Крик») – так называется сорт темной красной вишни, и наиболее известная марка бельгийского фруктового пива, в качестве добавки к которому этот сорт используется еще со времен крестовых походов.
Голова кружилась от запахов, от предвкушения и названий. После недолгих споров выбрали пиво Кастил Руж. Девочки, про еду говорят - ум отъешь, тут не знаю как сказать. Но учтите одно, оно очень крепкое, 8%. И 300 мл - это совсем не мало, несмотря на плотную закуску в виде креветок и картофельных вафель с лососем и икрой.
Надо ли говорить, что домой я вернулась поздно. Рюкзачок стоял смиренно в углу и ждал блудню-хозяйку. Созвонившись с администратором, получила талоны на завтрак и информацию, что гости хостела могут ужинать в том же кафе, что и завтрак, за 150 рублей комплекс.
Нашагав приличное количество километров, напившись вкусного пива, я хотела только одного - спаааать.

мама
Екатеринбург

День 2.
Я уже писала, что занятия начинаись в 10 утра. Добираться мне нужно было минут 30-40. Поэтому я решила, что и до занятий успею погулять.
Немного о хостеле. Комнатка маленькая, но для одного места хватает Минус один, никаких шкафов, только стол, стул, кровать, телевизор и вешалка. Душевая кабина. Есть гель для душа. Я заехала в то время, пока отопления еще не было. В номере есть обогреватель хороший, работает как батарея, то есть, не гудит, воздух не сжигает, комнату нагревает быстро, а потом поддерживает заданную температуру.
Завтрак входит в стоимость номера. На завтрак дают тарелку каши на молоке (за 4 дня не повторились, каша все время разная), чай выбираешь сам, батон и или сырники, или запеканку, или омлет. В общем, сытный, добротный завтрак.
Занятия проходили на пересечении Набережной Мойки и Гороховой. Поэтому прогуляться с утра в Александровском саду сам Бог велел. Фонтан работал. Несмотря на начало десятого, в парке гуляли люди, сидели на скамейке с книгами. Несколько групп подростков пришли на занятия по физкультуре.
Постояла у памятника Пржевальскому, почитала про фонари. Через Александровский сад вышла к Исаакиевскому собору. Стояла и любовалась, не обращая внимания на толпы туристов, на бегущее время. Заряжалась энергией с утра и на целый день.

мама
Екатеринбург

Хорошо как пишите.

мама
Санкт-Петербург

Заранее извиняюсь, не смогла пройти мимо, Итальянская улица - это не Васильевский остров ))))
Пишете очень интересно, люблю вас читать!

мама
Екатеринбург

Закончили занятия в 17 часов. Сегодня я хотела попасть в Церковь Св. Целителя Пантелеймона и прогуляться по квадрату Литейный-Кирочная-Чайковского-Захарьевская-Восстания. Поэтому выбираю такой маршрут. Пешком прошлась вдоль Мойки до Невского, потом по Большой Конюшенной к Спасу на Крови.
Церковь, в которой отпевали Пушкина, ремонтируется, фасад совсем облуплен, даже фотографировать не стала. А вот мимо решетки Михайловского сада не прошла, все же. Прямо кружева. Её появление связано с трагической страницей истории. Именно здесь, на набережной Екатерининского канала, как раньше назывался канал Грибоедова, был убит террористами Александр Второй.
На месте гибели решили возвести храм. Архитекторами стали Альфред Парланд и архимандрит Игнатий. Решётку создал Парланд в 1907 году. По его замыслу, чугунное кружево в виде лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление.
Судьба решётки оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь. По идеологическим причинам с ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники. К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. Но потом появились спонсоры. Решетку восстановили.
Постояла перед почти 300летним дубом. Что хранит он в памяти своей?
Вышла к Инженерному замку, вдоль него уже к Чижику. Группа подростков с маниакальным упорством бросала монетки, посмеиваясь друг над другом.
Храм Пантелеймона работает, открылся после реставрации.
Храм был заложен в честь победы Российского флота над шведами, одержанной 27 июля 1714 года. Так как в этот день поминают Святого целителя Пантелеймона – «всемилостивого» ( к этому святому обращаются верующие с мольбой об исцелении от разных болезней, он считается так же покровителем русского флота), то и храм освящен его именем.
Вообще, когда идешь по Питеру, хочется возле каждого дома остановиться и полезть в Яндекс или Гугл с вопросом, чем известен дом такой-то. И почти по каждому дому, я уверена, выпадет какая-либо история.
Темнеет, я прибавляю шаг. Впереди ждет загадочный дом Бака и дом Кельха.

