Ирина Хоменко. Перестаньте меня учить!

Издательство: Азбука-классика, 2009 г.

Образование невозможно получить «раз и навсегда». В современном мире, когда специфика деятельности человека изменяется постоянно и новые профессии появляются чуть ли не каждый день, очень важно обладать интеллектуальной и социальной мобильностью, способностью к самообразованию. Ни одно образовательное учреждение не сможет дать человеку все необходимые знания, поэтому задача родителей – помочь ребенку в поиске источников для самообразования.

Помогите ребенку научиться видеть такой источник в каждом человеке, явлении, событии. Предложите ему каждый раз отвечать на простой вопрос: «Чему я могу научиться у этого человека (или в этой ситуации)?» Учитель – это не тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое. Обязательно знакомьте ребенка с увлеченными и компетентными людьми – теми, кто уже нашел себя. Обратите его внимание на то, как выглядят и ощущают себя эти люди. И кстати: не забудьте рассказать ребенку, как важно уметь говорить «Спасибо!» людям, которые помогли ему стать более компетентным.

Вам не кажется, что этот совет – очень ценный? Рассказывая ребенку о разных событиях, явлениях, «что из чего сделано», отвечая на его многочисленные «почему», мы часто забываем о… людях. О живых людях. А ведь ребенок – он тоже «людь», и авторитеты ему нужны в мире человеческом, а не только инопланетном или древнем. Начиная с трех лет, ему можно и нужно рассказывать о разных профессиях,  исторических персонажах, а главное – о героях нашего (или недавнего) времени. Возможно, о друзьях и родственниках. Например, вы отводите малыша в детский сад – знает ли он о своих воспитателях и нянечках больше, чем может себе представить в силу возраста? Почему-то мы порой лишаем его этих знаний. Зато о подвигах бронтозавра или успехах рыбы-меча рассказываем с бОльшим интересом.

Книга Ирины Хоменко призывает расширить свои взгляды на образование детей. Образование – это не только школа, детский сад, кружки. Люди учатся всю жизнь, в том числе и по субботам и воскресеньям. Каждую минуту мы можем узнать что-то новое. Любая информация выступает в роли позитивного заряда. Чем больше ребенок с малых лет узнает о хороших, добрых, умелых, успешных людях, тем чище и совершеннее будут его личные перспективы. Все ведь записывается, откладывается в мыслях.

Книга построена в форме «вопрос – ответ». Специалиста расспрашивают обо всем, что касается образования детей и возможных проблемах. Например, автор считает, что двоечники бывают успешнее отличников, благодаря своим привычкам к рисковой жизни.

Дело в том, что здесь имеет значение не успешность как таковая, а то, удовлетворен ли человек своим успехом в жизни. Объективно успешных людей очень мало, и это понятно. В советское время мясник из универсама (бывший троечник) был гораздо более удовлетворен своей жизнью, чем его одноклассник-отличник, живущий с обидой неоцененности его заслуг окружающими. Говоря о двоечниках, я имела в виду не уровень успеваемости, а уровень предприимчивости, способности выходить из сложных ситуаций исходя из собственных потребностей. Собственных, а не объективно приемлемых! А предприимчивость, гибкость развиваются только на практике, когда подобных ситуаций встречается много. Отличники в этом смысле развиваются более монотонно, «гладко».

Еще один момент: в нашей стране примерно треть людей имеет высшее образование. С большой долей вероятности это бывшие отличники-хорошисты. Значит ли это, что именно эта часть людей более успешна? Не думаю. Если вышеперечисленными качествами обладает отличник – замечательно! Я сама – пример такой позиции.

С некоторыми приведенными мнениями и методами можно поспорить. Автор увлекается определениями, текст выглядит несвободно, он перегружен. Язык казенный. Но не везде. Много примеров из жизни великих, из своей практики – и своей личной жизни.

