Переход от дошкольного возраста к школьному – сложный и не всегда безболезненный процесс для ребенка. Мы, взрослые, можем помочь своему малышу перейти этот рубеж спокойно и незаметно. На пороге школы ребенка надо не столько нагружать обучением, сколько дать возможность играть в развивающие игры.

Вредные уроки

Подготовка к школе занимает важное место в жизни дошкольника и в жизни его родителей. Многие мамы и папы стремятся сделать все, чтобы их чадо к началу школы знало как можно больше об окружающем мире, о мире людей и мире вещей, чтобы ребенок научился складывать и вычитать, говорить по-английски и пользоваться компьютером. Но самое больное место – чтение. Некоторые родители начинают обучать чтению уже в раннем возрасте, а если встречают сопротивление – применяют все доступные меры воздействия: просят, заставляют, шантажируют и т.п.

Когда же ребенок начинает читать – радостно отдают в школу, считая, что к образовательному процессу он готов. Но чтение не является показателем школьной готовности, как и показателем умственного развития и развития вообще. Обучить счету, чтению и письму можно в любом возрасте, что наглядно показывают методики раннего развития. Однако в первом классе разница между детьми «готовыми» к школе и детьми, с которыми особенно не занимались подготовкой, сохраняется лишь 2–3 месяца, и уже к концу второй четверти эта разница исчезает. Зачастую дети, которые к школе «не готовы», в дальнейшем, как правило, учатся лучше. Так происходит потому, что школьная готовность включает в себя много компонентов. Это не только запас определенных знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, способность контролировать свое поведение, умение концентрировать внимание в течение длительного времени, ставить задачу и планировать ее выполнение.

Ребенок должен научиться думать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь закончить начатое дело, даже если первоначальный интерес к нему утрачен. Ребенок должен мечтать стать первоклассником. А наши дети часто не хотят идти в школу или изъявляют такое желание только потому, что в школе не надо спать днем. А это значит, что современные дошкольники не хотят становиться взрослее, не хотят учиться и получать знания. Их так замучили в процессе подготовки к школе, что отбили всякую охоту к учебному процессу. Вот и получается, что мы хотим обеспечить ребенку блестящее будущее и успешность, изо всех сил с малых лет готовим к школе, а в результате он оказывается к ней не готов: на уроках разговаривает, заданий не запоминает, при встречах с трудностями – робеет… Почему так происходит? Потому что мы, взрослые, имеем свое представление о том, что лучше для малыша, и забываем, что шестилетний ребенок – это не маленький взрослый. У него свой мир, свои представления об окружающей действительности и свои законы развития. Но большинство знаний, которые получают малыши, остаются невостребованными. Дети запоминают, но не умеют пользоваться тем, чему их научили, потому что потребности и интересы становятся одной стороной жизни, а занятия – другой, существующей отдельно. Но это вовсе не значит, что надо прекратить заниматься с ребенком. Это говорит о том, что надо учитывать законы, по которым он развивается, не обучать, а развивать в согласии с собственными детскими мотивами и вопросами. А они связаны не с какими-то абстрактными знаниями, а с его повседневной жизнью. Психологи судят о готовности к школе по трем ее составляющим: интеллектуальной готовности, волевой и мотивационной.

Развиваем интеллект

Интеллектуальная готовность к школе подразумевает наличие определенного запаса знаний, развитие внимания, ориентировку в окружающем мире, способность обобщать, сравнивать, классифицировать предметы, объекты и явления. Эти качества развиваются именно благодаря познавательной активности, бурлящей в ребенке. Такие знания и навыки, полученные из удовлетворения детского любопытства, прочно ложатся в сознании.

Экспериментирование

Познавательную активность надо поддерживать и не давать ей угаснуть. Для этого можно использовать простой, но действенный метод – экспериментирование. Можно задаваться вопросом и вместе искать ответ. Например, «какие семена дадут быстрее всходы: пророщенные или нет?», «какая веточка распустится быстрее: в теплой или холодной воде?». Дети очень любят волшебство, фокусы и «придумки», поэтому вы можете играть и развиваться одновременно.

Одна девочка спросила у мамы: – Откуда берется снег? – А ты как думаешь? – Я думаю, что это борода Деда Мороза или… перья очень белой птицы. – А разве перья могут таять? – Конечно! И тогда мама решила провести эксперимент. Она взяла два стакана. Вдвоем с дочкой они наполнили снегом один, а перышками из подушки другой, поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время «снег» в одном стакане стал наполняться водой (таять), а другой по-прежнему оставался белым и пушистым. Каково было удивление девочки, когда она вдруг открыла для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, а перышки никогда не растают, потому что они совсем из другого материала.

Этот простой эксперимент пробудил в девочке такое любопытство, что она активно начала интересоваться природой, животными, живыми и неживыми предметами. Эти знания она получила сама и любопытство, удовлетворенное таким образом, породило интерес к другим областям знаний. Дети очень любят игры с водой. Окрашивание воды тоже эксперимент и игра одновременно.

Предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Вам потребуются краски, баночки или прозрачные стаканы и желание поиграть вместе с ребенком. Капая краску в воду и смешивая ее, вы вместе можете открывать свойства цветов и закономерности их появления. Экспериментировать можно и с другими материалами. Сейчас в продаже имеется большой выбор «наборов для творчества»: цветной песок, аппликация, вышивание, мозаика. Особенный интерес представляет работа с гипсом. От того, как ребенок замесит раствор, зависит вес изделия, контуры и хрупкость. А это важно, если должна получиться, например, фигурка-магнит. Если раствор густой, магнит будет тяжелым и не сможет держаться на металлической поверхности, он все время будет сползать вниз. От того, какие краски будут использоваться, зависит внешний вид изделия.

Незаметно для себя ребенок учится наблюдать, делать выводы, сравнивать, обобщать и анализировать. Если мы понимаем под развитием интеллекта обогащение разнообразной информацией или овладение навыками счета, то должны помнить, что знания ради знаний не принесут малышу пользу хотя бы потому, что он ими не пользуется, а следовательно они будут лежать бесполезным грузом в его сознании.

Сюжетно-ролевая игра

Как это ни удивительно, но богатые возможности для интеллектуального развития таит в себе сюжетно-ролевая игра. Она является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Если раньше игрушки, а также их заместители были опорой в игре – то к шести годам дети перестают в них нуждаться. Ребенок переходит к качественно новому мыслительному процессу – образному мышлению. Например, играя в театр, дети могут включать в игру зрителей и критиков, контролеров, продажу билетов и само представление. Дети комплексно отображают социальные роли и целый процесс под названием «театральная жизнь». Играя, они производят многие действия в уме. Согласитесь, очень сложно быть гардеробщиком и артистом одновременно, да еще контролировать события всей игры. А это является свидетельством того, что ребенок способен видеть целостную картину разыгрываемой ситуации, что собственно и является одним из аспектов умственного развития.

Конструирование

Любимым детским занятием по-прежнему остается конструирование, которое становится все более сложным. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна, т.к. в ней задействуется и одновременно развивается пространственное мышление и волевые процессы. Самый популярный конструктор – «Лего», детали которого скрепляются между собой. Наземные конструкции – крепкие и могут быть использованы для сюжетно-ролевой игры. Есть еще конструкторы типа «Архитектор». Он состоит из больших деревянных или фанерных блоков. Из него можно строить целые города и разворачивать стратегическую игру. Конструировать можно не только из конструктора, но и других материалов (столы и ширмы, бумага и картон). Очень интересно и полезно конструирование из более пластичных материалов, например из мокрого песка. Создавая что-то из конструктора, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, иногда крупным, а иногда и очень мелким. Такая деятельность также развивает ловкость рук и мелкую моторику. Игры на улице помогают в развитии образного и пространственного мышления. Дети строят плотины из песка, тоннели из снега, шалаши из того, что попадется под руки. В таких играх они учатся планировать свои действия, соотносить образ постройки с реальным сооружением, целенаправленно доводить начатое дело до конца.

Головоломки и загадки

Желание думать, искать решение, проявлять настойчивость развивают головоломки, загадки, задачки-шутки, а также игры на составление целого из частей. Можно использовать не только игры типа «Танграм», но и обычные спички и палочки. Из них можно строить конструкции и «рисовать» картины. Такие игры лучше подготовят ребенка к школе, чем бесконечное выполнение заданий в тетрадях по указанию взрослых. Покупая детские кроссворды, убедитесь в том, что ребенок владеет грамотой, а вопросы и задания соответствуют возрасту. Дело в том, что слишком сложные задания могут убить желание искать правильные ответы, а слишком легкие быстро станут неинтересными. Итак, интеллектуальная готовность к школе – это не просто развитие навыков счета, письма и чтения. Это готовность детского ума к принятию самостоятельных решений, умению анализировать, которая базируется на высокой познавательной активности.

Воспитываем волю

Кроме развития умственных способностей, важнейшим условием готовности к школе является так называемая волевая готовность, т.е. способность ребенка действовать по правилам и добиваться своей цели. В настоящее время на прилавках магазинов можно найти разнообразные методические пособия, в которых детям предлагают обводить разные картинки и буквы по точкам, дорисовывать фигуры, штриховать картинки и пр. Все это, конечно же, отрабатывает определенные навыки, но не больше.

Продуктивная деятельность

Для воспитания волевых качеств большие возможности таит в себе насыщенная продуктивная деятельность. В дополнение к аппликации, лепке и рисованию на прилавках можно найти наборы для вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки и т.п. Такие занятия требуют внимания, терпения и целеустремленности, а это, как известно, важнейшие компоненты школьной готовности. После кропотливой, но интересной работы ребенок испытывает величайшую гордость за себя. Главное, чтобы она лежала не в сфере взрослых интересов, а в сфере интересов самого ребенка. Дошкольник начинает учиться играя. Сначала рождается интерес к самому процессу, затем к получению результата. К такой деятельности он сначала относится как к игре с определенными правилами. И незаметно для себя овладевает учебными действиями. Появляется желание учиться, т.е. осваивать новое для себя.

