Есть фильмы, которые многие из нас смотрели в своем советском детстве – по ТВ или в кино, они производили на нас волшебное впечатление, становились будто частичкой самого детства. Пересматривать такие фильмы во взрослом возрасте – странный экспириенс: детская часть души замирает от восторга, а взрослая критически ухмыляется или впадает в задумчивость. Но я все равно предлагаю обратиться к старому детскому кино и показать его своим отпрыскам. Что еще объединяет все фильмы в этом обзоре: они в каком-то смысле документальны, в каждом из них показана обычная жизнь обычного европейского или американского ребенка в его городе в конце двадцатого века.

«Мио мой, Мио», 1987

СССР, Швеция, Норвегия, режиссер Владимир Грамматиков, жанр – фэнтези, драма, приключения, семейный, 99 мин.

Это очень добрый фильм, он снят по сказке Астрид Линдгрен, что само по себе – уже мощная рекомендация к просмотру. Фильм четко разделяется на два пласта: реалистичный и сказочный. В реалистичном пласте, в первые минут пятнадцать фильма, десятилетний мальчик Боссо живет в Стокгольме, и живет не очень-то счастливо. Он сирота, воспитывается у придирчивых и недобрых дяди и тети. Его мама умерла, а отец пропал без вести, и Боссо мечтает найти отца. Тем временем он ходит в школу, делает покупки в стокгольмских магазинах, общается с друзьями, получает тумаки от хулиганов, – в общем, картина маслом обычной жизни обычного шведского мальчика.

Но однажды, в самый несчастливый для Боссо день, все меняется: он решает уйти из дома в ночь холодную – и попадает в череду чудесных событий. Волшебный дух уносит его в Страну Желанную, где он встречает своего отца – который оказывается королем этой Страны. Меняется все: теперь Боссо – принц, и зовут его не Боссо, а Мио, у него есть конь, у него появляется новый друг, как две капли воды похожий на его друга из Стокгольма, он знакомится с детьми уютной цветущей Страны Желанной, которые не хулиганят, как шведские школьники, а носят плащи и светлые одежды и разговаривают так мирно и высокопарно, что становится стыдно за собственный словарный запас и нажитый цинизм.

 

 

А дальше – дальше Мио с другом и конем попадают в настоящее приключение. Они уезжают из Страны, чтобы победить злого рыцаря Като (Кристофер Ли, будущий Саруман), который своим колдовством разрушает любовь в сердцах людей и сеет страх. Его слуги воруют детей в Стране Желанной, и если ребенок соглашается служить рыцарю, то сердце его превращается в камень, а если нет – то ребенок становится птичкой. Наконец Мио удается сразиться с рыцарем, он побеждает его, птицы снова становятся детьми и возвращаются домой, а Мио навсегда остается со своим отцом в стране Любви и Добра, Дружбы и Искренности, где нет места одиночеству. Где все – Хорошо.

В детском возрасте этот фильм производит просто волшебное впечатление. Взрослыми глазами он смотрится уже иначе. Но – в прошлом веке действительно умели снимать хорошие фильмы для детей! Музыка чудесна, декорации живы и прекрасны, все снято очень изящно и трепетно – сердце мягчеет и раскрывается. Я опасалась, что моим детям, искушенным современными мульт-сказками с их спецэффектами и иронией, «Мио мой, Мио» покажется пресным и даже напыщенным – но, к счастью, нет. Мальчишки смотрели фильм во все глаза, а после еще возвращались к разным эпизодам. И я очень рада.

«Осьминожки  со второго этажа», 1986

Чехословакия, Германия (ФРГ), режиссер Индрих Полак, жанр – комедия, семейный, приключения, 92 мин.

В детстве я смотрела это кино с восторгом и замиранием. Во взрослом возрасте – подметила много ценных деталей, которые не отследила двадцать лет назад. Это бодрая комедия о простой чехословацкой семье: папа – дальнобойщик, мама – певица оперного театра, дети – Эва и Гонзик – обычные дети… Они живут в старом доме в центре Праги, отличное место, из дома можно спуститься к реке Чертовке и поплыть по ней в лодке, меж каменных берегов, пока над тобой по мостам ходят группы туристов.

В фильме столько доброй иронии и внимания к тонким деталям и реальной обстановке в Европе конца 80-х, что и взрослые будут смотреть фильм с особым удовольствием. Папа везет груз к месту назначения и застревает на границе из-за забастовок, его машину забрасывают помидорами бунтари от профсоюзов, мама (ох, и вздорная же мать) изводится дома в ожидании мужа, чтобы вместе поехать в обещанный отпуск, дети тестируют в реке под окнами новые ласты. Наконец, семья отправляется через всю Южную Европу к Средиземному морю –отличные юморные съемки. Игнорируя все местные знаки о запрещенном проезде, они оказываются на чудесном пляже, бросаются в воду – и через пять минут полного восторга обнаруживают на себе вонючую нефтяную пленку… Эта семейка умеет весело влипнуть. Неподалеку от берега – авария на нефтяной вышке. И снова – честные детали: мертвые рыбы и осьминоги на берегу, мертвая птица, которую Эва, плача, закапывает в песок. Дальше – больше: визит полицейских, поездка в участок, вскоре дети оказываются одни на берегу. И находят там странную синюю и зеленую глину…

 

 

А незадолго до этого, в другой сюжетной линии фильма, исследовательское судно во главе с ученым, напоминающим Жака-Ива Кусто, приступает к завершающему этапу важных многолетних опытов. Люди стараются достать со дна моря странные объекты, и им удается поднять наверх два сгустка синего и зеленого цвета. К ужасу и досаде ученых, сгустки убегают от них.

