Все дети разные. Я быстро столкнулась с тем, что воспринимают информацию они тоже совершенно по-разному. То, что подходит одному, может совершенно не подойти другому и наоборот.

Самый первый мой опыт был в 9 лет. Я научила читать своего трехлетнего брата. Учила звуками, от звуков мы перешли к односложным словам типа «кот» и «дом». Буквы и слова я писала для него сначала просто на бумаге, потом мелом на доске типа школьной (была у нас такая дома). Он называл звуки и складывал из них слова. Переход от букв к слогам не вызвал абсолютно никаких трудностей. Я не использовала никаких пособий или методик, вообще не знала о них в силу возраста. Просто показала буквы, назвала звуки, бумага, ручка и сразу книги. И так, дальше - больше, он научился читать где-то за месяц. В шесть лет он уже читал как взрослый.

Фото: http://globallookpress.com

Мой старший сын Слава заинтересовался буквами в два года. Говорил он в то время мало, но буквы запоминал быстро, звуки произносил достаточно чисто (кроме «р») и к 2,5 годам все буквы уже знал и называл их безошибочно. Причем нужно было показывать именно одну букву, без всяких картинок рядом, хотя в наших азбуках очень любят рисовать рядом с буквой арбуз и так далее. Картинки его от букв только отвлекали. Вспоминая опыт с братом, я была уверена, что в три года он начнет читать. Но не тут-то было. Две буквы в слог не складывались никак. Я оставила ребенка в покое и попытки возобновляла где-то раз в полгода, но долго безуспешно. Так до пяти лет сдвигов не было. А в 5 лет детям стали показывать буквы в садике, причем называть именно буквы, а не звуки, и в голове у ребенка возникла ужасная каша, и чтение слогов стало еще более затруднительным. Спасла положение книга, рекомендованная мне подругой: «Практическое пособие для обучения детей чтению» О.Узоровой и Е.Нефедовой. Это была серенькая невзрачная книжка без единой картинки, состоящая из слогов и всевозможных буквосочетаний, иногда поражающих своим непростым звучанием.

Оказалось, что это именно то, что нам нужно! Никаких отвлекающих факторов в виде картинок, только буквы. Раньше, если мы брали слова с картинками, Слава просто запоминал по картинкам, что где написано, и читать нужды уже не было. Моей ошибкой, как я считаю, тогда еще было то, что я сама предлагала ему слоги, начинающиеся с согласной. А надо было предложить слоги, начинающиеся с гласной, именно такие слоги он быстро понял и стал читать. В этой книге именно такие слоги предлагаются в первую очередь. Славу интересовали буквы сами по себе, и любые буквосочетания воспринимались с интересом, так что дело быстро пошло на лад — слоги, а затем и слова были быстро освоены. Кроме того, мне кажется, что его мозг дозрел до составления слогов только к 5 годам.

Со вторым сыном Севой, я, уже имея вышеописанный опыт, никуда не торопилась. Буквы Севу интересовали гораздо меньше, чем Славу, я их показывала ему от случая к случаю лет с 4. К 5 годам он знал примерно половину алфавита. Я сочла, что этого вполне достаточно, чтобы перейти к составлению слогов. Помня свой опыт со старшим ребенком, взяла книжку О.Узоровой и Е.Нефедовой, но...не пошло. Скучной и неинтересной показалась Севе эта книжка. Чтение слогов с гласной тоже не пошло, как и с согласной. То есть именно читать, соединяя звуки, он не смог. Тогда мне попалась тоненькая яркая книжечка «Учимся читать», в ней в строку были написаны слоги «ба, бо, бу» и так далее. Именно в этой книжке Сева воспринял слоги с интересом и повторял их за мной, по-моему, поначалу просто запоминая. Но вскоре он понял принцип и по аналогии мы перешли к «ва, во, ву», и так далее. Брали обратные слоги, те, что начинаются с гласной «ав, ов, ув». Разницы я не заметила, так как Сева больше опирался на память, чем на чтение, но в целом, дело успешно сдвинулось с мертвой точки. Можно было пробовать читать слова. И вот, когда в прочитанном появился смысл, у ребенка появился интерес и радость.

