Любое использование материалов U-mama.ru возможно только с предварительного письменного согласия АО «ЦТВ».
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, доске объявлений, в отзывах и комментариях к материалам.
Мы в сложном тексте на каждой странице карандашом пишем сюжетный поворот и мораль. Потом перечитываем. После этого уже в дневник.
И не забывайте вести словарик с новыми словами.
Дочка тоже в младшей школе очень подробно все пересказывала,почти дословно.
учила делать план, по плану тезисы и вот уже пересказ короче становится.
на примере Мухи-Цокотухи
нашла
купила
пригласила
веселились
нападение паука
освободитель-комарик
свадьба
Аноним ,
Вам тут много хороших советов дали. "Установить лимит" мне нравится, если не 7 слов, то, допустим, 2 предложения. Образ слушателя хорошо помогает, т.е. рассказать суть не маме или учителю (тем, кто заведомо умнее тебя, и так всё знает), а младшему, тому, кто не знает. Брату, другу, мишке, паровозику Томасу - так, чтоб он понял.
А если и впрямь серьёзно вы к этому подходите, то провести такую работу для себя: чтО для вас "главная мысль"? (вы ее, кстати, не путаете с моралью?) или, как вы предполагаете, что такое "главная мысль" для учителя. Это мораль? Это идея? Это краткое содержание? Это проблема+вывод? Это тема? Пример: Барто "Бычок". Игрушечный бычок боится упасть (краткое содержание). надо быть предусмотрительным, уметь заглядывать в будущее на шаг вперёд и делать выводы, хорошо бы предотвращать опасность (мораль). Чувство страха и грусти из-за неизбежных неприятностей (тема; как нам это близко, правда?:)) Нам жалко бычка; сочувствие тем, кто в беде (тема+вывод). Мир полон опасностей, нам надо как-то с ними справляться (идея). И так несколько раз по разным произведениям. Что вы от ребенка хотите услышать? Готовы ли к тому, что он в произведении увидит что-то другое, тоже правильное?
На мой взгляд, для 3 класса хорош любой вариант. До всего, кроме краткого содержания, он сможет добраться, скорее всего, только с помощью наводящих вопросов. Потом привыкнет) Т.е. хорошо, если он справится с формулировкой краткого содержания (краткого пересказа), "главная мысль" - столь туманное понятие, что до нее лучше добираться уже потом. Если для вас это именно мораль, попробуйте короткую прозу: Осеева (много нравоучительного, "Синие листья", например), Прокофьева (Маша и Ойка), Пантелеев (Про Белочку и Тамарочку, Честное слово - но это посложнее, неоднозначное), Кутовая "Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах".
Но я бы не стала только такие произведения брать. Сама не люблю нравоучительности, мне это скучно - почему ребенку должно быть это интересно? Это идёт до определённого возраста, кому-то нормально до 12, кому-то - до 6-7. Может, ребенок не формулирует содержание именно от скуки? Попробовать именно интересные, захватывающие произведения. Фильмы, мультики? Я вечно половину фильма пропущу, потом прихожу и спрашиваю: "В чём суть?" Начинается подробный пересказ - останавливаю, типа не могу это вынести, и прошу кратко, чтоб я поняла. Помогает)
Яга,
очень хорошие советы
когда я так же прошу кратко рассказать чем фильм закончился у мужа, он отвечает очень кратко: все умерли :)))))
Спасибо за развернутый совет! Я все-таки спрашиваю мораль.
Еще спрашиваю, какие проблемы в тексте и как автор описывает их решение.
Начинайте с сюжета.
А потом из сюжетных линий - мораль.
И ее лучше писать цитатой, одной короткой фразой.
ну да, соблазн.Поэтому телевизора нет, планшетов у детей тоже нет, телефоны простые (умудряются и в них зависать, "Змейка" и т.п.!) Фильмы, мультики только по разрешению. С горя, конечно, читают. Много. Книжка сама себя мотивирует - интересностью своей.
Я, по счастью, дома работаю, редко отсутствую. А то, может, погрузились бы... в ютубовскую фигню
Это как в "Формуле любви", да? "В общем, все умерли"
Кино вообще легче пересказывать и суть улавливать. Стереотипов больше. Дети уже их отражают, ржут над ними, видят, как всё тупо сделано. Но смотрят, блин, всё равно! )))
да, конечно :)
Научите ребёнка пользоваться интеллект-картами.