Я пришла к выводу, что способных детей заставлять заниматься необходимо, так как они сами не всегда могут себя организовать и нуждаются в стимуле извне. У нас была аналогичная ситуация. Когда сыну было 5 лет, мы решили серьезно учить его английскому языку. Пообщались с разными учителями и, наконец, нашли опытного и доброжелательного педагога, преподавателя государственных курсов иностранных языков. Позанимавшись с сыном несколько раз, она сказала, что у него большие способности к языкам и желательно не упускать эту возможность. Конечно, пятилетнему человеку все эти «необходимые» занятия таковыми не казались.

Он без конца придумывал, что у него болит голова, рука, нога, живот и т.д. Когда его однажды «раскусили» (мальчик рос очень здоровым, и столь резкое «ухудшение» здоровья, естественно, показалось подозрительным), муж сказал ему очень серьезно: «Запомни, пожалуйста: несмотря на все твои хитрости, английским ты заниматься будешь, хочется тебе этого или нет». После этого сын понял, что это как раз тот случай, когда придется подчиниться, хотя мы всегда представляли ему огромное поле выбора. Однако в этой ситуации выбора ему было не дано.

Вот пример вопроса и ответа на него:

«Только один момент, который хочется прояснить, - школа довольно часто мешает родителям нормально заниматься с детьми. В основном своей вездесущностью (просто по количеству времени, которое на нее тратится). Но еще и идеологией, проникающей везде пропагандой того, что школа равна обучению, что именно то, что происходит в школе – и есть учение. Можно спросить школьника на каникулах, что он сейчас учит, и он ответит: «Ничего, я на каникулах», - хотя ничему не учащийся здоровый ребенок – нонсенс. Но ребенок уже попался на пропаганду того, что учиться можно только по школьным предметам…»

Спрашивается – а где родители были, когда эту пропаганду пропустили? Вот в чем состоит родительская роль: снабжать ребенка фильтрами от внешнего влияния. Нет фильтров – со всех сторон та-а-кое польется. Вместе с тем если нет внешнего влияния (а есть только домашнее) – то и развития нет. Ну, это как военные действия изучать лишь в теории. Не так давно я обнаружила вот такой парадокс. С одной стороны родители считают себя готовыми (или правыми, компетентными, не знаю, как лучше сказать) для обеспечения детей качественным образованием в случае, если они не ведут детей в школу. С другой стороны – почему, действительно, претензии насчет «плохого» обучения относятся только к школе? Кто мешал родителям научить детей организовывать свое время, заниматься самообразованием? Вот здесь я и вижу существенный пробел.

Как-то все это очень категорично выглядит. Но в одном автор, безусловно, права: детей с раннего возраста приучают к тому, что образование – это нелегкая обязанность, работа. Принуждение даже, а для кого-то – обуза. Причем в строго определенных рамках, в системе. Многие люди вспоминают школу как непрерывный кошмар, хотя внешне не выглядят запущенными или глупыми, иные весьма успешны. Все зависит от воспитания, каким образом раскрывали детские возможности, таланты. Не предъявляли ли завышенные требования, не отыгрывались на ребенке, не играли в «дембеля». Не оглядывались ли на других родителей, у которых дети «более» талантливы. Воспитание – наука чрезвычайно тонкая, это филигранная работа. Игра на нервах, игра с неизвестным концом.

Книгу Ирины Хоменко можно воспринимать как поток сознания, монолог. Свое профессиональное мнение автор выразила в следующих вопросах: как выбрать школу, как развивать способности в разном возрасте, как бороться с ленью и подружиться с учителями. Есть и раздел, посвященный детскому саду и домашнему обучению. На мой взгляд, все это можно было лучше систематизировать и обратить к читателю удобоваримой для понимания стороной, издатели вообще плохо думают о читателях, когда выпускают подобные книги. Их нелегко воспринимать (как сплошной монолог), но ценные и очень важные советы в них попадаются, приходится вылавливать по крупицам.

Цена книги в магазинах: ~70 руб.

Метки:
Этот материал был полезен?