добавить в библиотеку

Почему детям вредно смотреть телевизор и играть в компьютер? Нормально ли, если ребенок часто просыпается ночью? Что делать, если ребенок не хочет учиться? На эти и другие вопросы отвечает гость сайта U-mama - детский врач-невролог Анна Малеина в рамках совместного проекта U-mama и МТС.

Разбираемся, с какими симптомами необходимо показать ребенка специалисту и прислушаться к рекомендациям врача.

Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через приложение SmartMed.

 

Что такое SmartMed?

SmartMed – это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами.

Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа.

Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате.

Подробнее о том, что такое SmartMed, как он работает и как стать его пользователем, можно прочитать тут

Влияние компьютера и просмотра ТВ

U-mama: Окулист и невролог ограничивают просмотр телевизора, а муж (профессиональный компьютерщик со всех сторон - собирает и ремонтирует компьютеры, т.е. знает все изнутри и что как работает, занимается системным администрированием и т.п.) утверждает, что современные мониторы никакой опасности здоровью не несут (понятно, что мы сейчас не говорим об 24- часовом просиживании за компьютером). Говорит, что эти запреты оправданы только по отношению к старым телевизорам, которые были устроены совершенно по-другому, чем современные. А врачи по-старинке и по- накатанной выдают эти рекомендации, совершенно не задумываясь о том, что мир не стоит на месте. Кто прав?

А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.

К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.

В раннем возрасте очень важна способность ребенка к активным игровым занятиям без компьютеров. И если у взрослого человека уже сформированы навыки письма, чтения, счета, то в детском возрасте – в ряде случаев письмо - не самая сильная сторона. Во время нажатия клавиш на клавиатуре навык письма самостоятельно не тренируется, а вот излишнее перевозбуждение во время просмотра мультфильмов может усиливать многие детские расстройства: нарушение сна, неусидчивость, эмоциональную лабильность и др.

U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.

А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.

Нарушение сна

U-mama: Подскажите, если ребенок в 4 месяца просыпается в 5 утра - это повод для беспокойства за его здоровье? Какие-то есть способы скорректировать время утреннего пробуждения, чтобы родителям было легче? Укладывать позже не помогает.

А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.

Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.

U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается...

Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для "отлично" не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.

А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.

Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.

 

U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?

А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.

Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!

Нарушение памяти и внимания

U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?

А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным  ограничение просмотра мультфильмов.

 

U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия - математика, история (даты, определения) и т.п. - проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода - ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?

А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.

Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.

Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.

Непроизвольные движения в теле

U-mama: Ребенку 8 лет, первый класс. Примерно с лета по ночам стала скрипеть зубами. И ещё одна проблема - не спит одна. Вечером укладываю дочку, ухожу к себе, она просыпается ночью, приходит, ложится спать к нам (одна не засыпает никак: включали ночник, свет в коридоре, читали книжки. Она просто начинает реветь, в итоге приходит и стоит возле нашей кровати.

А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.

Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.

 

U-mama: Присоединюсь к вопросу про зубной скрежет по ночам. У меня сыну 15 лет, и временами эта проблема сильно беспокоит. Педиатр направил к неврологу, это было года 3 назад, невролог сказал - а почему пришли ко мне, сдавайте на глисты. Сдали - не нашли ничего. Временами лучше спит, а иногда, аж челюсть утром болит. Кто же всё-таки занимается этим - невролог, стоматолог, педиатр? Как лечить?

А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) – это вариант парасомнии, то есть – расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.

Иногда причины могут быть стоматологического характера: нарушение прикуса, стирание эмали и др.), и тут без очного приема стоматолога не обойтись. Если бруксизм сохраняется – необходимо провести обследование (полисомнография) - для исключения более серьезных заболеваний (например, эпилепсии).

 

U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.

При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.

В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.

А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат «Ново-Пассит», согласно инструкции, назначается с 12 лет!

Под видом тиков могут «маскироваться» другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись «тиков, гримас», если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).

Проблемы с речью

U-mama: Ребёнку 1,5 года. Не говорит. Есть много звуков (у, э, о, и т.д.), протяжные, есть слоги (ма, ба, ня, ля), но ни к чему не относятся, не предметно. Маму мамой не называет и т.д. Есть повод для обращения к специалисту?

