Практически всегда, когда речь заходит о беременности или родах, главной выступает роженица. Между тем, рождение может быть столь же болезненным для ребенка, насколько роды болезненны для матери. В этой статье – о том, что чувствует ребёнок в родах и как мама может помочь ему родиться.

Рождаться на свет так же больно, как и давать жизнь.

Говоря “рождение - это страдание”, Будда имел в виду не мать, а дитя.

                                                           Ф.Лебойе, из книги «Рождение без насилия»

 

…Одна моя знакомая, будучи человеком по натуре рациональным, не склонна была к сантиментам по поводу своей беременности. Пыл тех, кто всплёскивал руками, говоря ей, как она прекрасна с животиком, Катерина охлаждала фразой простой и меткой: «Беременность? Ну что с того? Я чувствую себя всего лишь чемоданом для переноски ребёнка»…

ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

В моей жизни момент, когда пришлось, что называется, «снять фокус с себя» и направить его на ребёнка и ощутить себя всего лишь «чемоданом», наступил в первых родах… Каким образом из женщины появляются дети я, даже забеременев, представляла себя весьма схематично – в основном из школьного курса анатомии. Специальной литературы по беременности и родам в 19 лет читать почему-то не хотелось, если не сказать больше – тема меня устрашала (спасибо кинематографу и художественной литературе, в разных произведениях давших красочные описания родовых мук!). Роды будут. Это единственное, что я знала наверняка, но о том, КАК это будет происходить, мы с мужем как-то не успевали думать в круговерти студенческой семейной жизни.

Мой беременный живот мы старались не замечать, а о том, что внутри меня ЧЕЛОВЕК – даже подумать было страшно до ужаса! (вот к чему приводит незрелое родительство!!! %)) И вот, когда роды всё-таки начались (несмотря на все мои тайные девичьи надежды разрешиться от бремени «как-нибудь так», как-нибудь без них), всё моё внимание понятным образом было сфокусировано на собственной персоне. МНЕ будет больно, МНЕ страшно, как Я это переживу…. – всюду фигурировало только местоимение первого лица. И даже не множественного (МЫ), а (увы!) единственного числа. Хотя, между прочим, Я – последняя буква алфавита.

И вот тут-то – слава нашей с сыном Судьбе! :) - нам посчастливилось встретить акушерку добрейшей души. Евгения Александровна Лим (14 роддом г.Екатеринбурга, июнь 1997 года) единственной фразой, произнесённой мягко и легко, по сути дала мне «отрезвляющую пощёчину»: «Катя, - сказала она, - Подумай о своём мальчике – как ему сейчас? Ведь ты на 20 лет старше него, а он – совсем крошка. Пожалей его…»

С тех пор, когда мне приходится говорить или думать о беременности и родах, я вспоминаю эту фразу. У меня было много времени осмыслить и прочувствовать её. Она звучала у меня в голове в 2003-м и в 2007-м – когда рождались мои младшие дети. РОЖДАЛИСЬ – теперь я предпочитаю говорить именно «рождались ДЕТИ». А не «Я рожала».

ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ

Уж сколько слов написано и сказано о беременности и родах! И практически всегда, когда речь заходит о появлении человека на свет, собственно Человек Рождающийся представлен посредством второстепенных членов предложения.

Проанализируем слова и речевые обороты, используемые для описания процессов рождения и зарождения жизни (ведь язык, как чуткий сейсмограф, фиксирует как в целом отношение общества к конкретной теме, так и ощущения от конкретной темы отдельных его представителей).

· Так, например, меня удивляет: почему беременную женщину называют «будущей мамой»? Ведь она мама УЖЕ СЕЙЧАС – ребёнок-то есть! Но в массовом сознании установка следующая: раз ребёнка не видно, значит его пока ещё нет. Он вот-вот появится на свет.  Но интересно, а сейчас-то ребёнок где? Видимо, во время беременности он пока на ТОМ свете).

· Или вот ещё. Обычно говорят: «женщина ждёт ребёнка». Красивенько звучит ещё фраза «в ожидании чуда» (все дружно смахнули слезу умиления). Но кто мне скажет: почему В ОЖИДАНИИ? Неужели то, что происходит в её теле СЕЙЧАС (слияние двух клеток, рост организма, развитие органов и систем, попытки ребёнка установить контакт с внешним миром через стенки маминого живота…) – всё это неужели УЖЕ не чудо?

