Источник: https://www.u-mama.ru
Автор учебника не намерен вносить в свой учебник «радостные слова о взлете экономики и патриотическом порыве ради импортозамещения».

Учебник «Экономика» для 10−11 классов не будут закупать для российских школ «из-за отсутствия любви к Родине». Эксперты, по решению которых учебник исключили из федерального перечня, в своем заключении подчеркнули, что позиция автора, который не указал на программу импортозамещения, не формирует у обучающихся чувство гордости за страну и сопричастности к происходящему, то есть «не способствуют любви к Родине».

В Минпросвещения РФ заявили, что никаких указаний по этому учебнику не было, а рекомендации по содержанию были предложены издательством «Вита-Пресс», уточняет «Коммерсантъ». В частности, там содержатся следующие формулировки: вопросы для обсуждения не способствуют любви к Родине, приведенные примеры не способствуют любви к Родине и т. д.

По словам автора, доктора экономических наук Игоря Липсица, он не намерен вносить в свой учебник «радостные слова о взлете экономики и патриотическом порыве ради импортозамещения».

«Росбалт Like» нашел на сайте Российской академии наук (РАН) отзыв на экспертное заключение, которое, в том числе, привело к исключению «Экономики» для 10-11 классов Игоря Липсица из Федерального перечня учебников. Дело в том, что РАО провела «дополнительную» экспертизу всех учебников, ранее уже прошедших экспертизу РАН. РАН опубликовал комментарий к этой экспертизе, который длинно называется «О дополнительной экспертизе школьных учебников, проведенной Российской академией образования в 2018 году по решению Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки России». В том числе там есть анализ замечаний к учебнику Игоря Липсица.

Например (далее цитаты по тексту на сайте РАН, сначала претензия, затем текст из учебника, к которому высказывается замечание):

Заключение экспертов: «Присутствуют материалы, способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

Примеры из текста учебника: «Соль и вино — основа государства» — в статье речь идет о большой роли винно-водочной продукции в истории СССР.

»… подобен наркотику — он на время снимает боль и тревогу…» — речь идет о выпуске (эмиссии) необеспеченных денег. Полностью фраза звучит так: «Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику — он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию».

Заключение экспертов: Информация не соответствует возрасту и вредит психическому и нравственному развитию ребенка. (Напомним, учебник рассчитан на людей 16-17 лет).

Пример из текста учебника: «Исследование, проведенное в Уганде, выявило еще одну важную тенденцию — молодой человек или девушка, закончившие среднюю школу, на 50% реже заражаются СПИДом. А у имеющих высшее образование шанс заразиться «чумой XX в.» на 90% меньше, чем у их необразованных родственников».

Заключение экспертов: Вопрос не способствует интеллектуальному развитию.

Пример из текста учебника: «Можно ли надеяться, что процесс науки и техники сможет преодолеть относительную ограниченность ресурсов?».

Заключение экспертов: Не формирует гордость за Родину.

Пример из текста учебника: «С помощью очереди» означает,…». Полностью фраза звучит так: «Все это сопровождалось распределением благ для личного пользования «в порядке очереди» или на основе талонов, которые работникам выдавало начальство «за долгий и безупречный труд».

Заключение экспертов: Не формирует любви и уважения к Отечеству, своему народу, краю.

Пример из текста учебника: «Аналогичную оплошность допустило правительство России в начале 2013 г., когда решило получить…».

Заключение экспертов: Сравнения,  формирующие неуважение к людям.

Пример из текста учебника: «…чем его совершенно безграмотный сосед», «…чем у их необразованных родственников».

В тексте РАН делается вывод: «Подобные замечания, высказанные экспертами РАО, вызывают, по меньшей мере, недоумение. Вырванные из контекста фразы не могут являться доказательством того, что учебник не формирует любовь к Родине, народу и государству».

Более того, в том же отзыве РАН говорится, что примеры замечаний такого же уровня есть и к учебникам по другим предметам - биологии, географии, обществознанию, математики и прочим.

К примеру, в школьном учебнике по алгебре эксперты РАО, среди прочих, нашли следующий изъян: «Отсутствуют материалы, демонстрирующие современные достижения России…». Еще раз, речь идет о задачнике по математике.

В учебнике «Обществознание» юмористический рисунок, где мальчик выбирает, куда ему пойти — в кино или в школу, по мнению эксперта, «делает привлекательным нарушение дисциплины».

В замечаниях к учебникам биологии есть такое: «Содержание учебного издания не способствует формированию патриотизма: сведения о достижениях отечественных ученых-биологов отрывочны и не формируют уважительного отношения к достижениям российской науки в области биологии».

В учебнике «Биология. 5 класс» Т. С. Суховой, Т. С. Строганова эксперты выявили информацию, «побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству». Основой для такого заявления стал текст на с. 6 учебника: «Вспомните лето. Тёплый солнечный день. По небу медленно плывут облака. Можно идти куда угодно: в лес, в поле, на речку. Рассмотрите рисунки 6-8. Представьте безветренный летний день в лесу…».