Говорят, когда нашим мамам приходилось отдавать нас, годовалых несмышленышей, в ясли, мы уже умели есть ложкой и ходить на горшок. Но не думаю, что к этому времени мы были способны самостоятельно раздеться и одеться. Чуть ли не с рождения младенец протестует против любых манипуляций с одеждой, а в три года многим мамам остается только мечтать о том, что чадо не наденет свитер задом наперед и не запутается в шнурках.

Научиться самостоятельно одеваться для малыша подчас важнее, чем освоить английский, риторику или логику. Если ребенок посещает детский сад, но при этом испытывает трудности с самостоятельным одеванием, это выливается в чувство тревожности, неуверенности и, конечно, в проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Вот несколько подсказок на тему «Как научить ребенка одеваться самостоятельно».

1)      Еще в младенчестве, раздевая и одевая кроху,

- создавайте ему положительный настрой играми и прибаутками. Например, такими:

Наша Света маленька, 
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Света чернобровая.

У нас Женечка один,
Мы в обиду не дадим.
Мы пальто ему сошьем,
И гулять его пошлем.

Топ ногой, топ другой,
Я большой уже такой,
И шагают сами
Ноги прямо к маме.

 

- Играйте в «прятки» - радуйтесь, когда из горловины выглянут родные глазёнки: «Где же наша Лизонька? Вот она где!» Или представим ручку в виде паровозика, который проходит через тоннель: «Ту-тууу!». А кулачок станет мышонком, юркающим в норку. Такие игры создают у малыша позитивный настрой по отношению к процессу.

- Постоянно проговаривайте понятия «правое» - «левое»: «Просунем  в рукав правую ручку, а теперь левую» или «Подними левую ножку… а теперь правую..» Позже малыш будет меньше путаться в ботиночках-варежках и пр.

- Приобретите или изготовьте сами специальный тренажер для развития мелкой моторики: деревянные дощечки с дырочками для шнуровки, развивающие игрушки с вшитыми молниями, кнопками, крупными пуговицами и петельками.

Идеи для мам-рукодельниц здесь:

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1795

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1151

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1050

 

 

2)      Ближе к трем годам малыш уже готов осваивать премудрости самостоятельного одевания. Родителям же нужно запастись изрядной порцией терпения.

- Уроки одевания ни в коем случае не следует проводить в спешке, когда вы куда-то торопитесь. Копошащийся в ворохе одежды ребёнок – зрелище не для слабонервных!  Если время поджимает, оденьте малыша сами. Раздражением, подстёгиваниями можно отбить всякую охоту учиться натягивать непослушные колготки и пр.

- Для обучения самостоятельности, возьмите ту одежду, которая нравится малышу. Хорошо, если он сам проявит инициативу и выберет, что ему по душе  Пока придется смириться, если его выбор оскорбляет Ваши эстетические чувства.  Вкус придет позднее.

- На этапе обучения главное, чтобы одежду легко можно было надеть. Вот что советуют ю-мамы с опытом:

 

Мария Ф

мама



Еще я помню вещи подбирала спецом которые быстрее одеваются. Не кофты, а свитера, причем с длинным горлом. Не комбез, а штаны, обувь на липучках

 

Танюшкина радость
мама


Кстати, отличная мысль насчет одежды. Надевать одни штаны, но теплые, а не двое тоненьких. Один свитер толстый, а не водолазку с кофтой. Шапку тоже одну, а то некоторые (особенно бабушки) любят сначала тоненькую шапочку, наверх еще одну. И никаких шарфов! Свитер с высоким горлом. Шерстяные носки мы в сапоги вообще не носим. Сразу, как был в тоненьких носочках, так ноги в сапоги и засовывает. Короче, минимум одежды.

 

 

-  Не упускайте возможности потренироваться на куколках и зайчиках. Проговаривайте последовательность и логику одевания любимых игрушек вместе с ребенком.

- В этом возрасте прибаутки и потешки уступают место сказочным персонажам. С «нехочухой» и «капризулей» вспоминаем подробности гардероба Кота в Сапогах, Золушки с хрустальной туфелькой, Красной Шапочки и др. героев. Раздеваться можно под завораживающий ритм «Репки» - тянем-потянем сапожок – вытянули!

- На начальном этапе обучения делите «работу» пополам: Вы надели трусики – малыш их подтянул. Вы продели головку в горловину майки – малыш просовывает ручки в отверстия. Потом наступит очередь длинных рукавов и т.д.

- Попросите малыша «помочь» Вам разобраться, что следует надеть сначала, что потом. Изобразите «Рассеянного с улицы Бассейной»: «Куда же надеть сандалики? На ручку? На ушки повесить? Ах, да! На ножки!.. А что сначала: пальто или маечку? А это что? Шапочка? Значит, ее на голову? Ой, как же я могла перепутать – это же трусики!..».. Такие игры-перевертыши приводят в восторг любого ребенка.

- Не так-то просто разобраться ребенку с рукавами и штанинами. На первых порах подавайте малышу колготки, скатав немного верхнюю часть, чтобы были видны отверстия для ножек. Водолазку или футболку положите передом вниз, отогнув немного спинку.

- Когда первые навыки уже приобретены, можете соревноваться, кто быстрее оденется.

 

Сорок одёжек и все… с застёжками!

 

На первых порах учимся на одежде без застёжек. Или на крайний случай на липучках. Если же пуговиц и молний не избежать:

- Пуговицы для обучения выбираем крупные. Петли не тугие, чтобы пуговица входила в них без усилий.

- Самое трудное – соединить половинки разъемной молнии. Не ждите, что ребенок быстро освоит эту премудрость. Скажите малышу: «Я знаю, что это самое трудное. Давай я начну, а дальше ты сам». Придерживайте молнию снизу, пока ребенок тянет «собачку» вверх.

- Хорошо срабатывает прием «Я - тебе, ты – мне». Попросите чадо застегнуть Ваши пуговицы, кнопочки или молнии. На маме это сделать гораздо легче (и интереснее!), чем на себе самом.

 

..И поэтому, наверно, потеряла башмачок..

 

С ботиночками, сапожками и сандаликами тоже придется «побороться».

- Осваивать азы обувания лучше с ботиночек на липучках.

- Накупите забавных игрушек-«шнуровок». Очень полезный тренажер!

- Если нет такой игрушки, пусть малыш потренируется на ваших ботинках.

- Расшнуровывайте ботиночек как можно шире, чтобы ножка легко встала на место.

- На валеночках-самокатках сделайте фигурные надрезы с наружной стороны или вышейте на них маленькие снежинки (фантазии нет границ), потому что валенки труднее всего различаются по «правости-левости».

- Если ботиночки надеты не на ту ногу, покажите малышу, что они «поссорились» и не смотрят друг на друга. Давай их помирим?

И напоследок.. В процессе обучения следите и за своей речью: ребенка Вы Одеваете, а одежду - Надеваете. («Надеть одежду - одеть Надежду»)

Здесь тоже можно ознакомиться с советами бывалых:

 

http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id=794

 

Удачи!

 

Метки:
Этот материал был полезен?