Режиссер – Питер Джексон, США, Новая Зеландия. Жанр – фэнтези, драма, приключения. Продолжительность – 161 мин. Возраст – 12+.

Мы шли на российскую премьеру «Хоббита-2», подготовленные отзывами заграничных зрителей, - в Европе и Азии прокат стартовал на 4 дня раньше. Отчего-то отзывы не воодушевляли, но пропускать событие никто не собирался («Каждый раз перед Новым годом мы с друзьями ходим вместо бани на «Хоббита»). И не зря: фильм оказался просто удивительно прекрасен! Прекрасен пробирающе. Я не знаю, в чем секрет: может быть, Джексон и компания с каждым годом все выше растут над собой, может быть, это действие привычного и родного 2D (решено было не мучить нервную систему 3D и IMAX-эффектами), - но после просмотра мы с мужем сели на резную эльфийскую скамью в Алатыре и четверть часа возвращались из реальности камня, металла и дерева в реальность пластика, стекла и гаджетомании.

А во время просмотра я уже к середине фильма вошла в кинематографический транс и чувствовала себя маленькой девочкой, которой рассказывают бесконечно захватывающую и красивую сказку. До самых титров глаза были приклеены к экрану, отвлечься не удавалось ни на секунду, - да и отвлекаться не хотелось совершенно, настолько поглощало зрелище и настолько здорово был соблюден эмоциональный баланс, - ни усталости, ни перевозбуждения, только детское «Еще!» Не знаю, как теперь ждать третьей части целый год. Придется пока повторить вторую. В общем, если и можно в жизни толкинуться заново, – то с помощью «Хоббита-2», точно. Я даже стала хотеть, чтобы Джексон взялся за экранизацию «Сильмариллиона» - самой сложной, эпической книги Толкина об истории мира эльфов, людей, хоббитов и прочих.

Сценарий второй части «Хоббита» несколько отклоняется от событий повести: добавлены новые персонажи, урезаны некоторые эпизоды. Линия Бильбо сокращена, хоббиту и его переживаниям уделяется меньше внимания, чем в тексте, но я бы не сказала, что сюжет от этого пострадал, - он воспринимается целостно. В общем, работа над сценарием явно велась кропотливая и ответственная. Эмоции фильм проводит самые разные: страх, смех, нежность, отвращение, кое-где можно и слезу пустить. И если в первой части некоторые сцены кажутся затянутыми и недостаточно динамичными, то второй фильм – это беспощадный и последовательный экшн. Каждая сцена, даже спокойная и медитативная, превращается в экшн.

Ландшафты привычно завораживают: панорамные съемки пейзажей Новой Зеландии, необычные углы и смены камеры во время передвижений и битв – визитная карточка всех фильмов о Кольце Всевластья. Интерьеры проработаны до трогательных мелочей, и эти мелочи как раз создают ощущение огромного и обжитого мира Среднеземья. От залов и коридоров Подгорного Королевства захватывает дух. Дракон показан во всем объеме, проникновенно. Во владениях эльфов Лихолесья лично я бы осталась надолго – не в тюремной камере, конечно… Вообще, линия эльфов в фильме настолько хороша, так крепко они подкупают своей красотой и организованностью (и непобедимостью, конечно, а также бессмертием, да что говорить…) А стыковка эльфийской и гномьей тем – бесконечный источник веселья: «У вас там гулянка наверху?» - «Это праздник Света Звезд!..»

Не обошлось без тонких любовных историй и даже треугольников с участием старых и новых героев. В фильме важную роль играет боевая эльфийка Тауриэль, которой нет и в помине у Толкина. Также в тексте повести не упоминается Леголас, хотя его появление на экране закономерно. Однако годы идут, и Орландо Блум «уже не тот»: в «Хоббите» он куда более тяжеловесен, напряжен и даже пугающ по сравнению с легконогим эльфом из трилогии «ВК». Будем считать, что Леголаса, строго по Фрейду, подавляет и фрустрирует отец – король лесных эльфов Трандуил. Этот кого хочешь подавит, по правде говоря, очень колоритная фигура.

Бильбо в исполнении Мартина Фримана прекрасен: движение бровью, пальцами, вдох-выдох, - и образ не просто полон, а изобилен. Хоббит – знакомый, как родной. А вот майяры Гэндальф и Радагаст оказались не столь живописны, они, скорее, комментировали события своими действиями и словами, исполняя функцию Капитана Очевидности. Гномы – хороши, как всегда: веселящая бодрость, здоровый цинизм и решительность.

Очень красива линия людей в озерном городе Эсгароте. Сам город на воде настолько антуражен, что начинаешь чувствовать его сырость и запах рыбы. Бургомистр, сыгранный Стивеном Фраем, - великолепен и противен одновременно, дивный эффект! К лодочнику и его семье сразу проникаешься симпатией. Радостно, что орочьей мерзости во втором фильме отведено значительно меньше места, они просто вплетены в сюжет и уже не так давят своей массой, как в первой части. При этом наконец-то мы встречаемся с Сауроном, хотя бы приблизительно видим его обличье. И никакого Горлума!

Недаром считается, что «Хоббит» Толкина – это сказка, более простой текст, чем трилогия о Кольце Всевластья. Я бы сказала, это сказка для взрослых, которая возвращает в детское состояние, а детям позволяет волшебно познакомиться с непростыми взрослыми темами. И создателям фильма явно удалась ее экранизация.  

Еще одна приятная новость: к выходу второй части «Хоббита» Google выпустил интерактивную карту Среднеземья, и теперь мы тоже можем «путешествовать» по этому миру. Удачного вам погружения!

Этот материал был полезен?