Если окинуть взглядом обзоры детских спектаклей, опубликованные на сайте, то окажется, что совершенно незаслуженно там забыты постановки ТЮЗа. Попытаюсь эту несправделивость устранить, тем более и повод есть – побывали мы с дочерью недавно на свежем спектакле «Оловянная сказка» (премьера которого состоялась в последних числах октября), и не только на нём. Трудно было бы пройти мимо новинки с таким химическим названием!

Оловянная сказка или подарок волшебника

Вопреки навязчивой ассоциации, «Оловянная сказка» не имеет никакого отношения ни к Андерсену, ни к его стойкому солдатику (хотя и такой – не менее замечательный! - спектакль в ТЮЗе есть, но о нем позже). Комедия "Оловянная сказка, или Подарок волшебника" в постановке главного режиссера театра Евгения Зимина сделана по пьесе советской писательницы Тамары Габбе «Оловянные кольца». Как и сама пьеса, спектакль вышел весёлый и поучительный.

Сюжет не сложный: у вдовствующей королевы имеется две дочери, и обе не идеальны. Одна из них – принцесса Августа – не слишком добра, а другая – принцесса Апрелия – не слишком умна. Королева, измученная вопросом  кому же из дочерей доверить управление Фазанией и Павлинией,  обращается к мудрому и учёному человеку. К врачу Лечиболю. И добрый доктор не отказывает в помощи! Королева получает от него два оловянных колечка, а вместе с ними – еще одну проблему выбора. Колечки нельзя раздать принцессам поштучно, они оба могут помочь только одной из них, если первое кольцо вручить самой принцессе, а второе – юноше, который полюбит ее всем сердцем, её будущему мужу. В момент обмена оловянными кольцами (как все уже догадались, кольца эти не простые –  волшебные!) и жених и невеста получат то, чего им больше всего недостаёт в жизни.

Такова завязка. Дальнейшие события разворачиваются вокруг колец – их пытаются заполучить пираты, которые в курсе, что это не просто пара кусочков цветмета, а настоящие волшебные кольца Альманзора (которые нельзя ни купить, ни украсть, ни отнять, их можно только получить в подарок), и вокруг принцесс – к ним пытаются присвататься принцы Болталон и Альдебаран (без белых коней, надо заметить, эти принцы, зато с большим желанием обосноваться на троне Фазании и Павлинии). Но всё заканчивается хорошо - какая же комедия без хеппи-энда!

Саму сказку про оловянные кольца мы заранее не прочли (хотя обычно стараемся - это очень  помогает восприятию), но часто повторяющаяся фраза «по любви – по дружбе» мне упорно что-то напоминала. Оказалось – виденный в далеком детстве фильм «Кольца Альманзора», снятый по этой же самой пьесе :).

Нам спектакль понравился. Легкий, добрый, жизнерадостный. Меня ещё порадовали костюмы персонажей – отдельное спасибо чувству юмора того художника, который придумал нарядить принцессу Августу в высокие шнурованные ботинки (берцы?) и красные колготки, брутального принца Альдебарана – в треуголку из подушки, а изящному и утончённому Болталону вручил пластмассовую хлопушку для выбивания ковров. А уж описать наряд самой королевы у меня словарного запаса не хватает!

Играют актёры убедительно и зажигательно, а спектакль время от времени выплёскивается прямо в зрительный зал (так что удобнее брать места повыше – зрителям с первых рядов приходится периодически сворачивать шею, чтобы за всем уследить). В анонсах это формулировалось так: «Создатели спектакля решили окунуть зрителей в стихию площадного театра - театра мгновенной актерской импровизации, захватывающей игры, в которой правила меняются абсолютно непредсказуемо, а зрители становится непосредственными участниками происходящего» или так: «герои на тюзовской сцене напоминают персонажей итальянской комедии дель арте, площадных представлений бродячих актёров». Наверное, так и было – я не знакома с итальянскими комедиями дель арте, так что степень похожести оценить не могу :).

Стойкий оловянный солдатик

В репертуаре ТЮЗа этот спектакль достойно держится уже пять лет, а посмотрели мы его только этой осенью. Презентован он был весной 2005 года, к 75-летнему юбилею самого театра и в честь 200-летия со дня рождения великого датского сказочника (2005 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Андерсена») как «музыкальная феерия по мотивам сказок Андерсена в 2-х действиях».

Спектакль совершенно незаурядный! В словосочетании «музыкальная феерия» нет никакого преувеличения – действие почти всё время  происходит в сопровождении  музыки петербургского композитора, заслуженного деятеля искусств России Сергея Баневича в аранжировке нашего земляка Сергея Сидельникова.

А сами герои, которые поют, танцуют, и не только, пришли в историю про оловянного солдатика из разных сказок Андерсена: живой и механический соловьи из сказки «Два соловья», детские игрушки из «Свиньи - копилки», крот и крыса из «Дюймовочки». Ну и собственно главные персонажи: оловянный солдатик, красавица-балерина и чёрт из табакерки – именно их сюжет в этой истории основной.

Поставлен спектакль очень по-доброму, красиво, мудро и поучительно – все воспитательные моменты тщательно соблюдены. Большая часть героев – в том числе и сам солдатик – говорящие и поющие. Балерина (самая настоящая, в пуантах) и садовые розы – только танцующие, их молчаливость очевидна сразу – по отсутствию микрофонов. А живой соловей не говорил и не танцевал. Он пел по-соловьиному. И достигнуто это было с помощью…   скрипки!!! Да, соловей играл на скрипке, причем очень красиво и чисто. И когда его посадили в клетку, сразу стало понятно – петь не сможет, потому что там тесно. Очень точный и чёткий образ получился.

Зато самый отрицательный персонаж – чёрт из табакерки – и пел, и плясал, и бегал, и разговаривал, при этом ни у кого не вызвав ни малейшей симпатии. «Видно дьявол тебя целовал в красный рот, тихо плавясь от зноя» - в общем, исключительно жуткий и мерзкий тип. Именно таким и должно быть персонифицированное зло. Режиссёру - заслуженному деятелю искусств России Вячеславу Кокорину – хочется аплодировать стоя. И за соловья со скрипкой, и за молчаливую балерину, и за вертлявого чёрта. И за немногословного, но такого надёжного, стойкого и невозмутимого солдатика!

Спектакль пролетел на одном дыхании – я даже прослезилась в финале, хоть и был он не таким грустным, как в книге. Каким именно? Приходите – сами всё увидите!

P.S. На Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург, 2006 г.) спектакль “Стойкий оловянный солдатик» был награжден «За изысканную театральную форму».

Этот материал был полезен?