· Ну а сам ребёнок – как его называют? Зародыш. Эмбрион. На поздних стадиях – плод. Но это всё – неодушевлённые предметы! Действительно (если рассуждать на медицинский манер), мало ли что может случиться! Вероятен риск развития патологий, преждевременных родов и самопроизвольных абортов… Да, плод – это не человек. Вот пусть сначала родится, тогда и будем называть «новорождённый», «младенец» и даже, умиляясь, «лялечка» и «малыш».

· Тому же, как у нас принято говорить о самом процессе родов, можно посвятить отдельную статью – какое многообразие безличных оборотов, какое красноречие медицинской лексики! Взять хотя бы потужной период – период изгнания плода. Прочувствуйте: не мама помогает своему ребёнку родиться, нет! Мама изгоняет (словарь Ожегова: «изгонять – избавляться от нежеланных гостей») всё тот же безликий плод. И куда только подевалось пресловутое «ожидание чуда»? я вас умоляю! Никаких чудес и в помине! «Тужьтесь, голубушка, вытуживайте, изгоняйте!» А между тем, ещё изгоняют также глистов и прочих паразитов. Велик и могуч русский язык!

Впрочем, хватит прикладной филологии. Достаточно набрать в любой поисковой системе слова «беременность» или «роды» - выпадет куча статей о здоровье мамы, о её чувствах, о необходимых анализах и покупках… В связи с беременностью и родами можно прочитать даже о чувствах отца ребёнка – прочитать про будущего папу даже больше, чем про чувства нерождённого ребёнка.

Хотя, если посудить, по-медицински сухая, указанная в карте «дата родов» впоследствии превратится в один из самых любимых праздников в его жизни, став … «днём рождения».

Из книги Фредерика Лебойе «За рождение без насилия»:

«…- Думаете ли Вы, что рождение может быть приятной вещью?

- Рождение… приятной вещью?

- Да. Думаете ли Вы, что дети должны быть счастливы, рождаясь на свет?

- Дети… счастливы родиться на свет?! Что за вопрос! Вы это серьезно?

- Совершенно серьезно.

- Но в конце концов… новорожденные!

- Что же “новорожденные”?

- Новорожденный не может быть ни счастливым, ни несчастным.

- Вот как! А почему?

- Новорожденные ничего не чувствуют.

- Вот те на!

- А Вы так не считаете?

- Поэтому-то я и спрашиваю.

- Вам все так скажут.

- Это не очень веское основание.

- Я Вам докажу. В конце концов… Новорожденный… Это не видит, не слышит. Как это по-вашему может быть несчастно?

- “Это” не видит, “это” не слышит… Все это не мешает “этому” очень громко кричать.

- Нужно, чтобы новорожденный разработал легкие.

- Разработал легкие! В самом деле, вы меня огорчаете.

- Я согласен, это не довод, но так говорят.

- И говорят, как Вы знаете, немало глупостей. А Вы, значит, считаете, что при рождении ребенок ничего не чувствует?

- Не сомневайтесь, это очевидно.

- Забавно, но лично я в этом не уверен.

- Полноте! Новорожденный!

- Как это, - “Полноте! Новорожденный!”?

- Но как Вы хотите, чтобы в том возрасте?..

- Вы огорчаете меня все больше и больше. Нужно ли напоминать Вам, что огорчения детей не имеют границ, что печальной, но чудесной привилегией молодых является чувствовать все в тысячу раз глубже, чем мы чувствуем!

- Это верно, я согласен с Вами. И все же ,новорожденный так мал… Как будто рост как-нибудь влияет на положение вещей!

- С этим я тоже соглашусь… И еще, каким чудом “это” может кричать так сильно и ничего не испытывать?

- Но я же Вам говорю, новорожденный ничего не чувствует.

- Опять! А в силу чего?

- У новорожденного нет сознания.

- А! Вот что ставит все на свои места. Нет сознания… Вы хотите сказать, нет души?

- Нет, нет. Душа… я не знаю.

- Тогда как сознание…?

- Сознание, это совсем другое.