А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции речевого развития: это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.

В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.

U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.

В один момент начал заикаться (возможно, я ошибаюсь, но думаю, что от большой нагрузки), обошли многих именитых врачей, выполнили все рекомендации - лучше не стало. В настоящее время никакую медикаментозную терапию не принимаем.

Вопрос в том, можно ли нам принимать опять курсами ноотропы (для развития речи) на фоне заикания. Доктора на время лечения их исключили, т.к. были назначены финлепсин, антиоксидантные препараты и опасались очагов ЭПИ. Провели исследование УЗДГ (ничего критичного) и видеомониторинг сна - очагов ЭПИ не зарегистрировано.

А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.

С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.

 

Проблемы с мочеиспусканием

 

U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).

В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?

До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.

А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.

В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.

 

U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?

А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей – энурез – относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез – это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.

Проблемы с поведением

U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?

А.М.: При проявлении указанных расстройств поведения у ребенка, в первую очередь, рекомендован очный осмотр у невролога, психолога, педиатра - для исключения соматических расстройств: анемии, порока сердца и других, необходима и консультация нейропсихолога. На приеме доктор определит план дообследования. У большинства детей с хорошим психомоторным развитием важную роль играет соблюдение режима сна, дозированных нагрузок. Каждый такой случай рассматривается отдельно. В ходе очного приема специалистом оценивается время появления расстройства поведения, устанавливается связь с конкретными событиями.

Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития – возрастного кризиса «3-х лет», и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!

U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки...

А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.

К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.

 

U-mama: Ребенку на днях исполняется 5 лет. Родился с диагнозом ППЦНС. В 1 год с учета у невролога сняли. Ребенок импульсивный, возбудимый, неусидчивый. Если что-то сразу не получается, начинает психовать. Надо во всем быть первым (первым одеться, первым занять качели и т.д.). Если в детском саду кто-то вперед него что-то сделал - обижается, опять психует. Может под стол залезть и сидеть там во время занятий (редко, но все же). В то же время память хорошая. Считает до тридцати. Знает почти все буквы. В группе один из самых развитых. Проблемы в основном в поведении. Дома ведет себя нормально. Видите ли вы в этом проявления неврологии? Заранее спасибо.

А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, память. Важна оценка нейропсихологического статуса – оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования – обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.

 

U-mama: Ребенку 6,5 лет. Диагнозов, кроме дизартрии, не ставят. С речью проблемы, но занимается у логопеда. Очень эмоциональный и легковозбудимый. Может зареветь на практически ровном месте и потом не успокаиваться (например, хотел сам нажать кнопку, а я уже успела нажать). Причём, если у всех это обычно проходит с возрастом, у моего наоборот усугубляется. Раньше объяснишь, что "ну вот что делать, я уже нажала эту кнопку, теперь обратно её не отжать", он успокаивался и постепенно расслаблялся, но чем дальше, тем дольше он ревёт. Стала появляться агрессия во время таких истерик, может чем-то бросить, ударить, толкнуть. Рычит, кричит. При этом агрессия не бывает направлена на меня. Меня он ни разу не ударил, не сказал "я с тобой не дружу", не оттолкнул. Наоборот "мамочка, мамочка". А вот с другими - запросто. Записались к психиатру, но когда были полгода назад, она ничего не увидела.

С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.

Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((

А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра – специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.

Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!

U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он недоношенным ребенком в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.

И вот наблюдаю за ним - где-то даже опережает сверстников, говорить начал рано, говорит чисто, речь развитая, память хорошая. А в каких-то моментах отстает, как мне кажется. Например, не может кататься на велосипеде, хотя умеет держать равновесие, на беговеле катается хорошо, но когда три действия одновременно - педали, руль, равновесие - не может.

Никак не может разобраться с понятиями - вчера, сегодня, завтра. Не знает, что сейчас утро, день или вечер.
Когда чем-то увлечен, может и 2 часа сидеть и делать что-то. Когда просто надо подождать, и т.п. и 5 минут не усидит спокойно.

Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.

Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?

Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).

Телефон и компьютерные игры - нет совсем, мультфильмы и фильмы - дозировано.

А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте – залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше – тем они более эффективные.

Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер – к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.

