Тамара Крюкова. Костя+Ника

Издательство «Аквилегия-М», 2016 г.

«С ночи зарядил дождь. Свинцовая туча грузно навалилась брюхом на дачный поселок, стирая грань между сумеречным предрассветным утром и днем. Небо прохудилось, и потоки воды щедро полились на землю, изнывавшую от жажды после двухнедельной жары. Временами ливень затихал и переходил в унылую морось, а потом, собравшись с силами, припускал вновь, настойчиво барабаня в окна и отплясывая чечетку на жестяных крышах. Скоро земля напилась. Влага стала скапливаться в низинах, образовывая лужицы, пока наконец не разлилась в междурядьях, разделив грядки миниатюрными каналами и превратив шесть соток в своеобразную огородную Венецию.

А дождь все сеял, и капли пузырились в лужах. В дождь дачный поселок словно вымирал. Все сидели по домам, и только бездомный тощий пес бродил возле заборов, старательно обнюхивая придорожные кусты в поисках нечаянной собачьей радости: косточки или колбасной кожуры.

Настроение у Кости было тоскливым под стать погоде. После завтрака он перебрался на чердак, гордо именуемый вторым этажом. Делать было решительно нечего. Костя вспомнил, что прихватил из дому несколько книг. Пошарив в окрестностях дивана, он обнаружил завалившиеся за спинку еще с прошлого года бадминтонные ракетки, которых обыскался три дня назад, и раздолбанный настольный хоккей, оставшийся как воспоминание детства. Некоторое время он гонял по полю скрипучих калек-хоккеистов, но скоро эта забава надоела».

Проблема современных любовных романов для подростков очевидна: их пишут неизвестные авторы. Блогеры, музыканты, и просто кто угодно, желающий заработать. В результате мы имеем сотни книжек с кислотными обложками и низкосортным текстом. А если кто-то спросит, что почитать девочке о любви между сверстниками, ему порекомендуют список из советского детства. Да, для наших детей эта литература слишком «медленная», и условия жизни описаны непривычные, но тексты прекрасные. Не пустые, не примитивные, не на потребу. «Вам и не снилось» Щербаковой, «Дикая собака Динго» Фраермана, Тургенев, Бунин, «Динка прощается с детством» Осеевой…

Тамара Крюкова – признанный мастер, подвоха не ждем. Должно быть что-то хорошее. Правда, в процессе чтения складывается впечатление, что диалоги – не ее конек. Либо автор считает, что подростки в основном перебрасываются грубоватыми эмоциональными репликами. То, что между диалогами – описания, ощущения – греет душу. Не лишено штампов, но красиво. А диалоги простоваты. О чем книга: подросток Костя на даче знакомится с двумя девочками, двумя Никами. С обеими при странных обстоятельствах: одна – инвалид, сидит дома, ее папа известный художник. Другая – житель леса, девочка с фантазией, открывшая Косте мир природы. Связаны ли девочки между собой? Параллельно раскрываются темы отношений детей и родителей, а также незамысловатые картинки из жизни деревенской молодежи.

Книга спокойная, добрая, нет в ней зауми, легко читается, заставляет задуматься – в общем, все, что родителям приятно, а детям 11-14 лет полезно.

Александр Юк. Четыре четверти. Взрослая хроника школьной любви

Издательство «Рипол-Классик», 2016 г.

«За три недели, прошедшие с ее появления в компании, Маша не просто освоилась в новой среде обитания. Она, как юный натуралист, изучала те весьма любопытные виды, которые встретила здесь. Каждый был своеобразен по-своему, и она пыталась уложить все разнообразие собранных Мамой-Олей характеров в подобие системы. В уме она прочерчивала иерархические ветви, связи, зависимости, притяжения, соперничества. Привычка математика.

А вот Женька Мартов выпадал из ее схематического строения компании. Кто он и что он, сегодня она знала так же мало, как и в первый день. На фоне всемирного ажиотажа в стане ребят и переполоха в девичьей половине, вызванного явлением в классе новенькой, Женька проявлял чудеса равнодушия. И это при том, что, по Машиным наблюдениям, никого у него в классе не было. Он, пожалуй, даже избегал ее. Эпизод во время танцев у Гофманов так и остался эпизодом. Ребячество, соревнование – баловство, которое уже не повторялось. Маша поймала себя на мысли, что такое безразличие задевает ее, но она погнала ее прочь. Чушь какая-то. Слава богу, хоть от одного не надо отмазываться».

«Четыре четверти» в представлении не нуждается. Это настоящий культовый роман, уже более 13-ти лет собирающий фан-клубы. Как всегда бывает в таких случаях, его культовость не объяснить в трех словах. Бывший физик-теоретик Александр Юк написал шедевр, скрутивший головы многим людям. Удивительно, что роман выпущен в 2003 году, он уместнее бы выглядел в конце 80-х. На фоне уличного брейк-данса, панков и красных штанов. В те годы скопления подростков в квартирах и в подвалах означали опасность – от них ожидали всего. Половая распущенность, драки, токсикомания. Писатели умели показать другую сторону подростков. Глубокую, напряженно-философичную, печальную – от конфликта с родителями. Бесшабашную – от радости понимания друг друга.