И вот на берегу их находят дети, которые от скуки принимаются лепить из «глины» осьминожек. И начинается умора, уже с участием осьминожек – на всем пути домой через пол-Европы и дальше, в Праге. Обожаю сцену в пражской пивной, где папа делится своими бедами с соседями, они дают ему житейские советы, а потом бегут все вместе ловить лодки, отвязавшиеся от причала по вине осьминожек. Уже темной ночью учитель на лодке разводит соседей по домам, пересказывая волшебные истории Праги… Очень атмосферно и мирно. Я бы тоже хотела причаливать к лестнице в свою квартиру на лодке…

Это очень добрый и смешной, реалистичный и познавательный фильм, уже начиная с первых титров и музыки! Хотя мама Эвы и Гонзика бесила меня все полтора часа картины. Мои мальчики бурно возмущались, когда дети слепили из глины осьминогов, ведь просто ползучая глина с глазами была лучше! – но потом влюбились и в осьминожек тоже, а узнав, что у фильма есть продолжение, тянули его из меня клещами.

«Осьминожки желают веселого Рождества», 1986

Чехословакия, Германия (ФРГ), режиссер – Индрик Полак, жанр – комедия, семейный, приключения, 94 мин.

Этот фильм – продолжение «Осьминожек со второго этажа». На советском ТВ каждый из двух фильмов разделили на две части по 50 минут и показывали раз в неделю по выходным, поэтому многие из нас помнят «Осьминожек» именно как сериал из четырех частей. Но если вы захотите скачать фильмы – то опирайтесь на разные названия двух оригинальных серий.

 

 

Тоже отличная картина, не менее жизненная, смешная и драматичная. Вернувшись из неудачного путешествия к морю, родители Эвы и Гонзика решили. Осьминожки помогают людям по своему разумению: то пилят пополам все вещи в доме, чтобы их удобнее было делить, то выбрасывают в речку из окна надоевший папе рояль, то глушат нового маминого ухажера из театра, - страшно и весело смотреть. Притом, все это вплетено в реальный пражский антураж: улицы, дома, люди и туристы, Национальный оперный театр…

А за осьминожками охотятся исследователи, которые установили: поднятый со дна моря материал дает мощную электроэнергию. «Это злой человек, он хочет разрезать нас на кусочки!» - говорят осьминожки, заметив одного ученого.

В Прагу приходит зима, заснеженный город умиротворяет, на берегу речки Чертовки стоит покосившийся рояль, папа живет в фургончике, мама начинает раскаиваться в своем решении. Приходит настоящее европейское Рождество, все готовят друг другу подарки, празднуют, мирятся… Столько трогательных моментов и подробностей – я благодарна от души этому фильму просто за атмосферу и детали!

Последний рывок в фильме – это побег от «злого человека». Гонзик ведет папин грузовик, чтобы не дать ученому захватить осьминожек, дети пытаются ехать к морю, чтобы там выпустить маленьких друзей, родители вместе со «злым человеком» догоняют грузовик… Свободу осьминогам дают крылья: Эва и Гонзик лепят им новые тела и подбрасывают в небо в последнюю минуту. Все плачут и радуются. Конец фильма. Отличное, живое кино!

«Академия пана Кляксы», 1983

Польша, СССР, режиссер – Кшиштоф Градовский, жанр – фэнтези, семейный, 166 мин. (в 2-х частях).

Я сразу предупредила детей, что чем-то этот фильм напоминает «Гарри Поттера», хоть и снят на тридцать лет раньше. Здесь тоже есть мальчик лет десяти, Адам Нескладушка, у которого все валится из рук: он проливает на себя суп, опаздывает в школу, он не такой, как все, и однажды ему приходит приглашение в волшебную Академию пана Кляксы. Он приходит в Академию, встречает длиннобородого ее руководителя пана Кляксу и стайку учеников – таких же милых и чистых мальчиков, как он. С чистотой, на мой взгляд, в фильме явный перебор: мальчики отыгрывают послушных проказников, поют песенки, и зритель сразу ощущает себя в пространстве мюзикла со всеми его условностями и некоторой натянутостью.