- И Вы можете объяснить мне эту тайну? Тогда, браво! Я слушаю Вас, мой друг. Я весь внимание.

- Ну, хорошо… Это значит… по правде говоря. Сознание…

Дальше мы не пойдем. Не будем блуждать в зачарованном лесу диалектики. Откажемся приводить доводы…»

Нужно отметить, что английское слово «baby» (малыш, ребёнок) обозначается безличным местоимением «it» (это). Отсюда игра слов: ребёнок это «это».

ЧТО ВЫЯСНИЛ СТАНИСЛАФ ГРОФ

Не будучи специалистом, не стану углубляться в тонкости перинатальной психологии – свою теорию Базовых Перинатальных Матриц чешский психиатр Станислав Гроф разрабатывал долгие годы, она доступна и в бумажном, и в электронном вариантах. Отношение к фигуре Грофа в кругах профессиональных медицинских психологов весьма неоднозначное: его называют «сомнительным экспериментатором с наркотиками», но есть и те, кто называет Грофа «Великим новатором», и ставит в его один ряд с Зигмундом Фрейдом и Карлом Густавом Юнгом.

Библиография:

- Подробнее о том, чем занимался в 60-е годы ХХ столетия Станислав Гроф, скептики написали тут: http://a-u-m.ru/ezoteric/88.html

- его поклонники, которые работают с подсознанием, взяв за основу теорию Грофа о матрицах, написали, в частности, здесь: http://www.mendel.kiev.ua/breathwork2.htm

- В 2007-м году 75-ти летний «маэстро» Гроф дал интервью в России, оно озаглавлено «Людьми управляют матрицы», и прочитать его можно здесь http://ezotera.ariom.ru/2007/12/01/grof.html

- и наконец, вот таблица, где вкратце описаны четыре Базовые Перинатальные Матрицы, сформулированные Станиславом Грофом: http://isra-trainings.com/articles/grof/grof_bpm_table.html

Погружая своих пациентов в состояние транса, психиатр Гроф, в частности, заставлял их переживать своё рождение и даже период, ему предшествовавший. Таким образом, Гроф действительно сделал великое дело – наделил личностью нерождённое дитя, до этого считавшееся безликим плодом. Гроф заявил: внутриутробные переживания ребёнка, его ощущения в момент родов и первые несколько дней после них являются сильнейшим психологическим переживанием. Они прочно записываются в подсознание человека в виде «матриц» (Гроф насчитал их четыре штуки, и назвал Базовые Перинатальные Матрицы I, II, III и IV), и в дальнейшем оказывают влияние на всю его жизнь.

Применительно к теме текущего повествования это говорит о том, что мы, взрослые, не должны лишать ребёнка права на собственные переживания во время родов (а также до и после них). В конечном итоге, рожая, женщине порой полезно бывает «снять фокус с себя», переключившись на ребёнка.

В этом залог успеха, во-первых, потому, что в рождающемся человеке, наконец-то, признают личность – ему помогают, с ним общаются, и поддерживают в родах. Ну а во-вторых (хотя это, на мой взгляд, уже побочный, хотя и весьма полезный эффект такого подхода к рождению) – подобное «переключение» внимания с себя на ребёнка позволяет матери:

а) намного уменьшить родовую боль

б) во многом снимает ненужные мамины страхи по поводу своего здоровья

в) сообщает роженице некое чувство ответственности, серьёзности и взрослости (читай – снимает лишние истерики).

ИТАК, РОДЫ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА. Матрицы Грофа коротко

Гроф настаивает на том, что биологическое рождение является первой и главной и необходимой психической травмой для человека. Попробуем взглянуть на происходящее глазами «плода».

Первая

От зачатия до начала схваток человек (ну хорошо, будем корректны: на разных стадиях это зигота, эмбрион, зародыш или плод) пребывает в состоянии блаженства и комфорта. Он не беспокоится о пропитании, обогреве или уборке места своего обитания, безопасность также не его забота. Прибрано, постирано, вкусно, тепло и темно... А главное – мама рядом. И мама (чаще всего) любит своё дитя. Даже на уровне инстинктов она оберегает его (в случае опасности прикроет живот рукой, и не будет спать на пузе на 8-м месяце беременности).