Роман набрасывается на читателя с первых абзацев, цепляет и держит до конца. Девушка Маша, приехавшая в новый город, старается закрепиться в новой математической школе, не отстать от сверстников. Это уже «плюс» - не какая-нибудь ветреная, а будущий математик, просиживающий над уроками допоздна. Звездные подростки из элитной школы успевают встречаться на квартирах, тусоваться, флиртовать. Машу ждет любовь. Конечно, трагическая, в духе 80-х. Разбившаяся о все преграды, какие только можно себе представить в мире бесчувственных взрослых. Все образы прописаны выпукло, как живые, читателю придется переживать за каждого.

Книгу вряд ли поймут дети младше 14-ти, она сильная и необычная, как пришелец из другой планеты. Нет уже такой литературы. Будет счастьем, если ваши подростки оценят и полюбят «Четыре четверти». И родителям самим есть смысл перечитать – или впервые познакомиться с известнейшей книгой о подростковой любви, открыть для себя что-то новое в непонятной и пугающей вселенной подростков.

Елена Габова. Отпусти меня

Издательство «Время», 2016 г.

«Открыв глаза, я увидела, что вокзал полон людьми. Утро. У нас в городе ночные рейсы запрещены, потому что аэропорт находится близко от города, почти рядом с жилыми домами. Полеты начинаются в семь. Пассажиры стояли в очереди к стойкам регистрации в Москву, Петербург, Пермь. А потом начались объявления об отменах рейсов из-за неблагоприятных погодных условий.

Я вышла в погодные условия. Был жуткий морозный туман. Около фонарей образовались кружки, как шевелюры у красивых седых стариков. Или как у одуванчиков. Этакие высокие одуванчики стояли вдоль улицы и по периметру парковки. Чувство голода у меня после шоколадки и сока притупилось, во рту было даже чересчур сладко. Куда идти? Утро, и не страшно в любую сторону. Ходят люди по своим делам, подкатывают машины, дворники скребут что-то на асфальте, хотя снега еще никакого нет. Нельзя же скрести туман. Соскребать его в кучу, в тучу, в настроение.

Туманное настроение. Вот что у меня было. Эдакий тугой туманный клубок образовался внутри меня. В тумане настроения я совсем растерялась. Куда двинуть? В школу рано. Домой… домой было поздно… я боялась идти домой, боялась скандала и выволочки. Мама распустит руки, как пить дать, распустит… Поплелась в школу, а то холодно было жутко. Я прямо вся перекрутилась от холода, казалось, что плечи мои поменялись местами… Школу уже, конечно, открыли. Учителя, а тем более технички, приходят в школу раньше, чем мы. Уроки через час. Подожду там, в тепле. Постою в коридоре у подоконника. Меня оттуда не выгонят. И главное – никто не похитит».

Книга яркая, динамичная, если не сказать агрессивная, также не подходит детям младше 14-ти. Елена Габова – известный автор из старой писательской гвардии, печаталась в журналах «Юность», «Пионер» и «Костер», так что, обвинить ее в «желтизне» не получится. Это посыл высокой пробы, несмотря на многие перегибы: почти с первых глав – о физиологии девочек, почти сразу мать называет дочку «тварью» и грозит, что выгонит ее, если та принесет в подоле, эээ, кавказского ребенка (в тексте определение хуже). Взрослых шокирует, а дети читают и понимают совсем не так.

Где-то к середине книги просекаешь, что в этом что-то есть. И не зря «Отпусти меня» собрала в отзывах читателей все эпитеты, относящиеся к честности и откровенности. Да, есть такие девочки-пацанки, влипающие во все подряд. Иногда не ночующие дома. Но ищут ли они при этом, во что влипнуть, «специально» ли эти девочки, как думают их родители, летят на грязь, как мотыльки на свет?

Такие книги стоит читать взрослым, чтобы крепче любить своих «неправильных» детей. Не гнать их, не задыхаться во взаимных, тупиковых обвинениях. Подростки учатся жить, им трудно, как в паутине они завязли в протестах и отрицаниях. Миссия родителей – терпеть, а где надо – отвести душу, но ни в коем случае не жалеть себя сильнее, чем ребенка. Ребенок говорит страшные слова, совершает дикие поступки, моля о помощи: полюбите меня любым. Хорошеньким малышом уже любили – а теперь вот таким. И бардак не уберет, и в школе поскандалит. И как-то уж слишком «вырастет». Об этом книга, и о любви несчастной пацанки, которую хочется обнять и пожалеть на каждой странице, к своему однокласснику. Книга стоящая, несмотря на ощущение, что она прям таки ругает читателя, взывает к его комплексу вины.

Метки:
Этот материал был полезен?