Праздник – это прежде всего настроение, которое не приходит вдруг, само по себе. Как и самый удачный (и самый любимый!) карнавальный костюм – праздничное настроение бережно создаётся любящими руками.

«...Наконец раздался высокий серебряный звон колокола, и дверь распахнулась, впуская детей в Рождество. Они остановились на пороге, застыв от удивления. Комната купалась в золотом свете сотен свечей. У стены, горделиво поднимаясь до потолка, стояла рождественская елка. Тонкие свечи мерцали на ней, будто зеленые ветви заманили все звезды зимы, чтобы осветить плоды лета, висевшие среди хвои: серебряные и золотые яблоки, бутоны засахаренного миндаля, марципановые цветы, позолоченные орехи и ягоды...»

Э.Т.А. Гофман “Щелкунчик”

Такой представала ёлка в 19 веке. Спустя два с лишним века рождественские свечи заменяют цветные лампочки, а вместо яблок и орехов – на ветках расписные шары и самые роскошные игрушки. Однако, по-прежнему задолго до наступления праздника родители вместе с детьми садятся за один стол, чтобы смастерить новогодние игрушки своими руками. И это – самое лучшее, что можно сделать для создания праздничной атмосферы.

Так считает профессиональный организатор праздников для детей и взрослых Мария Бубенцова:

- Праздник должен быть долгожданным – только тогда он по-настоящему запомнится. Я, например, считаю вредной традицию посещать с ребёнком всевозможные новогодние утренники и ёлки до наступления 31-го декабря. После него – пожалуйста, но первая встреча с Дедом Морозом и его подарками должна быть самой торжественной. И лучше всего, если это будет семейный праздник, в подготовке которого участвовали и дети, и взрослые. С самых первых лет мы, взрослые, прививаем детям культуру проведения праздников. Что они увидят? Как родители весь вечер стругают салаты, а потом всю ночь едят их под аккомпанемент телевизора? Или они увидят маскарад, музыку, смех, действо, в котором сами примут активное участие, и которое запомнят на всю жизнь?

Совет от Марии Бубенцовой:

Не наряжайте ёлку заранее. Украсить дом, сделать ёлочные игрушки, подарки и костюмы своими руками можно и нужно за несколько дней до Нового Года. А 31-го числа днём уложите детей спать или отправьте гулять, а сами установите ёлку. Когда толпа детей и друзей одновременно войдёт в тёмную комнату с нарядной ёлкой, ощущение чуда возникнет у всех, независимо от возраста участников!

Из воспоминаний дочери писателя Александра Куприна Ксении: «…Я очень хорошо помню Рождество в мои шесть лет. Помню, с каким старанием я клеила из толстой блестящей бумаги домики, коробочки, вырезала серебряных ангелочков, чертиков, раскрашивала золотом и серебром орехи, потом помогала разукрашивать елку, стройную, мохнатую, наполнившую весь дом своим чудесным хвойным запахом - запахом праздника»...

Не зря говорится – больше всего ценишь то, что сделал своими руками. И, по мнению психологов, карнавальные костюмы тоже лучше всего делать своими руками. Впрочем, даже самый роскошный покупной костюм должен быть наполнен для его обладателя содержанием.

Вот несколько советов от психолога Татьяны Антроповой о том, как помочь ребёнку вжиться в образ героя:

- Даже если вам не нравится его выбор, но ребёнок твёрдо стоит на своём, поговорите с ним: что это за персонаж? Каким он его видит? Какие детали важны? Ребёнок испытывает потребность пережить связанный с этим героем эмоциональный опыт – не препятствуйте ему, а помогите. Лучше всего, если костюм будет создан своими руками. Ребёнок, конечно, не умеет шить на машинке, но он может нарисовать эскиз, сделать какие-то аксессуары. Ещё один важный момент – это адекватное одобрение взрослых. Хвалите получившийся результат, а не самого ребёнка: «как замечательно это у тебя получилось! Вот эта деталь смотрится особенно здорово!» (ведь его личность не изменилась от того, что он создал этот костюм, не нужно говорить «ты молодец, ты стал лучше»). И даже если костюм на ваш взгляд выглядит кошмарно – хотя бы дома позвольте ребёнку поскакать, подурачиться в этом наряде. Причём, роль карнавального костюма может в принципе играть любая значимая деталь – очки, парик, платочек, пояс или перчатки. Порой этого бывает достаточно, чтобы ребёнок «вошёл в роль».