Согласно теории Грофа, период от зачатия до начала схваток и есть I Базовая перинатальная Матрица. Подобное блаженное пребывание «записывается» в подсознание человека ощущением Первоначального Рая, гармонии со Вселенной. Ведь мама – это его Вселенная. Рядом с ним больше никого нет (в случае, конечно, если это не многоплодная беременность :)). Так вот, благодаря этому, пережитому до родов, состоянию покоя, мы любим и умеем расслабиться, отдохнуть, порадоваться,  принимать любовь. Эта же матрица стимулирует нас к развитию и служит фундаментом для веры в Бога, Высший космический разум и так далее. Желанный и благополучно выношенный ребёнок во взрослой жизни будет способен на большую любовь и глубокую привязанность.

Если же покой ребёнка в утробе нарушался негативными событиями в жизни матери (кстати, к разрушающим плод факторам Гроф также причисляет курение матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств), то первый из четырёх краеугольных камней подсознания человека будет отмечен «червоточинами» - в глубине души у него сформируются безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности. При нежелательной беременности формируется подсознательная программа «вечно я не вовремя», «меня не ждут, я никому не нужен в этом мире». Если родители думали об аборте – страх смерти, программа «Только я расслаблюсь – меня убьют».

Вторая

С началом схваток ситуация для ребёнка радикально меняется – он испытывает давление, мучительное сдавливание, какого не испытывал за все девять месяцев своей внутриутробной жизни. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограммов – и представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка!

Эту, II Базовую Перинатальную Матрицу Гроф назвал матрицей Жертвы (состояние «мне плохо, на меня давят, а выхода нет»). Ей сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая для формирования таких качеств как терпение, умение довести начатое дело до конца и не паниковать в безвыходной ситуации.

В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, некоторым из нас было особенно плохо в этой темнице, и у них возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через невротические симптомы депрессии и клаустрофобии.

Третья

Но вот мучительные, но необходимые схватки позади – «путь открыт» - начинаются потуги. Шейка матки открывается, к сокращениям матки ребёнок добавляет собственные движения, стремясь в буквальном смысле «на свет». Гроф назвал III-ю Базовую Перинатальную Матрицу матрицей Борьбы. Символически погружённые в изменённое состояние сознания взрослые люди выражают этот этап в образах садомазохистских сцен, грозных кровопролитных сражений и просто драк. К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля».

Переживая связанное с третьей перинатальной матрицей, человек испытывает бурю разнонаправленных эмоций, среди которых преобладает агрессия. Если на этой фазе были какие-то затруднения, то в последующей жизни личность «расплачивается» за них симптомами, связанными с вытесненной агрессивностью. При благополучном протекании родов в этой матрице нарабатывается  активная сила («я поборюсь и справлюсь»), целеустремленность, смелость, умение сделать первый шаг. При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида. Если применялись акушерские  щипцы - в действии нужна чья-то помощь, но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. Родившиеся в ягодичном предлежании люди в последующей жизни стремятся всё сделать … необычным путем.

Четвёртая

Наконец, последняя, IV Базовая Перинатальная Матрица соответствует отделению плода от матери, перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа. Гроф назвал её матрицей Свободы. При удачном родоразрешении этой матрице соответствуют образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы, вскрытия рек ото льда и т.п. Но это – в случае, если ребёнку позволили сразу после рождения воссоединиться с мамой, то есть пережить воссоединение с первоначальным раем матки.

Последователи Грофа полагают, что эта матрица охватывает период от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов. После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале  мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение.

По мнению Станислава Грофа, каждая из перинатальных матриц жизненно необходима для нормального существования человека и является важным этапом становления его психики. Однако, травматический опыт любой из матриц может искажать поведение человека.

ПАРТНЁРСКИЕ РОДЫ = МАМА+МАЛЫШ

Что же может сделать мама, чтобы помочь своему малышу родиться с наименьшим стрессом, но вместе с тем, пережить необходимый опыт? Мне искренне хочется верить, что усилия мам по переключению внимания с себя на ребёнка не проходят даром. Но в том-то и заключается одна из мудрейших задумок Природы: беспокоясь о безопасности, оберегая (как мне думается) психику человека от серьёзных травм, она позаботилась о том, чтобы пережитый при рождении стресс не фиксировался в сознании и не порождал у ребёнка желание покончить с собой в первые минуты после рождения. Но расспросить у только что родившегося человека, что он в точности испытывает, не представляется возможным. Да и нужно ли это?

