Автор: Все статьи автора добавить в библиотеку

Издательство: Вектор, 2008 г.

 

Эта книга по своей структуре напоминает инструкцию по выживанию в детском саду: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5046. Она повествует о следующем этапе – покорении начальной школы. И написана умным человеком, сумевшим преподать свои профессиональные советы (хотя автор не педагог, а врач) в доверительной манере – просто, со вкусом, с правильными выводами и без лишнего пафоса. Выбор школы на сегодняшний день – это испытание на прочность, почти военные действия. И названия глав соответствуют: боевая задача, личный состав, рекогносцировка, разведка боем, ультиматум, тыловое обеспечение, амуниция, захват плацдарма, резервы, пятая колонна… и победа! Уже страшно?

Две характерные черты современной жизни: обилие информации и недостаток времени. Поэтому у родителей и педагогов часто возникает желание начать пораньше, запихать побольше информации в совсем еще маленьких детей, чтобы они не теряли драгоценных минут за бессмысленными играми и развлечениями. Однако мудрые немцы говорят: «Zu feilist ungesund» - «Слишком много вредно для здоровья». Каждый, кто хоть раз пытался насильно накормить ребенка кашей, понимает, насколько это неблагодарное и бессмысленное занятие. Конечно, дети любопытны и умеют задавать миллион самых неожиданных вопросов. У детей прекрасная память, и часто то, что выучено в детстве, человек помнит всю жизнь. Но дети также прекрасно умеют становиться «глухими», если вы «грузите» их лишней информацией, знаниями, которые им не нужны, которые они не могут применить на практике – в повседневной жизни или в игре. Большинство детей в возрасте 6-7 лет еще не научились наслаждаться знанием ради знания (будем честны – большинство взрослых тоже). Для детей гораздо важнее постепенно осваивать реальность, раз за разом убеждаясь в том, что они могут исполнять свои желания и мечты, изменять то, что им не нравится, находить надежных друзей и союзников и новые интересные дела. Тогда дети вырастают не только образованными, но и умелыми, и главное – уверенными в себе людьми.

По содержанию: сначала идет раздел «оцените своего ребенка» - состояние здоровья, особенности характера, социальные навыки. Коротко о типах темперамента, речевых отклонениях. Далее – предварительный выбор школы. Каким мы представляем себе первого учителя, как реагировать на высокий конкурс при поступлении и платные услуги, иногда – навязанные. Очень подробный разбор своих критериев выбора школы по балльной системе, много примеров из жизни, а также тесты и задания, помогающие оценить уровень подготовки будущего первоклассника. Следующий этап – изучение школы и возможные сложности в обучении.

Разумеется, больше всего вас будет интересовать, какие отношения сложатся между вашим ребенком и его учителем. Даже если подготовительные занятия ведет не тот учитель, который будет учить ребенка в первом классе, все равно важно узнать, как ребенок адаптируется к школьному порядку и может ли он найти общий язык с преподавателем. Итак, на что стоит обратить внимание? Конечно, прежде всего, на реакцию самого ребенка – нравятся ли ему занятия, идет ли он на них с радостью, не норовит ли он под тем или иным предлогом увильнуть от занятий (Ребенок не должен бояться пожаловаться на взрослого, если его что-то пугает или обижает). Во-вторых, послушайте самого учителя. Доволен ли он вашим ребенком, на что жалуется, что советует вам. Одна мама 7-летнего мальчика, рассказывая о его учительнице, в первую очередь отметила ее «тактичность к способностям и неумениям». Думаю, нам всем хотелось бы, чтобы учитель нашего ребенка был именно таким. Если учитель ведет себя как капризный клиент и жалуется, что вы предложили ему «некачественный товар», стоит как следует задуматься о возможностях дальнейшего сотрудничества. Если вы услышите что-то вроде «У нас очень сложная программа, мы отбираем только лучших, ваш ребенок не потянет», или: «Мы посмотрим на его поведение, но если он будет недисциплинированным, мы его не возьмем», или даже: «У вашего ребенка проблемы с наследственностью, он дефективный, ему в нашей школе не место» (а некоторые мои знакомые слышали именно такие отзывы о своих детях), значит, ни вам, ни любому другому нормальному человеку в этой школе действительно не место.

Сейчас много говорят о том, что время другое, дети стали другие, родители другие, учителям старой закалки трудно адаптироваться, найти контакт со всеми… С другой стороны учитель, врач, милиционер, социальный работник - как и множество других должностей, связанных с непрерывным общением – это образ жизни, а не профессия. Вас могут разбудить среди ночи, ожидая, что вы всегда готовы обучить, полечить, по-иному помочь. Работа с людьми – призвание, особый талант с рождения. И странно было бы жаловаться на то, что был готов к ней в одном варианте, а получил сразу несколько. В этом и заключается профессионализм: в постоянной готовности изменяться, изучать новое. А не закрываться, оставляя себе узкий коридорчик для зацикливания, как делают многие нерадивые учителя, врачи…

Книга написана очень доходчиво, отечественные психологи и другие специалисты, пишущие о воспитании и развитии детей, многое упрощают, зато их советы гораздо ближе к нашей действительности и нашему мышлению. В книге есть даже советы по питанию и таблицы вредных пищевых добавок.

