Александр Лоуэн. Депрессия и тело

изд-во: Эксмо-Пресс, 2006

жанр: психология и психотерапия

Тема депрессии прочно вошла в нашу жизнь, она стала модной, если не сказать – обязательной. Люди прячутся за фразу «у меня депрессия» в форумах, они сообщают об этом своим близким, как само собой разумеющееся. Чем отличается депрессия настоящая от вымышленной? Человек болеющий не умеет выражать эмоции. Он не плачет и не смеется, его ничто не удивляет, он становится апатичным. Это состояние – первейший признак депрессии. Равнодушие, обособленность, нежелание жить. Депрессия дарит плохое самочувствие по утрам: человек просыпается с мыслью «опять надо жить». Прекрасная книга выдающегося психиатра Александра Лоуэна предлагает разобраться в своих ощущениях или помочь тем, кто действительно страдает. Автор является практиком телесно-ориентированной терапии: через внешность и позы считываются психические реакции, составляется картина болезни. Лечить человека тоже можно через акцент на своем теле – известно, что больной депрессией от осознания своего тела оторван, он его еще и ненавидит. И организм, как отзывчивая система, немедленно предлагает хозяину широкий ассортимент психосоматических болячек.

Человек легкий, грациозный выражает собой победу над психологическими комплексами. Человек скрюченный, закрывающий себя руками при общении, набрасывающий волосы на глаза, складывающийся дома в уютный уголок и «отстаньте от меня все» - не очень счастлив. Депрессирующий гражданин всегда преувеличивает эмоциональные издержки. К примеру, если вас толкнули в метро или обругали в магазине, нормальной реакцией будет возмущение, разочарование, быстрый гнев. Ненормальной: подавленное настроение на весь день. Врач скажет: вы должны были просто «проораться» или отшутиться. И пойти дальше. Неумение выражать свои чувства, подавленные эмоции ведут к тяжелым расстройствам, еще и поэтому психологи на приемах сознательно выводят пациента на плач, как самый естественный выход эмоций родом из детства. Также автор рассказывает, что важнее: быть эгоистом или верить в людей, и еще много-много интересного про нашу с вами психику и ее связь с телом.

В действительности никто не может ожидать, что человек будет всегда радостным.  Даже наши дети, которые по своей сущности ближе к этой эмоции, чем мы, взрослые, не могут веселиться постоянно. Но тот факт, что мы достигаем вершин радости лишь изредка, не может служить объяснением депрессии. Основным критерием для нормального, здорового человеческого существования является чувство комфортности. "Я чувствую себя хорошо, комфортно". Здоровый человек чувствует себя хорошо большую часть времени - в повседневных делах, в своих отношениях с другими людьми, на работе, когда отдыхает или когда двигается. Иногда его удовольствие переходит в чувство радости и даже может достигнуть вершин экстаза. Он может также иногда испытывать боль, грусть, горе и разочарование. Но при этом, однако, он не впадет в депрессию. Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дня, потому что очень многие людей преследуют нереальные цели, не имеющие прямого отношения к основным человеческим потребностям. Каждый человек хочет любить, ему также хочется почувствовать, что его любовь принимается и в определенной степени возвращается к нему. Любовь и забота связывают нас с окружающим миром и дают нам ощущение принадлежности к жизни. Любовь других является важной, пока она способствует активному выражению нашей собственной любви. Люди не впадают в депрессию, когда любят. Через любовь мы выражаем себя, утверждаем свое существование и свою личность. Самовыражение является еще одной основной потребностью всех людей и всех живых существ. Необходимость самовыражения подчеркивает нашу творческую деятельность и является источником нашего самого большого удовольствия. Эта тема была тщательно рассмотрена в моей предыдущей книге. Здесь же важно понять, что у человека, находящегося в депрессии, самовыражение сильно ограничено, если не блокировано полностью. У многих людей самовыражение занимает лишь небольшую часть в их жизни: обычно это их работа или бизнес. Но даже в этих узко очерченных областях самовыражение ограничено, если человек работает принудительно или механистично. Самость переживается через самовыражение, и она (самость) увядает, когда пути самовыражения закрыты.