Какое-то животное материнское чувствование подсказывает мне, что это правда: до, в момент и сразу после родов ребёнку, мягко говоря, плоховато, и больше всего он нуждается в маминой ласке и поддержке.

Модно сейчас рожать вместе с папой – вроде как, это укрепляет отношения, позволяет папе прочувствовать всю радость отцовства… Что ж, отлично! Если в момент родов мама и папа вместе направят своё внимание на малыша, это будет только лучше! Главное направление, по которому нужно выстраивать мостик партнёрских отношений, это «мама-малыш», малыш – вот главный партнёр мамы! И уж затем, в дополнение к этой ветке возводятся остальные конструкции: «мама-папа», «мама-акушерка», «папа-персонал» и позднее – «папа-малыш» и «малыш-акушерка»…

Практические рекомендации мамам

Уже ни для кого не секрет, что к родам нужно готовиться – науке, впрочем, известны редчайшие случаи, когда женщине удалось проспать или попросту не заметить роды. Но в основном для большинства рожениц это процесс весьма ощутимый – и этот факт нужно принять заранее. А девять месяцев беременности можно использовать (ни много, ни мало) для личностного роста – вырабатывая стрессоустойчивость и учась принимать неприятное и неизбежное. В конце концов, с родами жизнь не заканчивается, а только начинается, и это ценное качество ох как пригодится вам в дальнейшей жизни вместе с ребёнком!

Ведь (опять обратимся к языку) «не-приятный» – значит «не принятый», тот, к чему нет приятия. Что позволит неприятному стать приятным? Только наше отношение к нему. Вы не можете в самый разгар невыносимой родовой боли встать и сказать: «Всё, я больше так не играю. Ситуация мне неприятна, я ухожу. Заканчивайте без меня. Будет готово – заверните мне ребёнка и перевяжите ленточкой».

Рожать больно – у вас есть 9 месяцев на то, чтобы осознать и приготовиться принять этот факт. (Впрочем, всё в той же литературе описаны случаи и вовсе безболезненных родов. Я лично знакома с женщиной, которая уверяет, что роды стали для неё самым ярким и невероятно приятным сексуальным переживанием!)

Для чего нужно учиться расслабляться? Ответ очевиден: чтобы не пугать своим поведением малыша. Он – молчаливый участник всего происходящего (но даже когда он кричит, эти его «слова» не всем понятны). Он, кроме прочего, связан с мамой пуповиной, и в случае страха мама щедро «кормит» его адреналином, между тем, ему и самому несладко!

Период первый: от зачатия до беременности

Малыша не видно, но он уже есть – этот свидетель круглосуточно следит за вами! Осознание этого факта может нервировать, но по большому счёту из пуза ляльку не выкинешь – она будет жить, есть, спать и работать вместе с вами. Внимательно относитесь ко всему, что вас окружает – вы можете себе это позволить: ну сколько раз в жизни вы ещё планируете беременеть? Насладитесь этим состоянием и теми чувствами, которые оно дарит вам – тогда и малыш будет чувствовать себя в покое и радости!

Метод психопрофилактической подготовки к родам описан врачами, наблюдавшими роды перуанок. Он состоит в создании вокруг роженицы мощного положительно-эмоциального фона, подкрепленного социальной поддержкой, что отвлекало женщину от тревожных мыслей и страха перед родами, превращая их в безболезненный процесс. В индейских племенах, обитавших на территории Перу, рождение ребенка ожидалось с необыкновенной радостью. Радовалась в первую очередь сама роженица, так как с появлением ребенка она превращалась в женщину, окруженную почетом и уважением, радовался ее муж и весь род. А рождение ребенка широко праздновалось всей деревней в течение нескольких дней. Таким образом предожидание нового социального статуса, приносящего ей общественное признание и повышающего ее в собственных глазах, позволяло женщине управлять психоэмоциальной сферой и обеспечивало уверенность в благоприятном течении беременности и завершении родов.

