Знаете ли вы, что в нашем городе существует необычный музей? Мы оказались среди старых трамвайных вагонов, компостеров и рельс, в музее Истории Трамвая и Троллейбуса. Хотя, на самом деле, мне гораздо больше нравится еще одно название этого музея  - «Старый трамвай».

Могли ли вы когда-нибудь себе представить, что окажетесь в вагоне, который теоретически мог отрезать голову Берлиозу? Да-да, именно такие вагоны когда-то ходили по Москве в 20-30-е годы прошлого века.

У нас же в Екатеринбурге первый рейс был запущен 7 ноября 1929 года. По городу под возгласы ликующих горожан проехал двухосный трамвайный вагон серии Х, сделанный на Мытищинском заводе. Первый подобный трамвай был спроектирован еще в 1925 году и был деревянным. Двери открывались вручную, отопления в вагонах тогда еще не было, а вагоновожатый управлял трамваем стоя. В самые холодные дни водители трамваев подкладывали себе под ноги горячий кирпич, так и согревались в этих старых вагонах.

Трамвай серии Х

Многие были против развития общественного транспорта в городе. А прежде всего, выражали свое недовольство извозчики. В общем- то понятно почему, ведь проезд на извозчике стоил 30 копеек, а билет на трамвай всего 3 копейки.

Кстати, если кто помнит, в последние годы в Советском Союзе стоимость на проезд в трамвае была такая же.

Всего на территории южного трамвайного депо, где и находится часть музея, стоит четыре вагона разных времен.

МТВ-82

Второй трамвай выпускался с 1947 по 1961 г.г Тушинским авиазаводом. Отсюда и своеобразный дизайн четырехосного цельнометаллического вагона серии МТВ-82. Этот вагон напоминает самолет по своей конструкции, и уже имеет такую кабину, которая очень похожа на кабину пилота. На самом деле это очень редкий экземпляр, ведь таких вагонов сохранилось всего три. Один стоит у нас и два других хранятся в музеях Москвы и Нижнего Новгорода.

Думаю, что люди старшего поколения еще помнят подобные вагоны, ведь они перестали перевозить пассажиров лишь в 1980 году.

Т-2

А примерно с середины 50х годов в СССР началась эпоха чехословацких трамваев «Татра». В Свердловске они эксплуатировались до 1980 года. Вагонов типа Т-2 сохранилось всего два в нашей стране. Один из них находится в музее городского транспорта в Москве. Второй стоит у нас.

И четвертый вагон, который стоит в Екатеринбургском музее истории трамвая  - это К-2. Этот тип трамвайных вагонов  также выпускался на пражском заводе с 1966 по 1983 год. На сегодняшний день это единственный экземпляр, сохранившийся на территории России.

К-2

Это то, что было в прошлом, но нами были получены фотографии нового, современного трамвая, который вот-вот выйдет на улицы нашего города – это Спектр 71-409. Этот трамвай сделан не в Москве и не в Праге, а у нас здесь, в Екатеринбурге. Он низко-посадочный, что облегчает вход в вагон пассажирам, корпус трамвая выполнен с гармошкой. Вагон напичкан камерами и современной техникой, даже объявление остановок теперь записано на флешку. Но это все будет в ближайшем будущем, а  пока мы посетим основной зал музея «Старый трамвай».

Современный трамвай Спектр 71-409

В фондах музея более 1000 экспонатов: старые фотографии, документы, различные предметы, рассказывающие нам об истории транспорта нашего города.

Попробуйте, догадайтесь, где это? Я смогла понять, только после подсказки экскурсовода.

Не хочется заниматься перечислением всех экспонатов музея. Единственное, что хотелось бы отметить, что помимо вещиц, непосредственно связанных с развитием транспорта, здесь много  такого, что дает представление о прошлой жизни горожан.

Смотрите ретрофутуристическую, авантюрную видеокомедию "Хроники старого трамвая. Путешествие во времени"

Хотелось бы особо поблагодарить директора музея Алексея Медведева за его невозмутимость и покорность при работе над видеосюжетом. А также за интересную экскурсию и подаренный позитив.

Видео: Анна Ионова

Фото: Алексей Медведев

Еще об этом музее на нашем сайте: Четыре трамвая и один мальчик. Экскурсия в Музей трамвайно-троллейбусного управления

Этот материал был полезен?