У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.

В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого нейропсихолог оценивает психологическую «зрелость» ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.

Возможна консультация психиатра - для исключения возможных расстройств. Во время осмотра доктор оценивает зрительный контакт, общее развитие речи, бытовые навыки.

Другие проблемы: головные боли, эпилепсия, переворачивание на бок, остеопатия

U-mama: Подскажите пожалуйста, коэффициент пульсаций на эхографии 32,4% у ребенка 5 лет, остальное в норме. Это может быть проявлением чего-то? И нужно ли какое-то лечение? Периодически жалуется на головные боли. В 3 года на доплере были признаки церебральной ангиодистонии по церебральному типу.

А.М.: Сразу оговорюсь, что приведенные результаты обследования следует считать как приблизительные - реоэнцефалография в качестве метода диагностики причин головной боли сегодня уходит в прошлое, поэтому интерпретировать изолированный показатель в рамках причин головной боли крайне сложно. Как правило, в детском возрасте головная боль бывает обусловлена причинами соматического характера, такими как: ОРВИ, синусит, отит, анемия (латентный железодефицит) или нарушение режима дня. Для подтверждения диагноза и выявления причин головной боли в первую очередь необходимо обратиться к педиатру, который наблюдает вашего ребенка. В ходе очного осмотра он определит план дальнейшего обследования и лечения.

 

U-mama: Ребенку 1 год 11 мес, вес 11 кг. Эпилепсия с 9,5 мес, генерализованные приступы. Принимает Депакин хроносфера 500 и Кеппра 450 в сутки (повысили Кеппру на 50 мг 08.10.2018), приступы не ушли. Последний был в ночь с 5.11 на 6.11, не полностью развернувшийся (прошел быстро, буквально за 1 минуту). Есть ли необходимость в смене терапии (по словам эпилептолога повышать дозы больше нельзя) или надо подождать?

А.М.: Чтобы решить вопрос с коррекцией лечения, необходимо провести видеоЭЭГ-мониторинг в течение 4-х часов – в динамике, с учетом приема препаратов, а также определить концентрацию препаратов в крови (вальпроевая кислота, леветирацетам), выяснить данные о переносимости терапии, побочных эффектах т.д.)

В первую очередь в этой ситуации необходимо определить причину и форму заболевания - идиопатическую или симптоматическую. Исходя из этого, устанавливается тактика дальнейшего обследования и лечения. В ряде случаев ставится вопрос об оперативном вмешательстве.

Что касается вопроса об эффективности увеличения дозы: это можно оценить не ранее, чем через 2 недели после коррекции дозировки! Лечение эффективно в случае полного купирования приступов, в противном случае – не ждут, проводят коррекцию лечения.

 

U-mama: Если ребёнок (4 месяца) предпочитает переворачиваться только на правый бок - нужно ли волноваться? На левый тоже умеет, но не любит. Через правую сторону очень много в течение дня переворачивается. Недавно даже сама с живота на спину начала.

А.М.: В первую очередь, в данной ситуации не следует волноваться - поворот ребенка через один «любимый», в данном случае, правый бок – вариант нормы, как правило, так и бывает. Старайтесь почаще стимулировать повороты через левый бок – этому могут способствовать такие несложные упражнения как сгибание правой ножки в тазобедренном и коленном суставах и отклонение ножки влево – ребенок будет поворачивать самостоятельно ручку и тело. Удачи вам!

U-mama: Хотелось бы услышать ваше мнение о мануальных терапевтах и остеопатах. Невролог предложила под контролем УЗИ править 1-й шейный позвонок. Я сомневаюсь, насколько это безопасно. Остеопатов нет среди врачей муниципальных поликлиник. Почему?

А.М.: Лечение у мануального терапевта и остеопата, тем более если речь идет о пациенте детского возраста, проводится строго по показаниям. Среди детских специалистов таких врачей немного. Решение о таком виде лечения может принимать только лечащий врач, который наблюдает ребенка, с учетом его диагноза.  

В данной ситуации также можно обратиться к врачу ЛФК, который поможет подобрать для ребенка правильный комплекс упражнений.

Фото: www.pexels.com

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

 

На правах рекламы
4648 просмотров
Средний балл: 5.0
Ваша оценка