А слабо представить себя беременной перуанкой? :)

Период второй: схватки – первая безвыходная ситуация

Начинаются схватки – ну разве это не радостный сигнал?! Это значит, что беременность позади – можете (если успеете) устроить праздник: Проводы Беременности :) Попрощайтесь с этим состоянием легко и светло. Вам есть, за что поблагодарить себя беременную! Приготовьтесь стать Мамой – это уже совсем иное ощущение.

Каждую схватку мама расслаблена и радостна, она кладёт руку на живот и обращается к малышу со словами приветствия. «Ещё какое-то время, и мы увидимся», «нам предстоит серьёзная работа, я тебе помогу», «какая радость – сегодня твой день рождения»… Интенсивность схваток нарастает, мама проживает их без паники – она подбадривает малыша, просит потерпеть и не тревожиться…

Попробуйте представить себя на его месте – было бы вам страшно? Вы жили в раю, обласканы и согреты, и вдруг дружелюбный «рай» начинает сжимать вас со всех сторон. (помните? Давление в 50 килограммов на тело трёхкилограммового малыша!) Это первая в жизни вашего ребёнка стрессовая ситуация, и именно вы даёте ему первый в жизни урок – как справляться со стрессом. Рядом с ним нет учителя, который объяснит малышу физиологию родового процесса – в сложившейся ситуации мама его единственный учитель! Как поведёт себя она, так (с большой долей вероятности) и он будет вести себя в безвыходных ситуациях, которые встретятся ему в последующей жизни. Будет он метаться от страха, ругать своих помощников и свирепо кидаться стульями, или будет искать конструктивный выход из положения – во многом зависит от поведения мамы в момент схваток.

Период третий: потуги – борьба за лучшую жизнь

Изнурительное ожидание выхода закончилось – путь свободен, шейка матки открыта, начинаются потуги. Можно сказать, что в начале потужного периода ребёнок действительно как будто «увидел свет в конце тоннеля». И первый шаг в открытый космос ему предстоит сделать не через 30 лет, и даже не через год – первый «шаг» он предпринимает именно сейчас, когда его мама «тужится».

Что испытывает наш маленький герой? Представьте, что он пробежал 10-ти километровый марафон, и остаются какие-то 100 метров до финиша, но они-то – самые трудные! Это именно те 100 метров, на протяжении которых марафонцев особенно активно приветствуют болельщики с флагами, дудками и воздушными шарами. Они стоят вплоть до самого финиша и скандируют: «Вася! Вася! Да-вай! Впе-рёд!»

Плохо себе представляю, как будет скандировать имя своего ребёнка рожающая женщина, но обеспечить ему подобную эмоциональную поддержку просто необходимо. Ему предстоит преодолеть совсем короткий промежуток, но он устал и измучен, он напуган и растерян, он впервые ощущает такое невероятное давление – в тесноте родового канала оно возрастает многократно! Он борется, что называется, не на жизнь, а на смерть, впервые знакомясь со страхом смерти, балансирует на тонкой грани между «там» и «здесь». Между «тем» и «этим» светом, если хотите! Ведь он уже не в матке (в раю), но ещё и не вышел на этот свет. Поддержите и позовите его!

Период четвёртый: выход в ад или воссоединение с раем?

Уже цитировавшийся ранее Фредерик Лебойе в книге «Рождение без насилия» ещё в 1984-м году обратил внимание читателей на то, что с младенцем в родах обращаются чрезвычайно невнимательно. Между тем, отметил Лебойе, рождение может быть столь же болезненным для ребенка, насколько роды болезненны для матери.

Описать красноречивее, чем Лебойе, мне не под силу:

«…Как готовится хорошая коррида? Как делают “хорошего” быка бешенным, пьяным от боли и ярости?

Целую неделю животное держат запертым в темноте. Затем его внезапно выпускают под ослепляющий свет арены... И тогда он нападает: надо, чтобы он убивал!

Рычи, толпа!

Кричи, младенец!

Слеп ли новорожденный? Ослепленный. А что до слепых…

Теперь уши. Глух ли новорожденный? Не более, чем слеп.

Когда он появляется на свет, он уже давно все слышит. В теле матери он уже узнает так много разных звуков! Конечно, все это смягчено, ослаблено, притуплено околоплодными водами.

