Досье: Наталья Чалая, 1979 г.р., окончила Уральский государственный педагогический университет, факультет специального образования в 2001 г., работала логопедом в детском саду №568, затем – в частном логопедическом центре, в настоящее время – директор собственного центра коррекции речи, замужем, воспитывает 9-летнего сына.

U-mama: «Р», «Л», «Ж», «Ш»: почему эти звуки такие трудные для малышей?

Н.Ч.: Эти звуки сложны по своей артикуляции, то есть они тяжело произносятся. Ребенку сложно, да и непонятно, как можно завернуть язычок «чашечкой», куда-то вверх поднять и тому подобное. Кроме того, ребята смешивают эти звуки с другими, не различают их.

U-mama: Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение этих звуков, а другим требуется помощь?

Н.Ч.: Причин может быть много. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), или же нарушения прикуса, также это может быть вызвано особенностью строения языка. И еще большим плюсом к этому – психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология (как сейчас протекают беременности). Вот из-за этих особенностей, причин и формируется у одних детей правильное произношение, а у других – нет.

U-mama: Какова роль культуры речи в семье?

Н.Ч.: Конечно, общение в семье, культура речи имеет огромное значение, ведь это первая окружающая среда, которую воспринимает ребенок. В этом отношении хочется сразу же дать небольшой совет родителям: никогда не «сюсюкайтесь» со своим ребенком. Если вы будете разговаривать с ним на искаженном языке, у него будет такое же искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же вам отвечать. Говорите с ребенком, как с взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации) – соответственно, у него будет формироваться правильное восприятие речи.

U-mama: А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или, например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду?

Н.Ч.: Что касается родителей, если это какие-то индивидуальные, физиологические особенности мамы или папы, о которых я уже говорила, то эти дефекты могут сохраниться и у ребенка, и вследствие этого он получит неправильное произношение. Но это совсем не обязательно, ребенок – это другая личность, и у него может быть все по-другому. Если говорить о коллективе, садике – там ребенок слышит, как разговаривают его сверстники, подражает им и, придя домой, может начать говорить точно так же. Очень часто такое бывает с заиканием. В этом случае надо поправлять ребенка, поговорить с ним, сказать: «Давай мы с тобой будем говорить правильно, красиво». Или, может быть, так: «Научи мальчика или девочку в садике говорить правильно». И обязательно родителям в этом случае надо поговорить с воспитателем, выяснить этот фактор и, если что, обязательно обратиться к логопеду.

U-mama: Можно ли в развитии речи ребенка «упустить момент», до какого возраста все нарушения исправляются легко?

Н.Ч.: В любом возрасте занятия у логопеда требуют больших усилий и работы над собой.

U-mama: Когда нужно начинать заниматься с логопедом?

Н.Ч.: Индивидуальные занятия по постановке звуков надо начать где-то в 3,5 – 4 года, заинтересовав ребенка в игре. В этом возрасте у ребенка уже появляется мотивация на восприятие учебного процесса.

U-mama: И первое посещение – тоже в этом возрасте?

Н.Ч.: Впервые показаться можно и в 1 – 1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи идет в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к специалисту раньше.

U-mama: Когда дети должны начинать говорить?

Н.Ч.: Все дети разные. Но в год, конечно, должны. Должны говорить хотя бы, как мы их называем, первые, звукоподражательные слова. К 1,5 – 2 годам у ребенка должно быть бурное накопление речи.

U-mama: С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется?

Н.Ч.: Это может быть течение беременности, которое, опять же, может быть связано с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И, конечно, большое значение имеет неврология. Мы работаем в паре с неврологом, она назначает медикаментозное лечение, параллельно с которым мы очень активно занимаемся.

U-mama: Так до какого возраста родителям можно не беспокоиться о поиске логопеда – до полутора лет или все-таки до трех с половиной?

Н.Ч.: Занятия с логопедом можно начинать уже с 1 года (я имею в виду групповые занятия, которые обязательно проводит логопед). Уже с этого возраста мы начинаем работу по стимуляции речи, то есть на таких занятиях мы «разговариваем детей». Также занятия включают в себя упражнения на общую моторику с элементами логоритмики (речь и движение – взаимосвязаны). Обязательно используются упражнения на мелкую моторику. С ребятами постарше работаем со слоговой структурой слова, с развитием фонематических процессов, обязательно со словарем (включаем в речь существительные, прилагательные, глаголы, местоимения) и работаем над грамматическим строем речи.

