В преддверии Нового года принято проводить различные благотворительные акции. Повсюду нам напоминают, что есть поблизости от нас дети, обделенные счастьем жить в родительской семье, и предлагают помочь им поверить в чудо, подарить желанный подарок в канун самого волшебного праздника. Вызывают уважение люди, чья отзывчивость не позволяет им остаться в стороне. Вдвойне вызывают его те, кто организует подобные акции.

Однако меня не оставляет в покое мысль, что даже такую благую акцию, как помощь детям из детского дома, можно провести совершенно по-разному. И, простите за крамольную мысль, не всегда она может оказаться по-настоящему благой.

Дело в том, что по долгу службы (честно скажу, не по зову сердца) мне как-то довелось участвовать в подобной акции. Поначалу я была этой идеей вполне воодушевлена. Мы собирали деньги среди работников нашей компании, долго и тщательно выбирали подарки, предварительно посоветовавшись с руководителем детского дома.

Первое неприятное ощущение меня посетило, когда накануне поездки на детскую елку позвонил главный координатор проекта и, выяснив состав приготовленных нами подарков, стал выговаривать, что дарить такие бытовые вещи никуда не годится. «Как вы будете выглядеть с этими подарками?» «Все дарят то-то и то-то, а тут — рассказать потом стыдно» и т.д. Но деваться было уже некуда, поехали, естественно, с чем есть.

На елке в детском доме я была приятно поражена тем, как здорово выступали дети — и песни, и стихи, и танцы. Все не хуже того, что мы привыкли видеть в обычном саду или школе. Педагоги приложили действительно массу усилий, чтобы даже те, кто стесняются (психологических проблем у тех деток, сами понимаете, хватает) или имеют сложности в здоровье и развитии, почувствовали себя способными выступать на сцене, талантливыми, красивыми…

По окончании детского концерта слово перешло к гостям, то есть к нам. Поочередно представители нескольких крупных известных компаний вещали в микрофон о том, что они «по традиции не могли не прийти в гости» и заканчивали тем, что «непременно приходите к нам работать, когда вырастите». Затем детям раздавали подарки, они воспитанно говорили «спасибо», несколько вымученно улыбаясь перед щелкающими затворами фотоаппаратов.

Да, именно так. В наш век, когда все держится на пиаре, нельзя просто приехать в детский дом и положить конфеты или игрушки под елку. Нет, взрослые добиваются того, чтобы дети знали своих благодетелей «в лицо и по имени», чтобы уяснили, что компания «Х» про них никогда не забывает. Но главное, нужно потом повсеместно рассказать о том, что компания «Х» занимается благотворительностью. Опубликовать отчет на главной странице своего сайта, разослать пресс-релизы, напечатать заметку в газете…

Конечно, нужно подарить подарки, достойные упоминания в слащавом тексте. Ну, к примеру, пять самокатов на 50 детей, или каждому по кукле Барби иди машинке. (При этом на месте может оказаться, что большинство воспитанников уже находятся в подростковом возрасте, и куклы их мало волнуют. А вот гель для умывания или дезодорант очень даже пригодятся. Ну, да речь не об этом.)

В погоне за позитивным образом своей компании, мне кажется, вообще многие забывают о первоначальной благой цели. «Благотворителям» не так уже важно, как их акция повлияет на жизнь конкретного подопечного. Куда значимее становится количество позитивных упоминаний организации в СМИ, фигурирующее в отчете пиар-менеджера.

Мне до сих пор неприятно вспоминать, как я фотографировала детей, получающих подарки от моих коллег и пожимающих им руки. Они не давали согласия, чтобы их снимали и тиражировали фото, где попало. Они стеснялись и чувствовали себя неловко. Представьте себя на их месте. Ваше внутреннее человеческое самоуважение выросло бы  в момент, когда вам под пристальным взглядом бесконечно широкой аудитории посторонний человек делал «подарок» (читай «пожертвование»)? Не забудьте, что вы в этот момент должны не забывать благодарить, улыбаться… Скрытое послание, направленное к нему: «Мы тебя жалеем, ты без нас такой обездоленный, но чтобы тебе не было грустно, мы что-то попробуем сделать». Может, я и излишне драматизирую, но мне почему-то очень не хочется представлять себя на месте этого ребенка.

Сегодня я прочитала в интернете об итогах принципиально другой акции. И то смутное чувство неудовлетворенности, которое сидело во мне с момента посещения детского дома, всколыхнулось. Я знала, как не надо, но не могла понять, а как надо? А тут в мозгу щелкнуло: вот так.

Бизнесмен, организовавший все, никогда не называет имени своей компании, когда речь идет об общественной деятельности. В рамках этой акции детей из детских домов не одаривали, а привлекали для того, чтобы помочь другим. Одни помогали одиноким пенсионерам вроде тимуровцев, другие делали уборку в госпитале, старшие проводили полезные занятия для младших. И тут же мне вспомнился рассказ с городского портала: форумчане ездили в детский дом устраивали что-то вроде кулинарного праздника: учили ребят готовить, потом те угощали друг друга и взрослых, гордые своими новыми навыками.

Бывает, что фитнес-центры или спортивные секции дарят ребятам из детских домов возможность бесплатно заниматься… Мне кажется, благотворительные акции должны быть по большей части именно такими, содержащими послание: «Ты можешь сам сотворить чудо! Ты — способный, умелый, ловкий, добрый! Ты можешь изменить этот мир! От тебя зависит, что вокруг тебя».

Я не говорю, что нельзя положить конфет или игрушек под елку. Просто этим все не должно ограничиваться. Детям, особенно подросткам, нужна не жалость, а вера в их силы, доброту, отзывчивость. Выйдут ли они в этот мир, ожидающими подачек (а по опыту мы знаем, что от нашего государства их можно долго ждать) или людьми, способными чего-то добиться для себя и окружающих? Что-то подсказывает, что второй вариант куда продуктивнее для жизни.

И еще я подумала про своего собственного ребенка. Как и ваши, он завален кучей игрушек, книжек, наборов для творчества… Мне хочется порадовать его каким-то новогодним чудом. Очередная игрушка вряд ли им станет. Конечно, я положу подарок под елку. Но мне хочется своему подросшему младенцу дать возможность самому почувствовать себя немного волшебником, вкусить кайф от чужой радости, которой ты незаметно для всех помог свершиться.

Пока не придумала, как. Оказывается, это куда сложнее, чем сходить в магазин с кошельком. Понимаю это, и еще большее уважение вызывают люди, способные учить чужих детей творить чудеса. Как хорошо, что такие живут среди нас. Мне бы и самой у них поучиться… А у вас есть какие-то идеи? Как вы учите детей делать добрые дела?

Фото: http://globallookpress.com/

Метки:
Этот материал был полезен?