Главный атрибут Нового года - ёлка - совсем не так давно, если смотреть в масштабах истории, занял свое почетное место в домах россиян. Это германские народы с незапамятных времен почитали ель: уходили под Новый год в лес, выбирали подходящую елочку, украшали ее и совершали вокруг нее обряды. У наших предков ель, наоборот, была связана с нечистой силой, более того - считалась деревом смерти и потому из нее даже запрещали строить дома.

Так что нововведение Петра I было встречено его современниками настороженно, многим идея "притащить мокрое грязное дерево из леса, налепить на него огарков да навязать грецких орехов и разложить вокруг подарки" казалась совсем не остроумной. Но молодого царя в его первом путешествии по Европе так впечатлили западные традиции встречи Рождества, что он повелел украшать улицы российских городов вечнозеленой растительностью, зажигать везде огни и пускать ракеты - все как у людей. Но тогда, в 18 веке, елка не пустила корни на русской земле, и вместе с окончанием царствования Петра закончились и елочные потехи.

В начале 19 века елка вновь замаячила на горизонте. И, конечно, опять с западной стороны. Правда теперь не как новогоднее, а как рождественское дерево. В столицах в моду вошла немецкая литература, особенно популярен был Гофман, автор "Щелкунчика и Мышиного короля". Среди столичной знати даже устривались негласные соревнования: у кого елка больше, гуще и богаче наряжена. Новогодние забавы поначалу были прерогативой состоятельных семей, остальные жители столицы до поры до времени либо относилось к ним равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако лет 10 спустя "ёлкомания" охватила все слои городского населения. Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево стало хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. На ёлках, по свидетельству очевидцев тех времен, буквально помешались. Только в деревнях о том, чтобы ставить дома ёлку, - и мысли ни у кого не было. Зато у крестьян появился неплохой источник заработка: привезенные в город ели в предпраздничные дни расходились моментально.

Екатеринбург ни в чем не отставал от Москвы и Петербурга. Интересно взглянуть, что происходило в столице Урала в эти праздничные дни сто лет назад.

В 1913 году наступал юбилей дома Романовых, поэтому город был богато иллюминирован, на всех городских площадях стояли украшенные елки, у людей было особенно приподнятое настроение. Что же касается остального - мы увидим много знакомого.

Например, так же, как сейчас, объявлялись глобальные праздничные распродажи товаров. В "Сибирском магазине" на Покровском проспекте (сейчас ул. Малышева) можно было купить изделия из золота и серебра по "недорогой цене". Музыкальный магазин "Кеттерер и сын" в качестве подарков к праздникам предлагал скрипки, рояли и мандолины. Рождественские открытки "от самых простых до самых изящных, исполненных в России и за границей, ценою от 1 коп. до 1 руб." можно было приобрести в книжном магазине В.В. Блохиной и магазине "Польза". Елочные украшения, а также маски, серпантин, конфетти и фейрверки горожане предпочитали покупать в магазине игрушек С.В.Матвеева на Пушкинской улице. Покупки делали в основном на Успенской и Покровском - там располагались лучшие магазины.

Предметом больших хлопот, как и сейчас, был праздничный стол. Но 100 лет назад вы бы, конечно, не нашли на нем ни традиционного "Зимнего", ни "Селедку под шубой". На первое могли подать суп-жульен, суп с клецками или польский борщ, на второе - жареную баранину, язык с хреном, телячьи ножки. Если ждали гостей, то готовили поросенка с кашей или утку с яблоками.

В общем, как видно из меню, достойно встретить Рождество и Новый год и сто лет назад было делом затратным. Потому многие городские учреждения практиковали выдачу специальных пособий к праздникам. Так, например, на Екатеринбургскую телеграфную контору в 1910 году выделили 387 р. премиальных, из них 40 р. досталось начальнику учреждения, простые же сотрудники получили от полутора до трех рублей.

В заводском клубе (при Верх-Исетском заводе) на Новый год устраивались балы для служащих с праздничным ужином (чем не наши корпоративы?) А для детей служащих на том же заводе устраивали елки и спектакли, дарили подарки (что практикуется и сейчас).

Вообще Рождество и Новый год воспринимались в большей степени как детский праздник. Для детворы в волостных правлениях и гимназиях, народных училищах и заводских конторах устраивались многочисленные елки. А кроме них - огромные горки на заводских прудах, цирки-шапито и катки, на которых зеленые красавицы были "иллюминированы электричеством", а каждому купившему билет выдавался подарок-сюрприз.

Вот как описывает местный корреспондент праздник в Екатеринбургской торговой школе: "В 7 часов вечера вспыхнуло сотнями огней разукрашенное Рождественское деревце, и публика под звуки марша, исполненного господином Больманом на рояле, заняла места для присутствия на музыкально-литературном отделении вечера. Первым выступил любительский оркестр балалаечников. Затем читали стихотворения и басни ученики школы, в числе коих маленький Агафуров продекламировал стихи на арабском языке, а ученик Журдан произнес их по-немецки. По окончании отделения, под звуки музыки последовала раздача подарков и лакомств. Затем всем присутсвующим был предложен чай, после чего открылись в двух залах танцы, затянувшиеся до позднего вечера и отличавшиеся исключительным оживлением".

У взрослых праздник начинался 25 декабря. И длился три выходных, или "неприсутсвенных", дня. В домах украшались елки (причем даже если могли позволить себе дорогие покупные, всегда мастерили игрушки вручную: вырезали и клеили фонарики, корзиночки, гирлянды из цветной и золотой бумаги, оборочавали фольгой пряники и орехи), готовились подарки, устраивались балы, маскарады, катания на тройках по заснеженным улицам.

И, конечно, ходили друг к другу в гости. Те, кто жил на широкую ногу, устраивали такие грандиозные балы, что на них бывало приглашено чуть не полгорода. Двери дома известного уральского золотопромышленника Степана Тупикова в рождественско-святочные дни были открыты для всех. То радушие и хлебосольность, с которыми тогда принимали гостей, наверно, манит до сих пор... Недаром старые особняки, давно отданные под общественные учреждения, оживают и преображаются в волшебные праздники Рождества и Нового года: здесь вновь появляются представительные хозяева, хлопотливые нянюшки, расторопная прислуга, ароматная елка и детские голоса.

Инсценированные елки, переносящие в прошлое, традицинно устраивают Дом Актера (до революции дом принадлежал Тупиковым) и Свердловский областной краеведческий музей, в прошлом - дом Поклевских-Козелл. Для пущего колорита в афише указан не современный адрес музея (Малышева, 46), а исконный адрес особняка - Покровский проспект. Здесь проходят традиционные рождественские семейные праздники и присутствующие могут своими глазами увидеть, какими Рождество и Новый год были 100 лет назад.

В материале использованы факты из статьи Галины Плещевой "На земле - мир, в человецех - благоволение".

Автор благодарит за помощь Музей истории Екатеринбурга и Свердловский областной краеведческий музей и лично Ларису Коновалову и Евгения Бурденкова.

Этот материал был полезен?