U-mama: И вы считаете, что есть связь между занятиями годовичка и последующим развитием у него правильной речи?

Н.Ч.: Да, связь, безусловно, есть. На развивающих занятиях мы, помимо лексической темы, берем какой-то звук, и к 3,5 годам ребенок уже с этим звуком знаком, хотя бы на слуху, он уже знает, как мы его произносим, в каком положении ставим губки, где у нас язычок, он это все вспоминает. Конечно, групповые занятия бесследно для ребенка не проходят.

U-mama: Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. Как можно самостоятельно заниматься дома, изо дня в день?

Н.Ч.: Во-первых, всегда разговаривайте со своим ребенком. Что бы он ни сделал, что бы он ни взял, что бы вы ни делали вместе – всегда объясняйте и рассказывайте ему. «Что это? – Ложечка. – Что из ложечки делают? – Кушают. – А что еще из ложечки можно делать? – Пить». Вот, уже два глагола ребенок услышал, запомнил. Во-вторых, обязательно дома должна подключаться пальчиковая гимнастика – элементарное «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Сейчас очень много книжек по этому вопросу. Поиграть пальчиками, походить ими по столу. Можно, например, маме во время тех же мультфильмов взять ручку ребенка и сделать массаж. В-третьих, сейчас у нас в магазинах множество материалов – глина, пластилин, краски – лепите, рисуйте, это все – развитие мелкой моторики и речи. И, конечно, артикуляционная гимнастика. Она поможет ребенку в дальнейшем освоить все звуки.

U-mama: Есть какие-то конкретные пособия, которые вы можете порекомендовать для таких занятий?

Н.Ч.: Я знаю хорошее издание по артикуляционной гимнастике в картинках. Там все упражнения для губ, для языка расписаны для детей в стихах и рисунках. Например: «Ротик смело открываем, в бегемотиков играем». Детям очень нравится заниматься с этими картинками.

U-mama: Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления? Довольно тонкая грань между тем, что нужно самому ребенку, и логопеду как специалисту, получающему за свою работу денежное вознаграждение.

Н.Ч.: Повторюсь: все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации или закрепления – это две разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет. Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от физиологии ребенка, конечно, от неврологии, и будет идти автоматизация того или иного звука.

U-mama: Чья роль в процессах закрепления звуков больше – логопеда или родителей?

Н.Ч.: Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Этого не должно быть. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал (два раза в день!), тем скорее и лучше пойдет процесс автоматизации.

U-mama: Нужно ли поправлять ребенка? Заставлять произносить правильно?

Н.Ч.: Думаю, что насильственно заставлять ребенка не стоит, потому что у него это вызовет негатив, к занятиям он будет относиться с опаской («Вот! Опять!»). Я думаю, этого делать не надо.  А поправлять – можно: в игровой, может быть, какой-то смешной форме. Например: «Послушай, как я красиво говорю: ррррработа. А ты умеешь так?»

U-mama: Могут ли занятия с логопедом помешать ребенку сформировать правильное произношение?

Н.Ч.: Хуже не будет однозначно.

U-mama: Насколько важен для успеха эмоциональный контакт с логопедом?

Н.Ч.: Очень важен. На развивающих занятиях я сама становлюсь маленьким ребенком – любознательным, интересующимся всем-всем. И эмоциональный аспект всегда очень важен. Ты должна сама быть на уровне малышей, должна все делать вместе с ними, чтобы они повторяли за тобой.

U-mama: Какие еще задачи помогает решить логопед, например, в школьном возрасте?

Н.Ч.: Нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов ведет за собой проблемы в школе – дисграфия, дислексия (это нарушение письма, нарушение чтения), как следствие – нарушение почерка. Конечно, логопед – это не только садик, это и школа, это абитуриенты, студенты, взрослые. Со школьниками мы читаем, пишем, закрепляем материал. Больше работаем над темпом чтения, динамическими паузами, ритмом речи, четкостью речи (скажем, в начале предложения голос повышается, к концу – понижается) – то есть мы работаем уже над построением своей речи. И, конечно, занимаемся совершенствованием и развитием психических процессов – памяти, внимания и так далее.