При выборе своего новогоднего образа дети находятся под впечатлением актуальных на данный момент книг или мультфильмов. Например, мой старший сын в возрасте восьми лет попросил на Новый год нарядить его роботом Бендером из мультфильма «Футурама». А одна моя знакомая девочка заказала для себя костюм … брокколи! Особенно важна была для неё «такая же мохнатая кудрявая шапочка».

Всему своё время

Чем старше ребёнок, тем внимательнее нужно присмотреться к его характеру, подбирая новогодний костюм.

* Двухлетнему малышу, который ещё плохо формулирует свои предпочтения, обычно родители выбирают наряды на свой вкус.

* Трёх-четырёхлетние карапузы с удовольствием наряжаются в предложенных родителями разных зверушек. Детки в таких костюмах вызывают особое умиление у взрослых, сами же малыши после первых десяти минут утренника уже забывают, в кого они наряжены, выходят из образа и начинают носиться, как угорелые.

* В четыре-шесть лет все девочки играют в принцесс, однако и красавицы могут быть разными. Присмотритесь к дочери – какой у неё характер, как она общается со сверстниками и в чём она больше нуждается? Почувствуйте разницу между принцессой и феей: принцесса приковывает к себе заворожённые взгляды, а вот снабжённая волшебной палочкой фея склонна сама одаривать окружающих чудесами.

* Мальчики в четыре-шесть лет – проживают героический период, примеряя на себя образ разбойника или благородного рыцаря. Это тоже закономерный этап в психическом развитии ребёнка: кому-то нужно в детстве наиграться в пирата, чтобы вырасти добросердечным человеком, кто-то так и играет всю жизнь в мушкетёра, а кто-то в четыре-пять лет ощущает себя не иначе, чем человеком-пауком.

* В начальной школе девочки и мальчики уже сильно подвержены влиянию социума и телевизора, и обычно выбирают карнавальный костюм с оглядкой на окружение: им важно то, как костюм будет воспринят окружающими.

* К концу начальной школы ближе к 10-ти годам – выбрать новогодний костюм становится всё труднее: ребёнок всё меньше склонен разыгрывать роли любимых персонажей, и всё более и более заботится о своей привлекательности для противоположного пола.

Впрочем, некоторые дети уже и в пять лет настроены на одобрение только взрослых, и готовы надеть на себя любую чепуху, лишь бы мама или воспитательница сказала: «твой костюм – самый лучший». Есть и противоположный вариант – когда ребёнок идёт наперекор всем (как в том анекдоте: оденусь во всё коричневое и испорчу вам праздник). Но такие случаи – редкость.

Советы практика

Порой вжиться в образ поможет одна единственная деталь, и создание карнавального костюма оказывается совсем не таким сложным делом, как казалось на первый взгляд. Рассказывает Мария Бубенцова:

- Да, конечно, было бы здорово с точки зрения верности образу приделать ребёнку, скажем, деревянную ногу и научить его ходить на ней, как делают настоящие артисты :) Но создать образ можно и более простыми средствами. Гримом нарисуйте пиратский шрам, можно заклеить глаз... Это актуально для мальчиков лет семи. Дошкольники же тоже достаточно легко входят в образ, но и также с лёгкостью выходят из него. Вы надели на него костюм лисёнка – он понёсся в хоровод, и через полчаса он уже не лисёнок, а рычит, как серый волк. А спустя 10 минут – он уже пират, который похищает принцессу. Малыши до пяти-семи лети не так глубоко вживаются в образ, как старшие дети. А вот позже они уже готовы осознанно играть роль весь вечер.

