Алтай 2019, для тех кто не на машине

мама
Екатеринбург

ух ты, а у кого тур покупали? Прикольный тур.

автор
мама
Екатеринбург
Wellida
,
Русалочка я
, Нет это без жд. В стоимость тура входит питание (кроме двух обедов в кафе в первый и последний день), проживание, ну и понятно то что везут рассказывают и показывают. Многие то не на поезде приезжают, на самолете. Ну и люди совсем из разных регионов страны и не только нашей страны, так что проезд за свой счет.
автор
мама
Екатеринбург
ENastyA
, Нам поход не хотелось, тем более у нас станота с собой была. А так да поход много вариантов.
автор
мама
Екатеринбург
Wellida
, Вот мы как раз в районе цивильной Катуни ничего не посмотрели, потом уже пришла мысль надо было там выйти и самим еще пару дней пожить.
автор
мама
Екатеринбург

День Четвертый (19 июля) Ночью шел дождь, поэтому утром везде был туман. Нам предстояло штурмовать перевал Кату-Ярык. Подъем на перевал оказался не таким страшным как думалось, успевали только крутить головами по сторонам - от зрелища дух захватывает, жалко туман нам попортил виды. Кстати при подъеме видели две машины, улетевшие с перевала. Одна улетела сама (без людей) - забыли поставить на ручник, а вот от второй комок металл остался - там все печально.

Вообще дорога на перевал появилась совсем недавно в 1989 году и проложена тремя людьми (семейный подряд) на бульдозере. На перевале хорошая смотровая площадка, где мы долго и упорно бродили в поисках просвета сквозь туман. Загрузившись в машину, мы проехали немного куда-то свернули, по каким-то ухабам покатались и вот снова смотровая площадка но уже с другим видом - то еще зрелище. А дальше выдвинулись в сторону поселка Балыктуюль. Вид за окном меняется и вот уже не горы кругом, а наши родные леса. Нам конечно не интересно, но остальные участники группы - степные жители.

Следующая наша остановка Пазырыкские курганы - захоронения до нашей эры. Пазырыкские курганы, известные своими сенсационными находками. Артефакты найденные здесь, хранятся в Эрмитаже. В данный момент один из курганов приводят к историческому виду. Достали сруб из лиственницы, так называемая погребальная камера, на земле пытаются его собрать и бревна нумеруют. потом наверно разберут и соберут уже непосредственно в самом котловане, а сверху засыпят камешками - как было. Зачем это делают мне непонятно. Но народу много снимают это действие, фотографируют, записывают.

Заехали в поселок Улаган. И вот оно счастье супермаркет "Мария-РА" после 2,5 дней без цивилизации все дружно кинулись на его разграбление. Дальше наш путь лежал в поселок Акташ. Для этого надо было подняться на перевал Улаган (высота более 2000 метров), а на спуске проезжали мимо знаменитых "Красных ворот". Дорога проходит между огромными отвесными скалами, нависающими над ней.

Далее мы снова грабим на этот раз поселок Акташ - дорвались называется. Здесь уже помимо Марии-РА можно купить и сувениры и рыбку (мы купили хариуса на пробу). Из поселка выезжаем на Чуйский тракт, вот не зря он входит в топ 10 самых красивых дорог мира. Движемся в сторону Монголии. В одном месте наш автомобиль делает поворот и несет нас по каким-то холмам по бездорожью, куда-то высоко в горы. Останавливаемся на вершине и перед нами Курайская степь. Огромная равнина, круглая как озеро около, а за ней Северо-Чуйский хребет. Картина завораживает. Белоснежные вершины, внизу протекает извилистая Чуя. Раньше здесь все было заполнено водой, последняя вода ушла 15 тыс. лет назад. Если постараться можно увидеть гигантскую рябь течения.