При этом в фильме тоже есть два явно раздельных пласта: реальный польский город, где по дворам бегают дети, тети развешивают белье, а между ними с книжкой ходит снулый Адам, есть пласт сказочный, в котором существуют королевства и волки-оборотни. И есть переходная точка – как раз сама Академия. Больше того, из Академии можно попасть в любую сказку: например, Адама посылают в сказку Андерсена про девочку со спичками – за коробком спичек. И в Академии с помощью химического оборудования изготовляют разные волшебные вещества: капсулы Искренности, Отзывчивости и Мужества, в качестве химреактивов используя лепестки, солнечный свет и свежие веснушки. Здесь собирают сны (выбрасывая все бестолковые и нелепы не помойку) – причем метод их сбора и производство из них сонных таблеток описывается бодро и четко. В Академии живет скворец Матеуш, который прежде был принцем большого королевства, но поссорился с волками-оборотнями и превратился в птицу, и не может вернуть себе человеческий облик.

 

 

Мальчики в Академии учатся языку растений и животных, Адам научился летать и улетел навстречу приключениям, попав в собачий рай. А тем временем некто брадобрей Филипп, записной злодей, пытается изготовить механическую куклу, во всем похожую на человека.– прототип ребенка будущего, без собственного «я», чтобы проникать в сказки и рушить их ради дисциплины и порядка. Он приносит куклу по имени Адольф (как еще могут звать злодея) и выдает ее за нового ученика. Пан Клякса куклу оживляет себе на беду: кукла пытается все испортить, поссорить Кляксу со сказочными героями. В конце фильма Адольф рвет свиток со всеми тайнами пана, пока мальчики безучастно смотрят на это большими глазами. Так сказка Академии заканчивается. Наступает Новый год, пан Клякса собирается в путешествие и распускает учеников по домам.

Это очень странный фильм: одновременно приятный, светлый, атмосферный, мистичный и нудноватый. В моем детстве он воспринимался дивно и волшебно, мои мальчики посмотрели его с задумчивым удовольствием. И в нем очень странная граница между реальностью и мечтой: она гибкая, подвижная, фильм как бы намекает, что проникнуть в мечту – в наших силах. Нужно только быть добрым и честным, нужно любить. И это воспринимается всерьез.

«Полет Навигатора», 1986

США, Норвегия, режиссер – Рэндал Клайзер, жанр – фантастика, приключения, семейный, 90 мин.

Помню, как в детстве я пересказывала содержание этого фильма своему 70-летнему дедушке и в какой-то момент стыдливо замолчала с мыслью: «Дед слушает из вежливости и томится…» - а через несколько секунд услышала нетерпеливый голос: «Ну, а дальше что?» Фильм, правда, захватывающий: инопланетяне, НАСА, путешествия во времени – и все это происходит с 12-летним мальчиком Дэвидом. Это просто модель для обкатки всех популярных детских фантазий: тебя похищают инопланетяне, ты путешествуешь во времени и становишься объектом страстного внимания спецслужб, в твоем мозге упакованы тайные знания и ты –  пилотируешь космический корабль! Кроме того, этот фильм стал одним из первых проектов с использованием компьютерных спецэффектов.

 

 

Начало простое: обычная американская семья - родители и два сына, которые злостно грызутся (причем, младший дает фору старшему). Коттедж и собака, симпатичная девочка-Барби, которой нужно понравиться, мужские разговоры отца с сыном… В общем, колоритно и вполне мило. Родители отправляют Дэвида встретить младшего братца, возвращающегося из гостей темным вечером, – и тут-то Дэвид попадает в переплет: для начала просто падает в овраг… А когда он очнется и вернется к дому, окажется, что в мире прошло 8 лет!

Конечно, его похищали инопланетяне, изучали содержимое мозга и так далее… Но суть не в этом. Главное в фильме – это человеческие отношения. И главное в отношениях – это выбор: будешь ты искренним и храбрым или будешь подло использовать другого. Дэвида пытается использовать НАСА, куда его забирают из семьи (постаревшие родители, повзрослевший младший брат), чтобы изучать содержимое его мозга. Мальчика хочет использовать и хозяин космического корабля, инопланетный робот, которому нужно убраться из ангаров НАСА, а карты для его полетов он хочет взять из головы Дэвида (они там остались после инопланетянских исследований) – так мальчик становится космическим навигатором.

Навигатор отлично сошелся с роботом-пилотом: вместе они летают над морем и над пустыней, над городами и сабурбией, поднимаются в космос и погружаются в глубины океана. Потрясающие виды и чудесные спецэффекты, много юмора и американских реалий. Пометавшись над Землей, Дэвид понимает, что здесь ему нет места: самый сложный и трогательный момент: космический корабль снижается над домом семьи Дэвида, с одной стороны к нему бегут мама и папа, с другой – агенты NASA… И мальчик прощается с семьей, собираясь совершить скачок в прошлое. В детстве я много думала над этой временной петлей и чувствами  расстающихся членов семьи… Мои мальчики не сентиментальны, но тоже прониклись.

Переход во времени прошел с хорошими спецэффектами – и удался (конечно же). С какой же радостью и расслаблением Дэвид вернулся к своей обычной семье пускать фейерверки с катера, признался всем в любви (и даже братцу…) В конце фильма напрашивается дружное: «Ааааах!..»

 

Список фильмов нашего детства можно продолжать и продолжать, что мы обязательно сделаем! – с вашими подсказками, конечно.

Этот материал был полезен?