мама
Екатеринбург

Adriatika: Заранее извиняюсь, не смогла пройти мимо, Итальянская улица - это не Васильевский остров ))))

Лопухнулась. Это мы кругами гуляли от Гостиного двора к Васильевскому острову.

мама
Екатеринбург

Теперь немного о домах.
Итак, Некрасова 58.
Все помнят строчки "Жил человек рассеянный на улице Бассейной"?
Никогда даже не думала, что эти строки как-то будут иметь ко мне отношение. Так вот, улица Некрасова с 1739 года до 1918 года называлась улицей Бассейной, потому что вела к искусственному пруду, созданному для подачи воды фонтанам Таврического сада.
Дома на Некрасова 58-60, Греческий 10-12 и Фонтанная 3 входили в Жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир.
Виррих Эрнест Францевич, Зазерский Алексей Иванович, Бубырь Алексей Федорович, Васильев Николай Васильевич. Кто эти люди?
Начнем с Зазерского.
Именно он Зазерский был инициатором кооперативного строительства в городе. Создав в 1909 году Товарищество для устройства постоянных квартир, в последующее десятилетие по собственным проектам выстроил ряд крупных жилых комплексов. Высококлассный инженер, большое внимание он уделял инженерному оборудованию жилья – лифтам, отоплению и вентиляции.
Вместе с Э.Ф.Виррихом Зазерский был автором генерального плана комплекса на Бассейной. Он же разрабатывал инженерную «начинку» комплекса, и благодаря ему город получил не только впечатляющие декорации в формах позднего модерна, но и большое количество превосходно оборудованных квартир. В доме были редкие по тем временам центральное водяное отопление и горячее водоснабжение; лифты имелись не только на парадных, но и на черных лестницах; была и вовсе уникальная вещь – пылевсасывательная станция. В специальное отверстие в стене можно было воткнуть трубу пылесоса – и он начинал работать!
Эрнест Францевич Виррих, академик архитектуры.
Николай Васильевич Васильев достоен титула «самого талантливого мастера петербургского модерна». Именно Васильеву мы обязаны тем, что образ получился настолько мощным.
По фото не будет ничего особенного. Но когда ты идешь вдоль этой серой громады, то мощь действительно ощущается, в каждом изгибе, в каждой линии, в каждом элементе декора. Особенно, если стоишь не перед одним домом, а именно комплекс видишь.
Алексей Федорович Бубырь. Чертежей по этому дому, им подписанных, увы, не сохранилось (архив архитектора погиб во время войны). Но дом №12 по Греческому проспекту считают постройкой Бубыря. Вообще, говорят, что Бубырь и Васильев тесно сотрудничали и дополняли друг друга.
Дом на Греческой 12. Фасады этой части комплекса немного скромнее, чем те, что прорисованы рукой Васильева, скульптуры на них почти нет, но единство стиля выдержано.
На одних домах скульптур больше, на других - меньше. Оказывается, эти изображения выполнены по рисункам архитектора В.Н.Пясецкого, занимавшего квартиру в доме 58.

