Татьяна Губина. Кузя, Мишка, Верочка… и другие ничейные дети

Издательство «Ваша типография», 2011 г.

 

«Читайте эту книгу, пожалуйста! Она нужна всем нам, чтобы немного подняться

над нашей печальной реальностью и сделать ее другой!»

Людмила Улицкая

 

Книга уникальная, ведь за эту неблагодарную тему никто из психологов, умеющих излагать мысли литературно, не возьмется в здравом уме. Побоятся бурной реакции читателей или просто побоятся труда. Тема: усыновление, дети в патронатных семьях, адаптация патронатных воспитателей и воспитанников. Автор – известный семейный психолог, специалист по устройству детей, оставшихся без родителей, - свою задачу перевыполнила дважды.

 

 

У детей, брошенных родителями, за плечами трагические истории, но книга написана позитивно, с бьющей через край энергией, она как будто разговаривает сама по себе, живописуя своих героев. Нет ощущения горя, нет преувеличений и желания автора впечатлить кровавыми подробностями, книга читается на одном дыхании, и она очень светлая. И с чувством юмора у автора все в порядке.

Коллеги, которые занимались устройством детей в семью, рассказали много интересного. Такого, что не описано ни в одном учебнике, что не поддавалось никакой ученой логике. Бывало, что самый безнадежный ребенок, обремененный не одним диагнозом, менялся просто от того, что кто-то начинал о нем заботиться. Аня узнала историю про мальчика, который попал в детский дом в одиннадцать лет. Он не умел ни читать, ни писать, и забивался под стол. Он кусался и царапался. «В семью?» - эта мысль вызывала у кого-то раздражение, а у кого-то – насмешку, - если только в семью кандидатов психологических наук, которые готовы посвятить свою жизнь изучению необычного случая. Мальчика взяла в свою семью обычная женщина. Он научился читать и писать, он закончил школу, поступил в колледж, работал, у него была девушка. «Есть вещи, о которых врачи не знают», - сказала Ане коллега. И тут же спросила:

- А тебе Верочка нравится?

- Мне нравится,  - честно призналась Аня с некоторым душевным трепетом. Почему-то было неловко признаваться в том, что ей нравится такой вот ребенок – нескладный, нездоровый, по всем статьям «неправильный».

- Ну, вот видишь, - сделала та свои выводы, - тебе понравилась, значит, и еще кому-то понравится.

 

 

В книге триста страниц, но после прочтения кажется, что одолел пять томов удивительных историй. О том, как муж с женой разводятся, потому, что она хочет детей, а он нет. И после развода она – Юля -  берет из детдома брата и сестру школьного возраста. Дети привыкают к жизни в «роскошной» квартире, где деньги «везде валяются, и их хоть сколько можно брать». Брат называет приемную маму – мамой, а его сестра зовет ее «тетей Юлей». Почему? – потому что девочки дольше помнят свою настоящую мать… и обижаться на них за это нельзя. И на вопрос, любит ли «тетя Юля» своих нескладных, капризных, бесконечно проверяющих ее на прочность приемных детей,  Юля отвечает так: «Я не знаю. Иногда кажется – что люблю. Иногда – что тяну тяжелую ношу. Я их взяла, потому что понимала – или я, или никто. Они были слишком большие, их было двое. Одно я могу сказать твердо – у этих детей есть только я. И я их никогда не брошу».

У другой истории трагичное начало: о пятилетнем найденыше, держащем в руках свою пятимесячную сестру в грязном свертке. Как бы вскользь автор замечает, что на одного пятилетку, ползающего по помойкам, никто внимания не обратил бы, обычная картина. Никому не нужен. Но мальчика с младенцем в руках заметили быстро. Детей, несмотря на протест мальчика, разделили – лялька в дом ребенка, мальчик в патронатный детский дом. Ему сразу начали подыскивать семью, но с сестрой он мог воссоединиться только при достижении ею трехлетнего возраста. Таким образом, его будущая семья должна была принять и сестру, но не сразу. Сложная ситуация. И непонятно, что за девочка-то появится потом? Мальчик Митя с красивым «плакатным» лицом привлекал к себе толпы страждущих. А потом они узнавали и о сестре Кате, и том, что мальчик-то непростой…

Из всех тех, кто пришел и сказал «мы хотим», только половина проходит подготовку, половина от половины – собирает документы. Кто-то вообще передумает брать ребенка, кому-то помешают обстоятельства. Зачем же приходят? За ребенком… Приходят искренне. Кто-то увидел фотографию, и – сердце дрогнуло, в душе защемило, и прибежали люди, хорошие и добрые, за ребенком – спасать скорей… А кто-то давно мечтал, сомневался и надеялся. И строил планы, лелеял мечту, и образ ребенка, нарисованный воображением, становился все отчетливей. И вдруг – вот же он – это же он, тот, кого мы намечтали… Красивый мальчик Митя… Узнав про сестру-малышку и про трудный Митин характер, многие остывали. «Золотоволосый ангел» превращался в обычного мальчишку с тяжелой, с детства исковерканной судьбой. Мечта растворялась. Те, кто пришли «за мечтой», уходили – видимо, в поисках новой. Те, кто пришел действительно за ребенком, оставались, согласившись с тем, что не обязательно Митя окажется в их семье. Может, его заберут завтра-послезавтра, кто-то из тех семей, что уже готовы. А может…

 

 

Далее описывается бурная история отношений в приемной семье, куда Митя, все-таки, попал. Об их сомнениях и тревогах, совместных планах, психологических беседах, о проблемах с родной дочкой. В это время выросла и Катя, только после неведомого никому «испуга» стала совершенно лысой. И Катю тоже взяли в семью, только другую. И семьям пришлось, конечно, подружиться ради детей… Это очень интересные жизненные истории о судьбах. Возможно, поверхностные и немного приглаженные, но ведь всего не расскажешь в одной книжке.

В этой книге затронуты важные моменты, касающиеся типичных поведенческих расстройств отказных детей (и детей, которые по каким-то причинам оказались без родителей). И про адаптацию взрослых. О том, как привычный мир на глазах рушится, и с самой первой минуты появления нового члена семьи все подчиняются только ему. Живо, как в кино, описаны ситуации первого знакомства будущих родителей с кандидатами на звание «Самый Любимый Ребенок на Свете». Меняются решения, пересматриваются былые предпочтения, екают сердца. Звучат диалоги. В завершении эпилог: телефонные звонки в детский дом. Тоже хорошая иллюстрация в тему.

Патронатное воспитание – это устройство детей, не имеющих юридического статуса, в приемную семью на основании договора с государством. Патронатной семье выплачивается пособие на содержание. При этом у ребенка часто бывает и кровная семья, куда он может быть возвращен, и патронатная семья не препятствует общению ребенка с родными. С патронатными воспитателями обязательно работают психологи, родители должны посетить специальные тренинги. Основной принцип работы: подбор семьи ребенку, а не ребенка семье. То есть, учитываются интересы ребенка, изучаются его особенности, а психолог дает рекомендации, какая семья нужна конкретному ребенку. При этом семья сотрудничает со службой опеки, психологом, получает поддержку. О таком детском доме, куда попадают дети для распределения в патронатные семьи, и рассказывает эта замечательная книга.

Цена книги в магазинах ~390 руб.

 

Этот материал был полезен?