И хорошими помощниками в подготовке детей к школе могут быть разнообразные наборы для детского творчества: для вышивания, аппликации и всевозможных поделок из разного материала. Например, наборы для вышивания имеют в комплекте нитки, холст, иголку (причем иголка может быть как обычной, так и большой и пластмассовой). Учитывая возраст ребенка, подбирайте сложность рисунка, толщину нитки и т.п. Четко придерживаясь правил выполнения рисунка и последовательности действия, ребенок получает красивый и практичный результат, который можно использовать; например повязать шарфик кукле или накрыть ее покрывальцем. Также интересны наборы для рисования цветным песком. Подобные занятия можно организовать и самостоятельно. Для этого вам потребуется пластилин, лист картона и крупы, которые имеются в доме. Аккуратно раскатайте по картону пластилин ровным слоем, карандашом нарисуйте на нем рисунок, а затем вместо красок используйте крупу. Дети с удовольствием создают шедевры из такого материала.

Игры по правилам

Еще одним методом развития воли ребенка, а значит и волевой готовности к школе, являются игры с правилами. Это могут быть подвижные и настольные игры. Игры с правилами способствуют развитию умения делать то, чего делать не хочется. Они помогают научиться ставить цели, принимать самостоятельные решения, прикладывать усилия и преодолевать трудности на пути. И самое главное – оценить результат своих действий и принимать свой проигрыш. Именно в игре с правилами востребована и развивается произвольность, т.е. возможность осознанного управления собой.

Настольные игры

6–7 лет – это возраст расцвета настольных игр. Все зависит от того, как часто в семье или детском саду дети играют в такие игры, как «Лото», «Домино», «Гусек» (с игральным кубиком) и др.

«Лото». Варианты этой игры разнообразны. В комплекте могут быть традиционные бочонки с цифрами, карточки с животными, растениями и т.п. Ведущий показывает маленькие карточки поочередно, а играющие находят такие же у себя на больших картах и закрывают их маленькими. Победа достается тому, кто первым закроет свои окошки.

«Гусек». Игра имеет сюжет, отраженный на игральном поле, которое представляет собой дорогу с препятствиями. Играющие поочередно бросают кубик и «ходят». На пути встречаются трудности, которые могут вернуть игрока на несколько шагов назад, а то и к старту. Побеждает тот, кто, минуя все преграды на своем пути, первым доберется до финиша. Главное – действовать по четко установленным правилам, которые необходимо соблюдать на протяжении всей игры. Если кто-то из участников их не придерживается, то выбывает из игры. Необходимо иметь выдержку, чтобы выполнять правила, а это может быть сложно. При покупке такой игры старайтесь выбирать понятный ребенку сюжет. В настоящее время в продаже имеются усложненные варианты этой игры, помогающие ребенку закрепить определенные навыки, например навык счета. Но такие умственные действия могут увести ребенка от самой игры и затмить ее напряжение и азарт. Главное, чтобы игра оставалась игрой и не была перегружена математическими задачками или чтением слов.

Игры и игрушки для старших дошкольников

 

Экспериментирование

Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом.

Конструирование

Строительный материал типа конструкторов «Лего», «Архитектор» и пр.

Логическое мышление

Головоломки, задачки, задачки со скрытым смыслом, «Что перепутал художник?» и т.п.

Продуктивная деятельность

Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, «Фантазер» – набор для изготовления картин из цветного песка и т.п.

Игры с правилами

Настольные игры «Лото», «Домино», «Бродилки» с игральным кубиком и др.

Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами

Игры в «Школу» (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника), «Профессии» (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т.п.

 

Выявляем мотив

Но все же главной проблемой при подготовке ребенка к школе является его желание учиться, т.е. мотивационный компонент. Именно это самая распространенная трудность. Около половины детей 6–7-летнего возраста не хотят идти в школу или утрачивают это желание в первые месяцы учебы. Как ни странно, но это результат усиленной подготовки со стороны взрослых. Интересно, что дети, играя в школу с разной позицией школьника, по-разному проявляют себя. Дети, у которых внутренняя позиция школьника сформирована, играют в учеников; а дети, у которых она не сформирована – в учителя, в перемены, в приход и уход из школы. Для развития мотивационной готовности хорошо играть в ролевые игры со школьными сюжетами. Дети берут на себя роли (учительницы, ученика, мамы и т.д.) и разыгрывают учебный процесс. Они с удовольствием играют в то, как просыпаются и собираются в школу, как занимаются и бегают на переменках, стараются, выполняют домашние задания и получают пятерки за хорошие ответы. Как известно, хорошо учатся не те дети, которые хорошо читают, считают и рисуют, а те, которые хотят чему-то научиться. И формируется эта мотивационная готовность именно в общении со взрослыми.

 

 

 

 

 

Журнал "Мама и малыш"

Автор: Зоя Колесникова, Педагог-психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета

Этот материал был полезен?