Это когда текст укладывают в схему, по которой понятна логика повествования.
Есть такая техника как ,,ромашка,, . Рисуется как цветок с сердцевиной и лепестками. В сердцевине пишется основная мысль, а в лепестках ключевые важные моменты текста. Начните с простого.
Обычных сказок типа ,,Золушек,,, где основная мысль очевидна.
Ну и книги читая, обсуждайте, задавайте нестандартные вопросы, пробуждая размышления ребенка.
Если из головы вопросы не идут,то могу посоветовать хорош книгу, ,,Философия для детей,, Михаила Андрианова. У него простые истории и много вопросов по тексту, смыслу, лейтмотивам историй и пр.
Ну и пополняйте словарный запас, за слабым словарным запасом и следует невозможность понять смысл текста, логику и вычленить структуру текста.
Для словарного запаса, кстати есть много игр словесных от того же эрудита до,,вы поедете на бал,,.
Удачи вам,автор.
Ааа и да играйте в игры,помогающие словарный запас пополнить и укрепить. Есть кубики историй (Story cubes), играть ежедневно и скоро увидите как с ростом словарного запаса сформируется и понимание структуры текста.
Ну и для словарного запаса советую читать с телефоном и просить ребёнка слова,за которым нет образа искать в гугле и формировать образы. Тогда и чтение будет как увлекательный сюжет.
И ищите, кроме основной, остальные сюжетные линии, проговаривайте характеры героев, учите видеть не только одну основную мысль текста, а все их многообразие.
Т.е. начинаем с того, что сюжет един, мысль одна, характеры имеют яркую положительную либо отрицательную окраску.
А подводим к тому, что характеры многоплановы, могут иметь как положительные так и отрицательные черты.
Сюжетных линий также несколько. Мораль есть в каждой сюжетной линии.
В той же Золушке разбирайте второй и третий планы.
Почему отец не заступается за дочь, какой он человек.
Почему в 12 все заканчивается, делайте проекцию на реальную жизнь.
И т.п.)
Автор, я бы спросила так: а зачем автор написал этот рассказ? Что волнует автора?
Чему он "учит" нас?
Ну, например, обманывать - плохо ( а кто в рассказе обманул кого??)
Или, учит быть добрым ( а кто там добрый или злой?)
Так и подойдете к выводу и идее.
Еще хороший ход - а кто из героев тебе больше всего понравился/НЕ понравился.
А почему???
А автор за кого - плохого или хорошего?? А почему??
Вот опять вывод на идею.
Вам и не снилось,
+1000 видеть вариативность вообще важно,я согласна.
И выходить из нее на видение характера.
И вычленять, что говорит нам пейзаж и прочий антураж.
Чтобы понимать в старших классах, зачем нам небо над Аустерлицем.
В
уходить очень не советую.
Нравятся задорные или самому читателю подобные.
Необходимо видеть авторский замысел и инструменты его воплощения, отражение эпохи* и философию, а не веселье или родственную душу.
Потом оч. сложно переучить, и в старших классах автоматически идет: - А нравится ли мне Наташа Ростова.
ДАк в этом и есть авторский замысел - восхититься одним героем и поразмышлять над поступками другого.
Причем тут задорные ?
А кто НЕ понравился, не задорный?
Может, ребенку отрицательный герой понравится, и он сможет это обосновать.
И вообще, речь-то идет о читательском дневнике, где ребенок должен написать свои мысли по поводу прочитанного.
Разобрать нужно КАЖДОГО героя.
Вы не поверите, все чуточку сложней и интересней)))
Но Ваше ДАк, безусловно, авторитетно)))))
Да в курсе я , что сложней.
Но мы-то речь ведем о строчке в читательском дневнике для начальной школы. И о ребенке, который ни одного слова по поводу произведения из себя выдавить не может.
Я пытаюсь помочь именно маме ребенка, предлагая упрощенные пути.
Или что тут спорим об анализе эпопеи, коллега?
Что за мания на этом форуме, не понимаю, ну дал человек совет, ну не тебе же, иди мимо спокойно.
НЕт, каждый считает своим долгом обкакать чужой совет и взмахнуть победно своим.
Вот, мол, я тут самый умный, а вы все - ... даром хлеб едите.