Кажется, что Дед Мороз был всегда! Уж так славно он пришелся к новогоднему торжеству. А ведь этот персонаж активно выступает на праздничной сцене всего двести лет. До этого его место пустовало. Как же и откуда он взялся, кем он был и в кого превращался, как менялся его облик за эти годы? Предлагаем вам прогулку в прошлое – не только наше, российское, но и европейское (выведем Санту Клауса на чистую воду!) А чтобы путешествие было наглядным, будем перебирать давние новогодние и рождественские открытки.

Вопрос: что есть у новогоднего-рождественского Деда такого стабильного-неизменного (по типу: «Усы-лапы-хвост, вот мои документы!») Шуба? Так он может и раздеться – на некоторых открытках Дед Мороз или Санта с закатанными рукавами пакуют подарки. Валенки? А вот у Санты, например, черные сапоги, да и наш Дед Мороз порой изображается в красных сафьяновых сапожках. Посох? – не всегда. Мешок с подарками? – опять мимо: иногда он рисуется вовсе без подарков или возит презенты прямо на санях. Красный нос? – уж как повезет. Олени?? – хм… Правильный ответ: седая борода!

Праздничный Дед – глубокий старик, который изначально олицетворял конец времен (конец года), близость смерти или саму смерть (зима же, холод лютый), мрак и неумолимый рок. Но в то же время – жизненную мудрость, понимание, доброту и щедрость. Нынешний Дед Мороз и его иностранные коллеги слеплены из разных образов, разных мифологических сюжетов, которые так качественно перемешались, что уже и разобрать-то сложно, что и откуда. Но есть несколько четких линий в генеалогии Праздничного Деда. О них и пойдет речь.

Значимым прообразом новогоднего Деда стал не кто иной, как бог Сатурн (у римлян), он же Хронос (у греков) – верховное божество, пожиравшее своих детей, бог времени. Его изображали бородатым старцем с косой. Римский Новый год вышел именно из декабрьских сатурналий – празднеств в честь бога Сатурна. Сатурн жесток и неумолим, все-то он хочет завершить и прикончить. В этом смысле показательна картина Ивана Акимова «Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру» (1802, Третьяковка). Таким он приходит и на праздничные (не только новогодние) европейские открытки. Для тех, кто не особенно разбирался в хитросплетениях античной мифологии, этот старик стал называться Отец Время. Его изображали не только с косой, но и с песочными часами.  

 

 

 

 

 

 

Часто Отца Время сопровождал младенец, или маленькая девочка, или ангелочек. Подтекст ясен: старое умирает, новое нарождается, Смерть и Рождение (новая жизнь) идут рука об руку. Кроме того, в 16 веке Мартин Лютер придумал Рождественское Дитя (Кристкинд) – это был не Младенец Иисус, а маленькая девочка или ангелок в виде девочки, который приносил добрым детям подарки, а дурных детей оставлял с пустыми руками (основатель протестантизма Лютер сделал это в пику католическому св. Николаю – но о Николае позже). Так вот, поэтому часто Отец Время имел юного спутника. Еще бывало, Отец Время  изображался в паре с красивой женщиной, как видно, в напоминание о том, что молодость и красота скоротечны, но, несмотря на неминуемый конец и распад, ныне мы живы и вполне еще молоды, а потому должны полнокровно радоваться и ценить это.

 

 

Другой прародитель нынешнего Новогоднего Деда – это святой Николай. В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю свою жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники. Святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям. Он умер в глубокой старости, после короткой болезни.

Существует такое предание. Услышав, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от греха. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как святитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. И если в Средние Века детям делали подарки 28 декабря, в День Невинных Детей, то где-то к 17 веку ребятишек стали одаривать в день св. Николая – 6 декабря, а уже позже Санта Клаус стал приходить к детям под Рождество или в Новый год – вот как все смешалось.

 

 

 

Ну, и, конечно, у каждого народа был свой местный Дед – дух леса или дух холода, суровый, но справедливый. Им можно было припугнуть детей (недаром некоторые иностранные «дублеры» Деда Мороза носят с собой розги), но от него же можно было и ждать подарков. У него были помощники-гномы, лесные духи, которые и готовили для детей игрушки. В христианизированном варианте Деду помогают ангелочки (хотя, конечно, ни с какими церковными канонами это не стыкуется).