мама
Екатеринбург

Ну а теперь прогулки от Литейного по Кирочной. На улице Кирочной есть дом № 24. Снаружи ничем не примечательный. Точнее, не сильно выделяется на фоне других домов по этой улочке. Когда-то на его месте стоял обычный классический дом. В 1905 году все меняется. Архитектор Борис Гиршович, спроектировавший в Петербурге ряд домов для известных еврейских деятелей, здания банков на Невском проспекте, возвёл доходный дом в стиле модерн с элементами рококо по заказу Юлиана Бака, инженера путей сообщения, основателя и издателя газеты «Речь".
Интереснейшее инженерное решение двора дома Бака – две галереи, соединяющие лицевой и задний флигели на уровне второго и пятого этажей – приносило не только эстетическое наслаждение, но и дополнительный доход: поскольку таким образом вход в дворовой флигель также осуществлялся через парадный вход, повышалась и стоимость аренды расположенных в этом флигеле квартир.
В 2001 году доходный дом Бака был включен КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Дом в плачевном состоянии. Особенно заметно, когда попадаешь во двор. Ворота, конечно, закрыты. Но на мое счастье, именно внутри дома есть магазинчик чая, который работает до позднего вечера, поэтому можно просочиться в калитку и оказаться... Я даже не знаю, какими словами передать это ощущение. Одновременно и восторга, и напряженности. Освещения почти нет. Когда ты стоишь посреди этой громадины, только музыки не хватает, такой, как в триллерах, с нарастающей громкостью. Я даже фотографировать не сразу начала, привыкала к атмосфере.
Читала информацию, что сериал - "ментовские войны" первый сезон , 4 серия снимали в этом доме.
По воспоминаниям тех, кто заселялся сюда в 1920-е, они попадали как будто во дворец. Например, был лифт в стиле модерн с лавочкой, обитой бархатом, и лифтёр. И на каждом этаже — чугунные розы. С конца 1940-х годов витражи стали разбирать на грузики для рыбалки мальчишки, но несколько всё же сохранилось. Последнее зеркало в парадной — простоявшее всю войну — разбили в начале 1980-х. Что-то — например, крепления для красной ковровой дорожки на лестницах — растащили на металлолом. Утраты никем не оценены. Когда после войны сюда заселялась новая волна приезжих, не петербуржцев, они вывозили медные шикарные ванны, а на их место ставили советские, выбрасывали буфеты, медные ручки.
Вообще, жители этого дома организовали группу в контакте, активно собирают по крупицам материал о тех, кто раньше жил в этом доме, каким был этот дом, пытаются сохранить то, что есть и как-то восстановить хоть что-то.
Капитального ремонта в доме не было. Жители читают, что это даже хорошо потому что если бы ремонт проводили в 1991 году, то, скорее всего, уничтожили бы все, что еще сохранилось, витражи, камины.
В разное время в этом доме жили разные люди. И друг Есенина Мариенгоф, и порнобарон, тут и казино было, и фильмы снимали.
Поговаривают, этом доме вообще было много странных смертей. Например, здесь жил актёр Юрий Каморный, которого в 1981 году при невыясненных обстоятельствах застрелил милиционер. Кстати, можно сказать, что Каморный - это наш земляк, родился в Алапаевске.
Есть две версии последнего дня жизни Юрия Каморного. Одну описал в своей книге «Звёздные трагедии: загадки, судьбы и гибели» Фёдор Раззаков, другую Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта». Но как бы там ни было, а началось всё с женских криков, услышанных соседями Юрия. Зная воинственный нрав своего соседа, жильцы квартиры стали барабанить Каморному в дверь, но истошные крики продолжались. Далее идут разночтения. Фёдор Раззаков пишет, что соседи вызвали врача-нарколога, который прихватил с собой двух милиционеров из РУВД Дзержинского района. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. После двух предупредительных выстрелов, один из которых рикошетом ранил в руку женщину, милиционеры выстрелили Юрию в ногу, но попали в бедренную артерию, и через несколько секунд актёр скончался. Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу.
Михаил Веллер пишет, что актёр был сильно пьян, а соседи пригласили проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвёл выстрел, ранивший её в бедро. Второй выстрел попал актёру в лоб. После этого, немного подумав, милиционер произвёл третий выстрел в потолок. Спасли же милиционера на суде только показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа.
Вернемся к сериалу «Улица разбитых фонарей». Они когда-то сняли в этом доме серию, в которой на нижней галерее убивают человека. Прошла пара лет — и на этом месте действительно убили человека, ровно как в фильме. Это было громкое заказное убийство бизнесмена, имеется в виду убийство директора строительной корпорации ЗАО «Развитие» Виктора Цыгина в 2007 году.
Информацию об этом доме я брала из нескольких источников. Об этом доме написано много. Мне было интересно.
Вернемся во двор дома. Сделав несколько снимков, я не торопилась уйти. Я читала, что хоть дом варварски эксплуатировался, но сохранились витражи, лестницы. Мне очень хотелось попасть в подъезд и посмотреть своими глазами.
Минут через 5 во двор вошла молодая семья. К сожалению, они тоже пришли делать снимки. Мы пообщались немного, но так и не дождались, чтобы кто-то входил в подъезд или выходил. А потом я подумала, вряд ли мне было бы приятно, что праздные зеваки с фотоаппаратами напрашивались бы в мой подъезд. С этими мыслями я и покинула двор дома.