Как грохочет этот мир, рожденный в волнах! Наши голоса, наши крики должны казаться несчастному младенцу тысячекратным раскатом грома.

Кто помышляет говорить тихо в родильном отделении?

“Тужьтесь! Да тужьтесь же!” - Эти вопли должны очаровать ребенка.

Может быть твоя кожа, мой маленький, менее измучена?

Чувствует ли что-нибудь эта боязливая кожица, которая знает: друг или недруг к ней приближается, и начинает дрожать? Эта кожа, которая не знала ничего кроме нежности и ласки прикосновений слизистых оболочек, что она встретит?

Гигиенические салфетки, грубые ткани, а иногда даже щетку! О, терновый венец!

Новорожденный малыш попадает прямо-таки на острые шипы.

Вот он и кричит.

Да, ад действительно существует. Это не сказка. И там горит настоящий огонь. Но этот ад не на исходе жизни, в загробном мире, Он здесь, в начале пути.

Ну, это-то наконец, все, конец всем пыткам?

Нет, нет, этот огонь, обжигающий кожу и глаза, проникает внутрь и жалит ребенка изнутри.

Да, еще худшим является ожог воздухом легких. Это то же самое, что в первый раз затянуться сигаретой, вдохнуть дым. В ребенке все сжимается, все протестует.

И за этим следует крик!

Первый крик - это “нет”!..

Действительно, испугаешься, если проанализировать совокупность всех факторов, обрушивающихся на новорождённого в первые минуты жизни! И наверняка, первый крик новорождённого – это крик отчаяния и ужаса: «О, мама, куда я попал?!» Единственное спасение в этом незнакомом агрессивном мире – это мама! Не зря Гроф называет четвёртую перинатальную матрицу «воссоединением с раем»: отдыхая сразу после родов у маминой груди, ребёнок снова чувствует с ней связь. Пуповина в некотором смысле продолжает ещё существовать на всём протяжении грудного вскармливания – каждый раз припадая к соску, ребёнок вновь, как когда-то, становится с матерью единым целым.

Сливаясь с мамой, слушая её голос, ощущая её дыхание и поглаживания, ребёнок (вполне вероятно) вспоминает то чувство блаженства, беззаботности и райского покоя, которые он ощущал, покачиваясь в уютной утробе. Матка была довольно тесной – толкаясь и переворачиваясь (особенно на поздних сроках беременности) ребёнок постоянно чувствовал кожей мягкие прикосновения её слизистых оболочек. Так не лишайте кожу малыша общения и после рождения!

Контакт с мамой «кожа к коже» помогает ребёнку быстрее успокоиться во время, например, кишечных колик. И чем меньше ребёнок, тем больше контакта с маминым телом ему необходимо. Впрочем, папино тело тоже подойдёт для телесно-ориентированной психотерапии: наш семейный опыт показывает, что на волосатой папиной груди новорождённые спят порой даже лучше, чем на маминой (как бы мягка и ароматная она ни была :)).

Не бойтесь «заласкать» и избаловать ребёнка – бабки и няньки, которые советуют «не приручать детей к рукам», сами выросли в суровое время и вряд ли их пример должен считаться заразительным. Вы девять месяцев носили ребёнка В себе – приготовьтесь ещё девять месяцев носить его НА себе. На самом деле это не так уж долго. И совсем не трудно – существует столько приспособлений для переноски ребёнка (кенгуру, слинги, платки)! Да и просто находясь дома, лягте на пол и позвольте малышу поползать по вам и вокруг вас. Не переживайте – всё когда-нибудь кончается, и ближе к 9-ти месяцам (то есть, ближе к прямохождению) малыш сам, что называется, «спустится с рук», заметив, сколько вокруг интересного!

В любом случае, в день появления вашего малыша на свет заканчивается только беременность, а всё остальное (и самое интересное!) только начинается! Я желаю всем беременным мамам, чтобы рождение их малыша проходило в радости, а главный виновник торжества не чувствовал себя лишним на первом Дне Своего Рождения!

Читайте вторую часть Роды – День Рождения РЕБЁНКА! Часть 2: Опыт рождения мы проходим всю жизнь!

Метки:
Этот материал был полезен?