То есть читать заковыристую бессмыслицу, как читал Слава, Сева отказался наотрез. Интересовали только реальные знакомые слова. В книжках он читал только короткие слова не больше двух слогов, но с удовольствием читал вывески на улице.

Изучая различные буквари и пособия, я нашла книгу, которая, на мой взгляд, подойдет многим детям — это «Как научить ребенка читать» Ольги и Сергея Фединых.

Там сначала идет начитывание слогов, а потом много страниц слов, от самых простых к сложным. Книжка хоть и простая черно-белая, но есть веселые рисунки. По этой книге мы повторяли слоги, читали простые слова и самые простые тексты, где они идут частично в картинках. Рассказы же из этой книжки ребенка не заинтересовали, мы использовали ее только как пособие.

Третий ребенок — шустрая девочка Искра, полностью оправдывающая свое имя, сейчас находится в завершающей стадии освоения чтения по слогам и с ней тоже всё не просто.

Сначала она огорошила меня тем, что долго не могла запомнить буквы кроме четырех-пяти. Это при том, что стихи она запоминает на раз, очень хорошо слушает книги и отлично ориентируется в большом количестве героев. Возможно, что пока у нее преобладает слуховая память. Чтобы она лучше запоминала буквы, я подарила ей раскраску Александра Голубева «Хвостатая абвгдейка», так как раскрашивать и рисовать Искра очень любит. Там каждой букве посвящена отдельная страница, и я подумала, что на каждой странице ей придется задерживаться подолгу, глядишь, и букву запомнит. Раскрашивала она с удовольствием, но от случая к случаю, раскраска толстая. И не скажу, что был очевидный прогресс с запоминанием букв, скорее просто развлечение, но может быть что-то и откладывалось.

Вот тут нам и понадобилась азбука с картинками типа «арбуз рядом с буквой а». Именно по картинкам из книги Фединых Искра вспоминала звук, который дает буква. Иногда путалась, если, например, считала, что нарисована метла, а имелся в виду веник. Но в целом выучила буквы быстро именно по этим картинкам.

Слоги составлять стала быстро, называя звуки по одному. Целая единица «слог» ей не воспринималась сначала вообще. Даже когда слово разделено черточками, мысли читать именно слогами у нее не возникало, она называла звуки по одному и добавляла к уже полученному. Когда она стала понимать слова, радости ее не было предела: «Я читаю! Я умею читать!»

В книге Фединых Искра прочитала все страницы, которые ей оказались по силам, но длинные слова, из трех слогов не получались: к концу слова она уже забывала то, что было в начале. Но эйфория такая длилась недолго, пару недель. Интерес и радость от чтения как-то поугасли.

Нужно было предлагать что-то новое, но найти книжки, состоящие из простых слов на один-два слога не так-то просто. В интернете меня заинтересовали наборы книжек Татьяны Русситы «Чей бок», «Зато сам», «Дом для лис». Книжки очень маленькие, слова очень простые и их мало. Цена, как сейчас часто бывает, не самая гуманная, ха-ха.

Недолго думая, я решила попробовать сделать такую книжку сама. Идея имела большой успех. Искра тоже приняла в изготовлении активное участие – я рисовала картинки, а она их раскрашивала. В итоге получилось отличное полезное развлечение – изготовление самодельной книжки. Сначала я делала именно кальку книг Русситы, но потом стала невольно вносить свои изменения.

Сейчас я стараюсь обращать внимание Искры на слоги, чтоб она читала не по буквам. Не скажу, что это дается ей легко, она уже поняла, что пока чтение для нее – труд. Поэтому кроме этих простых самодельных книжек, которые она быстро выучила наизусть, пока читает одну и ту же сказку из книги Фединых, где часть слов заменена картинками.

Для распознавания слогов это, по-моему, хороший вариант. Просто начитывать слоговую бессмыслицу она может, но недолго, так что придется рисовать новые книги :)

Таков мой опыт на трех детях, интересно, что новенького преподнесут мне еще двое младших)).

Этот материал был полезен?