1-перевал Кату-Ярык (фото с сайта) 2,3,4- вид с разных смотровых площадок 6,7- Пазырыкские курганы 8- красные ворота 9-10- Курайская степь

автор
мама
Екатеринбург

А дальше мы катим на "Марс". Когда прошлым вечером гид рассказывал про планы на завтра он сказал что мы полетим на нашей ракете сначала на перевал Кату-Ярык, а уж потом долетим до самого "Марса" и дочь была абсолютно уверена, что мы на настоящий Марс полетим - какое было расстройство...

Итак "Марс", он же Кызыл-Чин. Подъехали, бойкий парнишка лет 10-12 собирает дань за посещение достопримечательности. Пока мы разгружались, гид оплатил. Рассказал что земля им эта по наследству досталась вот и нашли как зарабатывать, опять же туалет построили, кафешка есть. Вообще дети у них везде при деле. На базах часто то дети заселяют, то белье носят стирают, даже за баней следят. Первое место куда мы отправились это поиск древних окоменелостей. Т.к. "Марс" это выход наверх пород (или слоев) мезозойской эры, то окоменелостей хватает. Кто, что находил, кто след от ракушки, кто корень дерева, кто-то даже какого-то жучка. Дальше мы отправились на прогулку по Марсианскому каньону. В то время как большинство людей бесцельно бродит поверху, внутри как раз самое интересное. Очень необычное место, вспомнился фильм со Шварцнегером "Вспомнить всё". Цвет стен постоянно меняется, сам каньон извилисто изгибается. Гид упорно шутил что тут живут местные дикое племя и раз в неделю он им приводит людей человек по 8. После того как один из нашей группы потерялся - мы почти поверили. Потом практически по отвесной стене мы выбрались наружу и уже прогулялись поверху, пейзажи нереальные - фото мне кажется совсем не передает.

Т.к. время поджимало (все-таки баня была забронирована) мы не пошли к Марсу-2, а покатились чтобы хоть сверху на него посмотреть. Оять наша машина едет без дорог куда-то в горы, тормозит практически на краю отчего передние пассажиры даже глаза закрывают. Выходим на плато и нас сбивает дикий ветер - стоять невозможно. "Марс-2" вроде видно, но то ли мы усталые уже, то ли ветер и солнце мешает, но эффекта на нас он практически не производит. Едем на базу. Заходящее солнце окрашивает и и без того желтые горы в золотистый цвет.

Заселяемся на базу - здесь нам предстоит провести 2 ночи. Название базы вспомнить не могу, но база небольшая домиков не больше 10 даже меньше. Нам опять достался пятиместный. Все как везде, туалет "системы дырка в полу", чтобы умыться садовым умывальником надо воду из бочки налить, ну и баня. Здесь для приготовления пищи есть аил где есть холодильник, плита (у нас это с собой) и низкие столики с табуретками. А еще на базе живут 2 верблюда и клетка с кроликами. Верблюды это конечно забавно, особенно утром выйдешь а он дорогу в туалет преградил. На второй день на базу заселились москвичи, мальчик пошел потрогать верблюда и был в восторге от того что он настоящий (он то думал нет) фото 1-7 - виды Алтайского Марса 9 - верблюд на базе 10 - Аил для приготовления и приема пищи 11 - 13 - фото базы

мама
Екатеринбург
blaze:
Зачем это делают мне непонятно.
наверное в планах историческая реконструкция и музей под открытым небом
автор
мама
Екатеринбург
svetlonec
, Там если сделать историческую реконструкцию то будут видны только горы камней, т.к. то что находится внутри оно под камнями и увидеть это возможности не будет. Не знаю можно ли там сделать какое-то окошко или что , но сомневаюсь в этом.
мама
Екатеринбург
blaze:
то будут видны только горы камней
это понятно. Но возможно предполагается вход в курган по типу как на Аркаиме. Ну или там просто сейчас чисто научная деятельность по реконструкции обряда
автор
мама
Екатеринбург

День Пятый В этот день мы поехали в урочище Аккол, довольно дикие места. Здесь практически нет людей (встретили в самом начале пару местных туристов точно нет) и огромное количество местной фауны.