U-mama: Что такое фонематический слух?

Н.Ч.: Многие путают фонематический слух с физическим. Это не физический слух. Это слух, который отвечает за восприятие звуков, за их различение. Как это можно проверить у ребенка 4-5 лет (этому мы учимся на занятиях): Апельсин, Акула, Америка – на какой звук начинаются все эти слова? «На звук «а», - ответит ребенок, если он его слышит, отличает от других звуков. Точно так же с другими звуками. Или, например: давай произнесем «ммммалина». Произносим утрированно и спрашиваем, есть ли звук «м» в слове «малина»? Где он стоит? В начале? В середине? В конце? Если ребенок не слышит этого звука, то он его плохо произносит, и, соответственно, может путать его на письме.

U-mama: Взрослый человек – сложный пациент?

Н.Ч.: Сейчас очень много приходит именно взрослых людей, которые сами хотят говорить красиво и грамотно. Мне кажется, наоборот, с взрослыми работать намного легче. Их не нужно уговаривать, с ними не нужно играть. Взрослый человек садится и целенаправленно собой занимается: я хочу и я буду. А ребенка надо еще уговорить, он не хочет и не будет, его нужно постоянно заинтересовывать. Но, конечно, оставлять проблемы на взрослый возраст не стоит. Пусть ребенок входит во взрослую жизнь с красивой речью.

U-mama: С какими еще проблемами, кроме неправильных звуков или заикания, приходят к вам взрослые?

Н.Ч.: Приходят с быстрым темпом речи, много тех, кто при разговоре любит жестикулировать, вставлять разные частицы и междометия (например, «э-э-э»). У нас есть тренинг для взрослых, мы приглашаем на него особенно абитуриентов и студентов, там мы учим подавать себя на аудитории. Убираем лишние жесты, мимику. Это и психологическая работа, поэтому занятия у нас ведут психолог и логопед. Несколько часов читает психолог – именно со стороны психических процессов: что это такое, почему человек использует эти жесты, когда их не надо использовать. И затем уже подключается логопед. Курс очень интересный! Советую!

U-mama: Профессия логопеда – это искусство или ремесло? Какова доля универсальных методик и личных находок?

Н.Ч.: Это искусство. Универсальная методика одна – работать, работать и работать. И… любить детей.

 

Вопросы с форума

 

Вопрос: Нужно ли вести к логопеду 3-х летнего ребенка, если он не выговаривает «р», «л»?

Ответ: Попробуйте немного позаниматься дома, купив литературу по артикуляционной гимнастике. Как вариант - давай попробуем заводить машину: «тр-др». Если очень беспокоит, то можно сходить на занятие. Если ребенок будет сидеть на занятии, будет его воспринимать, то уже можно начать. Но до 4-х лет со звуком «р» не переживайте.

Вопрос: Ребенку 1 г. 8 мес. Говорит слогами, мало. Все понимает, просьбы выполняет. Есть повод для беспокойства?

Ответ: Нет, не переживайте. Но на групповые занятия советую походить.

Вопрос: Нам 3 г. 3 мес. Звук «р» не выговариваем ни в каких словах. До какого возраста можно жить спокойно?

Ответ: До 4 лет со звуком «р» переживать не стоит.

Вопрос: Ребенку 5 лет. Когда он спокоен и сосредоточен, то говорит ясно и складно. Но когда устал, встревожен - начинается каша во рту: проглатывает слоги, «забывает» поставленные звуки. В ситуациях каши во рту надо ли его поправлять? Или просто привести в кондицию - успокоить, дать отдохнуть - а речь сама подтянется?

Ответ: Поправьте ребеночка, попросите его успокоиться, может быть, предложите: давай мы это слово пропоем. И обязательно надо обратиться к логопеду. Потому что, в лучшем случае, это может быть и нарушение слоговой структуры слова, ну а в худшем – начало заикания. Если запустить, то могут возникнуть проблемы в школе.

Вопрос: Говорят, что короткая уздечка мешает развитию правильной речи. Но я знаю, что часто и с короткой уздечкой у детей нет проблем с правильным произношением (я сама такая). Это «разные» короткие уздечки?

Ответ: Короткая уздечка может быть эластичной и неэластичной. Если она эластична, то со временем она подтягивается и не дает никаких проблем в речи.

 

Метки:
Этот материал был полезен?