Уте Эрхардт. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или почему послушание не приносит счастья

изд-во: Класс, 2007

жанр: популярная психология

Об этой книге не бывает однозначных мнений. Одни называют ее сборником феминистических лозунгов. В этом есть своя правда, текст написан в несколько приказном, обличающем тоне. «Женщина делает.. женщина должна.. женщина не может…» - никаких виньеток, ноль иронии. Скупая немецкая подача. Другие видят в ней угрозу семейному благополучию: если муж найдет эту книгу у жены, он надолго задумается, и для неприятной мыслишки ему достаточно будет пробежать пару строк. Уте Эрхардт, немецкий психолог, на основе своей многолетней практики… идет против природы. Все, что она представляет как женские комплексы и неудачи, является всего лишь природными женскими склонностями. Женщина склонна уступать – да, она с рождения проявляет материнские задатки – да, она растрачивает себя и способна заниматься несколькими делами сразу – да. Все это уже было подробно описано в книгах Джона Грэя, и его принципы противостоят принципам Эрхардт. Если Джон Грэй учит принимать и любить свои (и чужие) гендерные признаки, уделяя внимание искусству коммуникации между двумя инопланетянами – мужчиной и женщиной, учение Уте Эрхардт подойдет сугубо для самостоятельных женщин. Никакой коммуникацией здесь не пахнет. Женщина борется с собой и учится выживать в этой борьбе. Автор учит, как справляться со своими комплексами «хорошей девочки», делая карьеру. Как не уступать ни в чем мужчинам, не позволять делать из себя жертву. Книга хороша как толчок: она энергична и прямолинейна как танк, ее можно назвать хорошим пособием для удачного семейного развода. Если вы еще сомневаетесь – прочтите по дороге в суд, и вы полетите туда на крыльях счастья. Возможно, это чтиво будет просто полезно всем, кто испытывает неуверенность в себе и хочет покончить с душевными метаниями по поводу своей нереализованности «как женщины».

В головах у многих матерей, отцов и дочерей сидит твердое убеждение, что рано или поздно женщина должна прийти к замужеству и материнству. Она находит мужчину, который отныне будет о ней заботиться, — и неважно, какое образование и какую степень независимости она приобрела на этот момент. Главной целью остается лишь завоевание подходящего мужчины. "Я, как жена зубного врача..." — говорит в одном рекламном ролике приветливая женщина средних лет. Сам факт того, что ее муж — зубной врач, должен почему-то подтвердить ее компетентность в стоматологии. Получается, что она сама не нуждается в образовании и профессии. Она доказала свою состоятельность лишь тем, что смогла привязать к себе преуспевающего мужчину. Похоже, единственная должность, которой женщины придают огромное значение, называется ЖЕНА. Даже собственная фамилия отдается в жертву, несмотря на то, что они вправе этого не делать. И даже те женщины, которые добились значительных успехов в своей профессии, чувствуют себя гораздо увереннее, если у них есть постоянный партнер. Без мужчины собственный успех не кажется им столь значимым. Профессия жены требует особого образования. Нет, здесь не нужно зубрить разные науки и повышать свою квалификацию. Но необходимо развить в себе готовность подчиняться, обслуживать, быть готовой выполнять грязную работу за других, стать вечной второй скрипкой — и расценивать это как счастье и успешно сложившуюся жизнь. Да, говорят обычно люди, яркими и дерзкими девчонками все восхищаются. Но... женятся на невинных, послушных и скромных. Мужчина, а не женщина должен выходить навстречу этой враждебной жизни! Женщина может работать, а мужчина должен! Даже многолетних активных участниц движений за права женщин сегодня можно увидеть в качестве примерных матерей семейств, до блеска вылизывающих собственный дом и машущих утром вслед мужу, который направляется обеспечивать семью. Точно так же женщины, чувствующие себя причастными к женскому движению, рано или поздно сталкиваются с внушенным им с детства убеждением, что в конечном счете они нуждаются в мужчине — защитнике и добытчике. Профессия и личная независимость, таким образом, остаются на заднем плане и служат лишь переходной стадией к "главному". Конечно, сегодня вряд ли кто-нибудь станет говорить, что девочка не должна получить хорошую профессию. Но (!) — всеми молча подразумевается, что она не должна быть амбициозна и честолюбива. Ее образование необходимо лишь на тот крайний случай, если ей не удастся заполучить того, кто станет обеспечивать. Или если последний каким-либо образом пропадет, а замена ему найдется не сразу...