мама
Екатеринбург

Если вы еще не устали, предлагаю пройти к следующему дому, Египетскому.
Захарьевская 23.
Мало кто знает, что Петербург расположен в точке основания средней линии треугольника, соединяющего Великую пирамиду Египта, пирамиду в мексиканском храмовом комплексе Тиуанако и северный полюс. Не этим ли фактом объясняется обилие древних мистических знаков египетской, а, возможно, и значительно более древней культуры в Санкт-Петербурге? Действительно, и сфинксы, и египетский дом, и знаки на храмах города...
Строительство дома началось в 1911 г. Жена статского советника Л. Нежинская заказала архитектору Михаилу Согайло дом, и хотя он предназначался для обычной сдачи внаем (доходный дом), заказчица и ее муж, непременно, хотели что-то оригинальное, способное поразить всех. Согайло был приверженцем неоклассицизма и модерна, к тому же, как и все люди искусства, проявлял характерный для того времени повышенный интерес к мистике, оккультизму, масонским знакам, символам, учениям древности. В 1913 г. строительство было закончено. Как и хотела Нежинская, это произвело фурор, стало настоящим событием в жизни Петербурга, ее дом привел в восторг петербургскую публику. Осип Мандельштам в «Египтянах» в 1913 г. написал: «Я выстроил себе благополучья дом».
Дом был передовым для того времени - с рационально продуманной планировкой, подъемным автоматизированным лифтом системы «Штиглер», но больше всего он поражал всех своим внешним видом. По обеим сторонам подъезда – статуи бога солнца Ра, напоминающие изваяния, стоящие у гробниц фараонов, над входом – барельеф Ра в виде крылатого диска солнца. Еще выше – богиня неба Хатор. Через центральную арку вход во двор. А вот внутри это обычный питерским двор-колодец.
В начале Великой Отечественной войны на один из углов здания была установлена башенка с пулеметом, чтобы обстреливать немецких бомбардировщиков. Во время войны дом совершенно не пострадал.
Он пострадал в 2007 году, когда в рамках программы реставрации фасадов дом реставрировали. Но ремонт велся с грубыми нарушениями, леса крепили прямо к барельефам, что не могло не вызвать недовольство архитектурных комитетов, которые отвечают за сохранность зданий. Под их давлением ремонт начали производить с использованием более щадящих методов.
Сама улочка Захарьевская так и приглашает прогуляться по ней. Тихая, освещенная фонарями. Иди себе и рассматривай дома, пытаясь угадать, что за тайна хранится в каждом из них.

мама
Екатеринбург

Уже, конечно, совсем вечер, но ноги хоть у гудели, все еще несли меня не домой. Я знала, что в дом Кельха попасть нельзя, но посмотреть хотя бы снаружи хотелось.
Чайковского 28.
Улица находится между Кирочной и Захарьевской .
В Петербурге особняк барона Кельха называют Домом юриста. Многие считают это здание самым необыкновенным и загадочным в городе. Сейчас там идет реставрация. Но и без этого попасть внутрь почти нереально. Есть какая-то запись на экскурсии, но не факт, что ты попадешь в дом, даже если запишешься. Для себя наметила, что при следующей поездке в Питер я попытаюсь, все же. ну а вдруг? Хотя сейчас записи на экскурсии в этот дом нет.
Дойдя до дома и обнаружив, что он в лесах, видна только часть дома, я не сильно расстроилась. Я хотя бы увидела Питерскую легенду.
О доме.
В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но ничего не строит... На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко.
В 1896 году Варвара Петровна Кельх – наследница зажиточных сибирских золотопромышленников, выкупает этот дом. Она приглашает архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина для создания нового проекта усадьбы: старый особняк снесли, и за пару лет на руинах возвели дом в духе французского ренессанса. Варвара Кельх была не вполне довольна результатом и обратилась к архитектору Карлу Шмидту. И к 1903 году во внутреннем дворике особняка он построил готический флигель. В итоге особняк Кельха приобрёл весьма оригинальный вид и стал образцом поздней эклектики.
Если заглянуть внутрь, то интерьер имеет более сложную структуру сочетания различных стилей, готику и ренессанс здесь разбавляет изящный стиль рококо.

Достоянием семьи Кельх была коллекция Фаберже: драгоценности, столовые приборы и, конечно, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Во времена империи пасхальную коллекцию Фаберже могли позволить себе только Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель.