 

 

Веку к 19-му образ Праздничного Деда устоялся и широко распространился в России, Европе, Америке и других странах. Дети полюбили его и с трепетом и восторгом ждали подарков. Конечно, о встрече с ним нельзя было и мечтать – ну, если трезво, кому бы пришла в голову мысль переодеться святым Николаем или Морозом-Трескуном? Дед приходил тихо и неслышно, оставлял свои подарки (а порой и саму наряженную елку – вот почему европейских детей отправляли спать, украшая для них праздничное дерево тайком) и уходил до следующего года. Подсторожить Деда было мечтой миллионов детишек. Но, увы, поглядеть на него удавалось разве что на праздничных открытках (на средней – Дед сравнивается с легендарным средневековым дудочником из Гаммельна, который увел из города всех детей).

 

 

И, конечно, как было взрослым удержаться от манипуляций Новогодним Дедом! Санта приходит только к хорошим детям, которые сами напоминают ангелочков (подпись на первой открытке: «Да! Конечно, я принесу это. Но вы должны быть очень, очень хорошими. До свидания»).

 

 

И, конечно, детишки, ожидавшие Деда Мороза или Санту с подарками, были очень разные.

 

 

Точно также и Рождество или Новый год бывали разными (обратите внимание на даты). Подпись на первой открытке: «У вас выставлен знак службы Красного Креста?» (знак того, что в этом доме могут принять раненых или оказать медицинскую помощь). Подпись на второй открытке: «Покупайте “рождественские печати”. Защитите ваш дом от туберкулеза» (деньги от продажи «рождественских печатей» шли на благотворительные цели, в том числе, на лечение больных туберкулезом).

 

 

Первые десятилетия своей работы Праздничный Дед облачался в самые разные одежды, носил разнородные головные уборы и обувь. Но к 1930-м он получил красно-белый наряд и стандартизированный внешний вид. В 1931 этот образ лёг в основу рекламной кампании Кока-Колы, когда художник Хаддон Сандблом нарисовал Санта-Клауса с лицом одного из сотрудников компании, уже бывшим на пенсии. С тех пор ежегодно, вплоть до 1966, он рисовал новых Санта-Клаусов, закрепляя в общественном сознании этот современный образ. Рекламная кампания оказалась настолько успешной, что такой внешний вид Санта-Клауса не вполне справедливо приписывается Кока-Коле.

 

 

Наш русский Дед Мороз, по-видимому, произошел от духа холода Мороза-Трескуна, который не носил подарков – наоборот, от него отдаривались, кто чем мог, чтобы ублажить Студеного и защититься от лютого мороза. Кроме того, этот Дед олицетворял покойного предка, задачей которого была охрана потомков от бед и их воспитание. Но постепенно он вобрал в себя многие черты европейских Праздничных Дедов, помягчел, расщедрился и начал ходить по домам на Новый год. Дед Мороз обзавелся дочкой (которая затем стала внучкой) Снегурочкой, которая полюбилась взрослым и детям и стала сопровождать Деда после появления в России во второй половине 19 века записанных: поэтической сказки (Данилевский), пьесы (Островский), оперы (Римский-Корсаков), картин (Васнецов, Врубель, Рерих) - о девочке-снегурочке, которая тает, прыгая через костер. А сказка эта растет из старинного обычая сжигать в дни весеннего солнцестояния на костре чучело, символизирующее зиму и старый год.

В Советском Союзе Дед Мороз оказался «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и тихо отсиживался в подполье до конца 30-х. Затем у Мороза был очевидный перерыв всвязи с Великой Отечественной, и только в 50-е он снова выходит на большую сцену. И то с Дедом часто конкурировали более актуальные герои: шахтеры, строители, пионеры, космонавты.

 

 

Нынешний Новогодний бородач – это добрейшей души старикан, часто нелепый и издерганный коммерческой необходимостью предложить как можно больше новогодних подарков. А свойственная сегодняшнему дню ирония привносит дополнительные черты в образ Праздничного Деда (такими темпами от него скоро может остаться одна «филейная часть» - мешок с подарками).

 

 

Поэтому особенно хочется сохранить тайну, и сказку, и тихую торжественность, и особый трепет Новогодней ночи и обязательно – доброту, силу и праведность ее главного героя – Дедушки Мороза, который «всё видит, всё знает», который и страшен, и добр, и холоден, и горяч. Который не только подарки нам принес – но и сам праздник.

С Новым годом! Хорошего вам Деда Мороза! :)))

 

Выражаем огромную благодарность teavera за предоставление архива старых праздничных открыток!

Этот материал был полезен?