Но сначала мы покатили по пустынной Чуйской степи в село Кош-Агач. Основное население поселка - казахи, исторически так сложилось. Какое-то время назад многие уехали в Казахстан пожили там пожили и вернулись обратно. Я так поняла у всех этих казахов есть родня в Казахстане и в Монголии, также у монгольцев есть родня в Казахстане поэтому все они кочуют через этот поселок то в Монголию, кто в Казахстан, кто из Монголии в Казахстан и обратно. Очень много машин с монгольскими номерами и даже целые автобусы забитые качующими людьми. В данный поселок мы заехали не столько в любимую уже нами "Мария -Ра", сколько в магазин монгольских товаров. Огромный выбор товаров из натуральной шерсти и кашемира, а также всякие блюдечки, сумочки, даже чай с молоком и солью в пакетиках. Мы справились быстро (не шопоголики видать) отделавшись носками, варежками и сумочкой для телефона с монгольскими узорами, но остальные члены нашей команды там пропали.

Дальше едем к селу Бельтир. Это последний населенный пункт, дальше начинаются дикие места. Поселок Бельтир практически заброшен и разрушен, именно здесь находился эпицентр землетрясения в 2003 году силой 7,5 баллов. После этого большинство людей переехали и основали поселок Новый Бельтир, но люди живут и в старом в основном неблагополучные - жуть как выглядит.

Впереди долина реки Ак-Кол, что значит "белая река". По пути останавливаемся посмотреть на петроглифы. Пошел дождь с градом вокруг все серое, мрачное. Вокруг бегают суслики, появились здоровенные сурки. Дождь прошел но пейзаж все-равно суровый. Пейзаж меняется но впечатление, что ты где-то в суровых краях Шотландии или даже Ирландии. Растительность мелкая, очень много камней.

Забираемся вверх и видим перед собой гряды горы Белтирду, у подножья которой соединяются две реки Караоюк и Ак-кол – чёрная и белая. Бесконечно долго ходим и любуемся завораживающими видами. Смотрим на снежные вершины Южно-Чуйского хребта. И просто наслаждаемся тишиной и возможностью в одиночестве побродить, подумать, место столько много что мы всей группой разбрелись кто куда и каждый ищет свои лучшие точки просмотра. 1,2 фото петроглифы 4, 5, 6 - вид на долину где сливаются две реки 8, 9, 10, 11 - остановка по дороге чтобы посмотреть на реку Ак-кол. Очень отвесные и высокие берега на 8 фото видно по сравнению с сидящем человеком

мама
Екатеринбург
blaze:
магазин монгольских товаров. Огромный выбор товаров из натуральной шерсти и кашемира, а также всякие блюдечки, сумочки, даже чай с молоком и солью в пакетиках. Мы справились быстро (не шопоголики видать) отделавшись носками, варежками и сумочкой для телефона с монгольскими узорами, но остальные члены нашей команды там пропали.
Мысленно я с остальными членами вашей команды, звучит экзотично) Рисунки наскальные впечатлили. И марс. Как в целом ребенок перенёс все перемещения? Было скучно или нет?
автор
мама
Екатеринбург
Wheel
, Рисунки еще впереди будут. Дочь нормально ехала, пару раз а не выходила из машины когда мы бродили и фотографировались она осталась спать. А так наравне со взрослыми и даже посуду в речке мыла. Конечно когда мы к "Грибам" ползли и к водопаду пришлось поуговаривать т.к. она села и сказала все дальше не пойду - но пошла. В целом нормально, были моменты и скандалы, но они бы и дома были.
Екатеринбург
blaze:
к селу Бельтир.