Многие школьные (и нешкольные) неприятности малыши переживают «желудком» - у них болит животик, нарушается пищеварение, появляется тошнота, пропадает аппетит. Чтобы не усугублять эти проблемы и не превращать их в хронические заболевания, дети должны питаться пусть понемногу, но полноценно. Так, на обед действительно очень полезны овощные супы, вареные и тушеные овощи – они восстанавливают работу кишечника. На второе – вареное или тушеное мясо с овощным гарниром и (если у ребенка нет аллергии) как минимум 1-2 раза в неделю рыба. На десерт – сыр, творог, кефир, ряженка или свежие фрукты, соки (в идеале – свежевыжатые) или компот из сухофруктов – там содержатся ценные минеральные вещества, улучшающие работу мозга. В обед также можно выпить чашку какао или горячего шоколада – сейчас его тонизирующее действие будет весьма кстати. Если же ребенку нужно успокоиться и отдохнуть, лучше подойдет зеленый чай. Ребенку нужны сладости, ведь сейчас его мозг работает «на полную катушку», а именно содержащаяся в сахаре глюкоза является лучшим «топливом» для мозга. Но сладости тоже нужно уметь выбирать. Например, сочетание кофеина с сахаром в кока-коле, как правило, вызывает стойкое возбуждение и нарушение процессов торможения. Если ребенок выпил кока-колу за обедом, вполне вероятно, что вечером его будет не уложить.

Далее идет раздел о необходимых документах, разбор полетов по поводу возраста (возьмут ли в первый класс шестилетку?), закупка школьной амуниции, краткий экскурс в первые знания – математика, чтение, окружающий мир. И советы по преодолению препятствий – например, как выучить таблицу умножения. Что делать, если ребенок не хочет идти в школу, проявляет леность характера, хулиганит, конфликтует с учителем. Как избежать оценочного суждения в диалогах с ребенком – вспоминаем методы Гиппенрейтер, они лучше всего пригождаются в общении с детьми школьного возраста.

Узнайте точку зрения ребенка на конфликт. Посочувствуйте ему: «Тебе, наверное, было очень обидно», «Ты, похоже, просто не знал что делать», «Ты, наверное, испугалась». Обратите внимание – вы не говорите ему, что он поступил правильно или неправильно, вы говорите нечто гораздо более важное – что он попал в сложную ситуацию, и вы поможете ему найти из нее достойный выход.

Выслушайте точку зрения учителя. Выслушайте ее внимательно и уважительно. Подумайте, смогли бы вы сами в подобной ситуации быстро принять верное решение (как правило, учителям и врачам приходится принимать решение очень быстро).

Признайте вину своего ребенка там, где он действительно виноват: «Да, он поступил глупо, когда вышел отвечать к доске с набитым ртом», «Да, он не должен был драться», «Да, моя дочь не должна была разговаривать с вами таким тоном».

Сформулируйте в чем, по вашему мнению, ребенок не виноват: «Он поступил глупо, но он не хотел никого обидеть», «Он ввязался в драку, но, кажется, его сосед по парте всерьез его «достал», «Моя дочь очень старается сдерживаться, но сегодня она не выспалась, и, возможно, поэтому сорвалась. Отчасти это моя вина – я вчера не уложила ее вовремя». Не ищите оправданий – ищите объяснений. Одной маме чувствительного и творчески одаренного мальчика однажды пришлось услышать от учительницы такую претензию: «Ваш ребенок часто плачет от обиды, а мальчики в семь лет вообще не должны плакать». На что мама ответила: «Мне кажется, дети плачут, чтобы погасить стресс. Взрослые в этой ситуации обычно курят, пьют или матерятся. Пусть лучше плачет». Учительница с ней согласилась.

Заканчивается книга тестами, заданиями и списком образовательных программ для начальной школы, принятых в нашей стране.

Возраст 7-8 лет – особенный. У детей заканчивается «игровой период» и начинается «период познавания». То есть дети еще много и увлеченно играют, активно развивая творческие способности, но при этом понемногу учатся работать, не просто запоминая новое, но активно добывая и систематизируя знания. Поэтому навыки и привычки, полученные в этом возрасте, потом верно служат своему обладателю. Мне очень понравились слова одной мамы. Отвечая на вопрос, что бы она сделала по-другому, если бы снова отдавала ребенка в первый класс, она сказала: «Я бы более серьезно и церемонно отнеслась к выполнению домашнего задания в первые школьные месяцы. Сначала они были легкие – и мы делали их вечером, после большой осенней прогулки, так, между делом, потом, в октябре, я уехала на 2 месяца в командировку, и бабушка тоже не смогла организовать дисциплинированное выполнение заданий. Наверное, поэтому моя дочка до сих пор очень легкомысленно относится к учебе и часто получает плохие отметки за неаккуратность и невнимательность».

Кстати, сетования на отсутствие должного внимания к домашним заданиям в начальной школе то и дело раздаются и в «школьном» разделе нашего форума. Иногда родители только через 3-4 года понимают, насколько важно было приучать ребенка к иному отношению к школьным занятиям и «домашке» в первый год обучения. Об этом автор тоже пишет – например, как организовать рабочее место и настроить ребенка на выполнение домашних заданий наиболее продуктивно. Максимум полезной информации, минимум фантазии и личных домыслов, легкая и позитивная книга в помощь родителям будущих и состоявшихся первоклашек. Приблизительная цена в магазинах: ~140 руб.

3767 просмотров
Средний балл: 5.0
Ваша оценка