Покупные меховые костюмы – какими бы очаровательными они ни казались родителям – неудобны. Праздники обычно проходят в помещениях, ребёнку жарко, он быстро устаёт и начинает капризничать. Создавая образ животного, можно ограничиться меховыми деталями: сделать ушки на ободке, пушистый хвостик или меховые манжеты. Вообще, порой для ребёнка важна только одна единственная деталь одежды или аксессуар, и шить большой костюм вовсе не требуется. «Войти в роль» хорошо помогают причёски, короны, мини-шляпки, береты, маски, очки, парики, пояса, перчатки…

…Я против покупных костюмов ещё и потому, что можно и нужно делать самим – нужно вживаться в образ издалека, за неделю – дней за 10 до праздника. Выбрав героя, поговорите о нём, прочитайте несколько историй – попросите ребёнка охарактеризовать героя, обратите внимание на отличительные черты его характера.

…Почему все девочки в 4-5 лет играют в принцесс? Это становление девочки, женщины. Это закономерный этап, все праздники, которые мы устраиваем для девочек этого возраста, обычно построены по сценарию, где главная героиня – прекрасная принцесса. Любопытно, что мальчишки этого же возраста проживают так сказать «героический период» своей жизни. Кто-то то стремится похищать принцессу (разыгрывает пирата и т.д), а кто-то одержим желанием встать на защиту принцессы от других агрессоров. Это тоже естественно. Это противоположная энергия.

…Подростки – с ними интереснее всего. Они очень охотно идут на такой  вид деятельности, как ряжение, придумывание костюмов, они креативны и легки на подъём. Но с ними есть один щекотливый момент. Игра сама по себе должна быть смешной – это помогает им избавиться от напряжений этого возраста, связанных с принятием собственного тела, с отношениями между полами… Но мало какой подросток действительно хочет показаться смешным. С этим нужно быть осторожнее.

Продумайте концепцию праздника заранее: разошлите самодельные приглашения, пропишите дресс-код, у входной двери повесьте афишу. Если не получается всех гостей известить заранее – приготовьте парики, бумажные короны, какие-то аксессуары, и на входе раздавайте всем гостям вместе с коротенькими текстами. Сценарий можно придумать самим или взять в Интернете. В нашей семье есть традиция – новогодняя поляна. Вечером мы выходим вместе с гостями в лесопарк рядом с домом, ищем клад под деревьями, вешаем на ёлку записки с пожеланиями, прыгаем через костёр. Потом счастливые все приходят домой, открывается дверь – а там нарядная ёлка! Она появляется вдруг, неожиданно, её наряжают втайне от детей. Мы всегда делаем это в последний момент, и тогда ёлка оказывает просто магическое, какое-то сказочное воздействие и на детей, и на взрослых.

Дед Мороз – один, он самый справедливый и добрый на свете. Настоящего Деда Мороза нельзя увидеть – он таинственно приходит и кладёт подарки под ёлку в ночь под Новый год. Остальные персонажи – это его помощники, у которых может иногда отклеиться борода или вдруг не найдётся нужной игрушки. Эту идею психологи советую озвучивать ребёнку вплоть до 6-8 лет (а у некоторых – и дольше) – до тех пор, пока сохраняется малейший намёк на веру в чудеса.

Для маленьких детей (2-3 года) хорошим вариантом в качестве ведущего на детском празднике может быть так называемая «паркетная кукла» - ростом не выше самого ребёнка. Ноги куклы прикрепляются резинками к ногам взрослого, а головой и верхними конечностями персонажа взрослый управляет своими руками. Мягкую игрушку ростом 70-100 см можно купить в магазине (у неё должны быть достаточно длинные нижние конечности для удобства в управлении), или сделать куклу самостоятельно из ненужных колготок, набитых ватой. Этот персонаж поможет родителю провести праздник и не вызовет испуга у малышей.

А вот ростовые куклы (взрослые, переодетые в причудливые объёмные костюмы) могут напугать маленьких детей. Ростовых кукол приглашать на детский праздник психологи советуют не раньше, чем в начальной школе.

Снегурочка же, как показывает опыт проведения праздников, принимается благосклонно детьми любого возраста – на ней нет усов и бороды, она не выглядит, как космическое чудовище, в конце концов, она симпатичная молодая девушка! Дети проникаются к ней доверием; мальчики любуются ею, а девочки втайне мечтают оказаться на её месте.

Метки:
Этот материал был полезен?