эх зря в том году мы решили туда не ездить, вид на

blaze:
долину реки Ак-Кол,

впечатляет! :ok:

автор
мама
Екатеринбург
Муравушка
, Это да такая дикая и суровая природа. Разительно отличается от других мест, которые мы посетили. И тем более от самой Чуйской степи. Единственное туда надо на очень хорошей машине ехать, на обычной не проедешь.
Екатеринбург
blaze:
Разительно отличается от других мест, которые мы посетили

в сторону Джумалинских ключей похожие виды. Завораживают, пугают, восторгают! Хочется продолжения вашего рассказа. :popcorm:

автор
мама
Екатеринбург

День шестой. Утром проснулись и попрощавшись с кроликами и верблюдами - двинулись в путь. Наше путешествие подходит к концу, поэтому мы начали движение по Чуйскому тракту в сторону Барнаула.

Первая остановка это Гейзерное озеро. На самом деле никакие гейзеры в озере не бьют, это дело родников, которые вбрасывают на дно озера смесь голубой глины и песка - она и образует причудливые круги на дне озера. проход к Гейзерному озеру, через базу отдыха. За каждого человека требуют плату. Но надо отдать должное, что дорога к озеру облагорожена - постелены мостики и стоят даже деревянные скульптуры, иначе бы пришлось идти по болоту, что очень неудобно. Озеро конечно красивое, но толпы людей вокруг не дают налюбоваться. Даже подойти сложно, т.к. все более-менее пологие места оккупированы людьми с фотоаппаратами, которые ждут пузырика со дна озера. Само по себе озеро практически статично, очень редко неуловимые движения.

Следующая наша остановка это памятник строителям Чуйского тракта. С детства помню песню (бабушка пела): "Есть по Чуйскому тракту дорога, Много ездит по ней шоферОв, Был один там отчаянный шОфер, Звали Колька его Снегирев. Он машину трехтонную АМО, Как сестренку родную любил, Чуйский тракт до монгольской границы Он на АМО своей изучил..." Вот героям этой песни и посвящен памятник. Колька Снегирев олицетворяет собой всех шоферов Чуйского тракта, которые преодолевая перевалы и бомы работали в Горном Алтае.

Вообще практически весь Чуйский тракт представляет собой бомы - это отвесные скалы над рекой, которые очень усложняют путь. Раньше это была узкая конная тропа и бомы обходили по узким карнизам. Следы этих троп можно обнаружить и сейчас. Первый "колёсный" Чуйский тракт был уложен в 1903 году, и тогда бомы предполагалось обходить по другому берегу, поэтому к каждому из них прилагался паром. Но Чуя и Катунь - реки не для крупных лодок, каждая переправа для каравана могла затянуться на несколько дней. Полотно тракта на перевалах и карнизах сходило вместе со снегом, и в общем уже через несколько лет движение по новопостроенной дороге заглохло. В 1913-14 годах снова взялись за строительство Чуйского тракта, но сначала первая мировая война, а потом и гражданская этому помешали. Возобновилось строительство в 1925. Строили Чуйский тракт в основном зэки, раскулаченный сибирские крестьяне (в районе Мыюты на берегу Семы даже находился женский лагерь) - бомы пробивались взрывчаткой, полотно отсыпалось гравием, и в общем к середине 1930-х годов Чуйский тракт принял примерно современный облик, а в войну по нему уже ходили монгольские караваны на помощь Красной Армии. Отдельные участки тракта реконструировались вплоть до 1980-х годов, и не раньше последних лет советской власти здесь впервые появился асфальт.