Дмитрий Глуховский. Метро 2033

изд-во: Популярная литература, 2007

жанр: фантастика, постапокалиптика

Этот относительно новый бестселлер решительно подмял культ ночных дозоров и вытеснил их. Теперь снимать кино, делать компьютерные игры, устраивать гламурные вечеринки будут на тему «метро 2033». Глуховскому удалось написать действительно качественную книгу в популярном жанре постапокалиптики. В ней рассказывается о людях, выживших после ядерной войны. Они устроили свой мир в московском метрополитене со всеми прилагающими реалиями и нежитью. Таинственные существа, живущие в тоннелях, политические партии и столкновения между ними, все прелести военного положения – и конечно, главный герой, исполняющий Миссию Спасения. Автору удается описание момента: бытовые подробности тщательно выписаны, в диалогах выдержана их жизненность, ужасы выдуманы в духе Стивена Кинга: мурашки побегут точно. Из-за количества подробностей сюжет кажется затянутым: герой медленно продвигается к своей загадочной цели по метро, застревая на станциях и тоннелях, общаясь с их обитателями, попадая в передряги.

Затянутость можно считать минусом книги. Минусов в ней много, это удел любого бестселлера - и они активно обсуждаются в форумах. Обилие агрессии тоже выходит за рамки привычного: убивают именно тех персонажей, которые по классическим законам жанра должны были дойти с героем до конца. Или остаться в живых. С ними жалко расставаться, и каждая потеря разочаровывает. Сам автор говорит, что таким образом он хотел подчеркнуть тему фатальности, безысходности. В книге полностью отсутствует ирония: герои не шутят, они только издеваются. Поводов для придирок можно найти очень много: фантазия у автора богатейшая, заметно, что каждая глаза прорабатывалась (с помощью читателей, ведь изначально роман был интерактивным, он выкладывался в сети глава за главой) на несколько раз. «Метро 2033» - это сказка, рассказанная ночью в пионерлагере, когда дети кучкуются под одеялами, и кто-то один нарочито глухим тоном заводит страшную-страшную историю без начала и конца… Глуховский как журналист-международник, как говорится - в теме. Вам может не понравиться стиль, идейки, блистательная (кстати говоря) концовка, но страх перед ядерной войной абсолютно точно посетит любого. Читайте, если вы уверены, что именно этой изюминки вам не хватает, чтобы разбавить счастливое представление о стабильности бытия.

Потребовалось время, чтобы Артем смог вспомнить, о чем они говорили, мучительно попытаться уцепиться за крючок смысла и задать следующий вопрос, опять просто потому, что хотел продолжить разговор, пусть такой неуклюжий и трудный, но спасавший их от тишины. «А тут всегда так… темно?» - спросил Артем, испуганно чувствуя, что его слова прозвучали совсем уж тихо, словно ему заложило уши. «Темно? Тут – всегда. Везде темно. Грядет… великая тьма, и… окутает она мир, и будет… властвовать вечно,  - делая странные паузы, откликнулся Бурбон. «Это что, книга какая-то?» - выговорил Артем, отмечая про себя, что ему приходится прилагать все большие усилия, чтобы расслышать собственные слова, и вскользь обращая внимание на то, что язык Бурбона пугающе преобразился. Однако у Артема было недостаточно сил, чтобы удивиться этому. «Книга… Бойся… истин, сокрытых в древних… фолиантах, где… слова тиснены золотом и бумага… аспидно-черная… не тлеет, - произнес Бурбон тяжело, и Артема ужалила мысль, что тот отчего-то больше не оборачивается, как раньше, когда обращается к нему. «Красиво! – почти закричал Артем. – Откуда это?», «И красота… будет низвергнута и растоптана, и… задохнутся пророки, тщась произнести предречения… свои, ибо день… грядущий будет… чернее их самых зловещих страхов, и узренное ими… отравит их разум…» - глухо продолжал Бурбон. Внезапно остановившись, он повернул голову влево, так, что Артему послышалось даже, как трещат его шейные позвонки, и заглянул парню прямо в глаза. Артем отшатнулся и попятился назад, на всякий случай ощупывая предохранитель автомата. Бурбон смотрел на него широко раскрытыми глазами, но зрачки его были странно сужены, превратившись в две крошечные точки, хотя в кромешной тьме туннеля должны были, наоборот, распахнуться до предела в попытке зачерпнуть как можно больше света. Лицо его казалось неестественно спокойным, ни один мускул не был напряжен, и даже с губ исчезла постоянная презрительная усмешка. «Я умер – проговорил Бурбон. – Меня больше нет». И, прямой как шпала, рухнул лицом вниз.

 

Метки:
Этот материал был полезен?