В 1905 году супруги Кельх расстались, и их великолепный особняк был продан. После революции в нём разместилась Школа экранного искусства. На тот момент в мире ещё не было ни одного учебного заведения, которое специализировалось бы на обучении искусству кинематографа. Создатель кинокартины «Чапаев» С.Д. Васильев – самый знаменитый выпускник этой школы.

В последующие годы особняк Кельха был домом престарелых, местом собраний РК КПСС Дзержинского района и отделением ЮНЕСКО. Здесь заседал первый мэр Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак.

Во время Великой отечественной войны часть здания была разрушена фугасной бомбой. Здание удалось восстановить, но некоторые элементы архитектуры и детали интерьера бесследно канули в лету.

В конце 90-х особняк стал Домом юриста – его передали СПБГУ под юридический факультет. Потом дом закрыли на реставрацию, а с 2011 года передали в ведение Министерства Юстиций. В своё время на цокольном этаже особняка даже открыли ресторан: какое-то время это был способ собрать нужную сумму для реставрации, которая до сих пор не закончена. Особняк Кельха по-прежнему реставрируют, но некоторые помещения уже открыты для проведения различных мероприятий.
Я попыталась заглянуть в окна, но они плотно закрыты шторами и жалюзи. Не повезло.
Зато я зашла в другой дом на улице Чайковского, там расположен банк. К банкоматам не пола, а вот холл щелкнула.
На фото часть здания Кельха. остальное плотно в лесах.

мама
Екатеринбург

И еще одно здание на Кирочной, мимо которого я пройти не смогла.
Кирочная 8А
Это Анненкирхе, Евангелическо-лютеранская Церковь Святой Анны Старейшая Лютеранская церковь Санкт-Петербурга немногим младше самого города.
От нее и получила свое название улица Кирочная. История этой церкви начинается в петровское время, когда в 1711 году здесь, на левом берегу Невы, на месте створа нынешнего Литейного моста, был создан Литейный двор, а чуть позднее — Пушечный двор. Для них необходимо было большое количество мастеров, часть которых Петр I пригласил из-за границы: Дании, Швейцарии, Голландии и Германии. Многие мастера приезжали со своими семьями, оборудованием и селились в слободах, называвшихся по их происхождению: немецкая слобода, датская слобода, голландская слобода. Немецкая слобода, размещавшаяся в районах, примыкающих к современному Литейному проспекту, создала свою лютеранскую общину. В 1720–1722 годах на окраине слободы, по инициативе графа Якова Вилимовича Брюса — сподвижника Петра и управляющего Литейным двором, была построена деревянная лютеранская церковь и школа при ней. Так было положено начало Анненкирхе и Анненшуле. Ныне существующая церковь Святой Анны (Анненкирхе) построена в 1775–1779 годах на месте церкви первой половины XVIII века.
Прихожанами церкви являлись: Фаберже, Лесгафт, Брюлов, Миклухо-Маклай и многие другие известные петербуржцы.
В конце 30-х годов ХХ века церковь была перестроена под кинотеатр. Кинотеатр получил название «Спартак». Богослужения возобновились в 1992 году, параллельно шел показ фильмов. А вот ближе к нулевым тут параллельно разворачивалась странная история с тем, что в здании хотели открыть чуть ли не ночной клуб. Кирху отбили в 2002-м и по странному стечению обстоятельств тут почти сразу произошёл сильный пожар, от которого здание до сих пор не оправилось.
Стечение обстоятельств? Поджог? Виновным признали сторожа, вроде, заснул с сигаретой. Удивляют моменты, что комната сторожа не выгорела. И что пожар начался сразу после того, как здание передали кирхе. До этого долго рядились, отдавать ли его церкви или нет.

Снаружи здание выглядит прилично. И особо не выделяется среди домов. Но вот внутри...
Община, я так понимаю, небольшая. Денег на восстановление мало. Внутри можно снимать ужастики.
На удивление много молодежи. Правда, насколько я поняла, это подростки, никакого отношения к общине не имеющие. В здании находилось несколько групп, которые разделились по интересам. Кто-то фотографировался, кто-то бродил по этажам.
Я узнала, что несмотря на такой жуткий вид, в здании проходят и богослужения, и выставки, и концерты.
Община имеет свой сайт, зарегистрирована в контакте и фейсбуке.
А еще в кирхе живет кошка, которую подарил Эрмитаж. Ее так и называют, эрмитажная кошка с красивым именем Жозефина.

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";