Поднявшись от памятника Кольке Снегиреву можно увидеть кусок пути старого Чуйского тракта. Мы прошлись по нему и улететь с него на машине - легкое дело. 1- памятник Кольке Снегиреву (фото из инета) 2, 3 -старый Чуийский тракт (фото из инета) 4 - Чуйский тракт раньше (фото из инета) 5, 6 - Гейзерное озеро 8-АМО в памятнике Кольке Снегиреву 9-Фрагмент старого Чуйского тракта 10,11 = виды со старого Чуйчкого тракта

автор
мама
Екатеринбург

Двигаемся дальше, впереди нас ждет Калбак-Таш. Калбак-Таш - это скала, вся покрытая петроглифами, их общее количество оценивается до 5 тысяч. Здесь располагаются рисунки разных эпох начиная от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) таким образом этому святилищу уже более 7-8 тысяч лет. Наскальные рисунки разнообразны тут и различные животные (олени, быки, козлы, маралы) и мужские и женские фигуры, охотники с луком и целые сцены охоты. Некоторые рисунки довольно фантастические и не ясно то ли это существовало на самом деле, то ли какое-то мифическое животное. Даже есть изображение ракет, вот и поверишь что инопланетяне существуют, но потом нам сказали что это различные изображения женщин - ракеты правда интереснее.

Следующее место наверно известное всем слияние Чуи и Катуни. Мы поехали не на самое раскрученное место с беседкой, а чуть ранее где прям видно момент слияние. Видно как серая и мутная Чуя вливается в красивую бирюзовую Катунь и дальше уже течет Катунь, которая вливается в Бию, которая вливается в Обь. Здесь можно увидеть так называемые Катуньские террасы, которые образуют огромные ступени по берегам реки. Раньше все это было дном реки и постепенно дно реки сужалось поверхность земли выходила наверх , так они и образовались. Дальше река Катунь тоже теряет свой бирюзовый цвет, говорят чтобы видеть ее прям бирюзовой надо приезжать осенью, когда уже холодно.

Цаплинский мост - первый в мире подвесной двухкабельный мост, немного позднее такие будут построены в США. Спроектирован мост местным жителем инженером Сергеем Афанасьевичем Цаплиным. Цаплин не только его спроектировал но принимал и непосредственное участие в его строительстве. Строительство моста было связано со строительством Чуйского тракта. Мост был построен за один год и введен в эксплуатацию в 1936 г. Строили мост 3000 заключенных, после окончания работ заключенным обещалась амнистия, поэтому мост еще назывался "дембельским". Тросы для моста скручивали на льду Катуни с помощью машины. Натягивали канаты вручную. Мост был построен практически за одну зиму. Работали и днем, и ночью при свете фонарей. Мост функционировал до 1970г, сейчас он являет собой грустное зрелище и потихоньку разваливается, хоть и является памятником истории и культуры Российской Федерации.

Еще одно интересное место - ворота Айрыташ-Бом. Это проход в скалах проделанный взрывчаткой во время строительства Чуйского тракта. А раньше через эти скалы шла узкая вьючная тропа, если посмотреть повнимательнее то с южной стороны можно увидеть ее остатки.

Дальше снова можно наблюдать Катуньские террасы, а также песчаные бомы. Песчаный бом - это отвесная стена высотой до 20 метров состоящая из плотного песка. Это образовавшиеся в древности песчаные террасы, через которые проложили дорогу и образовалась стена. Песок конечно понемногу осыпается, а некоторые несознательные любители автографов этому способствуют.

И последнее место т.к. сказать "кладбище до нашей эры". Остановка в степи где мы увидели два камня, при более детальном рассмотрении в одном из камней рассматривался профиль мужчины, чей взгляд бы устремлен перед собой. А перед этим каменным идолом четко были видны следы каменных курганов - т.е. захоронений. Как нам сказали это "сторож кладбища". Во втором камне, как я не вглядывалась, ничего не увидела - хотя это вроде собака.

Последняя ночь у нас была на единственной на нашем пути государственной базе - какой-то там Кордон. Цивилизация уже была близко, поэтому за деньги можно было попасть даже в душевую кабинку. Но мне эта база понравилась меньше всего, как-то совсем неуютно и сильно все по пользованное.

Фото (по порядку изложения не получается т.к. фотографии выкладываются с разных источников): 1, 2 - петроглифы Калбак-Таш. Особенно интересно второе в верхнем правом углу совсем странное животное 5 - слияние Чуи и Катуни (слева можно видеть Катуньские террасы) 7 - "сторож" на кладбище 8 - новый мост через Катунь 9- Цаплинский мост 10 - ворота Айрыташ-Бом (фото из интернета) 11 - вьючная тропа (фото из интернета) 12, 13 - песчаные бомы

автор
мама
Екатеринбург

День седьмой - последний. Последний день нашего путешествия был нацелен на поездку до Барнаула. Сразу утром был перевал Чике-Таман, виды там красивые, но видать мы уже были ими пресыщены, поэтому побежали на базар. Вообще весь день мы просто ехали до Бийска остановки делались только для закупа сувенирами и в кафе. Хоть у нас была маленькая группа (8 человек) но время на базарах мы потратили изрядно. Как нам сказал гид, если в группе более 3 женщин, то все базар занимает минимум полчаса. У нас в группе было 4 женщины + моя дочь, поэтому на последних базарах мужчины уже кричали - едем дальше. Нас еще завезли в деревни Сростки, чтобы купить настоящего меда. И вот там мы купили наконец-то настоящей медовухи - везде до этого был "компот" - так что советуем. В Горно-Алтайске заехали в магазин местных сыров "Чергинские сыры"- ну очень вкусные . Весь окультуренный Алтай в районе поселка "Манжерок" проехали довольно быстро. и недоумевали как такая куча народу доезжает до сюда и дальше уже не едет, а ведь самое интересное гораздо дальше. Хотя когда мы ехали в первый день то любые холмики нам казались ГОРАМИ! Так мы доехали до Бийска, там попрощались с нашим гидом пересели на другой транспорт и отправились в Барнаул. В Барнаул прибыли около 20 часов, заселились в ранее забронированную квартиру. Тем кто заранее квартиру не забронировал - помогли забронировать номер в отеле. Ну а на следующий день в 14-40 мы отправились на поезде Барнаул-Адлер домой.
Вот и закончилось наше путешествие.

мама
Екатеринбург

Ради интереса посчитали - 17,5 на человека, это на машинах из Еката, с жильем по дороге, с бензином, с Чуйским трактом, с долиной Чулышмана, с заброской в а\лагерь, с жильем везде, с закупом всей еды - короче, три недели тусы.

автор
мама
Екатеринбург
МышЪ
, Я не спорю что на машине дешевле. Я сразу писала это для тех кто не на машине, а посмотреть хочет не только те места до которых можно добраться общественным транспортом.
мама
Екатеринбург
blaze:
Я сразу писала это для тех кто не на машине, а посмотреть хочет не только те места до которых можно добраться общественным транспортом
Ну я просто ради интереса циферку привела. Могу убрать ))) В принципе, имхо, циферка не такая ж страшная - в смысле не дико дорого ездить в варианте "чужая машина, нас везут". Проблем точно поменьше... какое-нибудь пробитое колесо вас не напрягает, какие-то накладки с жильем тоже голову не занимают. Кстати, пытаюсь понять, как, проехав дважды мимо, мы песчаные эти скалы не видели? причем в карте они отмечены были у меня )))) и с Цаплинским момстом сверху - это из и-нета фотка? там вроде так только с дрона снять, кмк
мама
Екатеринбург
blaze:
Все как везде, туалет "системы дырка в полу", чтобы умыться садовым умывальником надо воду из бочки налить
Кстати, странно. Жилья, где "цивильный" туалет (унитаз и смыв) хватает (что у Каменных грибов, что в Курае, да даже в альплагере такая система...)
автор
мама
Екатеринбург
МышЪ
, Нет Цаплинский мост это мое фото. Нас там на возвышенность завезли. Вообще еще на своей машине я бы во многие места даже бы не заехала (где красивые виды) или даже не обратила бы внимание.

Вы не авторизованы и не можете оставлять сообщения.
Чтобы авторизоваться, нажмите на эту ссылку (после входа Вы вернетесь на эту же страницу).

";