Д.Бейлс, Т.Орланд. Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника

Издательство «Питер», 2011 г.

Чтобы овладеть каким-либо ремеслом, люди получают нужное образование, совершенствуются, общаются с мастерами. Это понятно. А что делать с поисками своего пути в искусстве? Как стать художником, скульптором, научиться изготавливать украшения или писать романы. Если подумать философски, даже у создателя гвоздя путь бесконечен. Можно изобретать СВОЙ гвоздь до конца жизни, чем и занимались многие древние ваятели. Искусство не подчиняется строгим правилам и меркам, творения мастеров индивидуальны. И все они когда-то порицались, их создателей упрекали в несовершенстве, а то и казнили. Идеального художника не бывает – об этом и пишут авторы книги «Искусство и страх». Разумеется, они тоже художники.

Почему книга называется именно так? – страх преследует любого творческого человека. Его представления о результате и конечный результат разделяет пропасть. Художник всегда немножко нервный, его съедает комплекс вины, и он прячет его за гонором – или, наоборот, становится затворником. Но это если говорить о признанных художниках, а ведь есть еще дилетанты - простые люди, однажды взявшиеся за кисть. Или за иголку с ниткой, ведь речь идет о любом виде творчества. Авторы пишут о том, что ВСЕ творческие индивиды, вплоть до заоблачных гениев – простые люди. Со своими странностями и недостатками. Все они болели страхом, подобно человеку из толпы, вдруг задумавшемуся впервые в жизни: а не художник ли я. Такие мысли посещают людей, подозревающих в себе художественный (писательский, и др.) талант и в 15 лет, и в 60. Что нужно знать человеку, чтобы смело перешагнуть все многочисленные «а смогу ли я»?

Желание творить возникает рано. У самых юных его поощряют (по крайней мере, его не запрещают, расценивая как невредное), но «серьезное» образование заставляет распрощаться и с мечтами, и с фантазиями. (Да, авторы знают таких студентов, чьи родители требовали перестать терять время на искусство, «иначе, черт возьми, сам оплачивай учебу».) Но у кого-то желание остается, несмотря ни на что, и рано или поздно оно снова дает о себе знать. Причины понятны: стремление заниматься искусством – прекрасным, выразительным, волнующим – неотъемлемо от вашего восприятия самого себя. Однажды соединившись, Жизнь и Искусство вскоре могут стать неотделимыми одна от другого: в возрасте девяноста лет Фрэнк Ллойд Райт по-прежнему проектировал, Имоджен Каннингем по-прежнему фотографировала, Стравинский писал музыку, а Пикассо рисовал. Но если творчество придает значимости вашему внутреннему «я», в противовес этому зарождается страх, что вы не способны или заниматься творчеством вообще, или заниматься творчеством как следует, или заниматься творчеством снова, или что вы не являетесь истинным художником, или что не являетесь хорошим художником, или что у вас нет таланта, или что вам нечего сказать. Черта, отделяющая художника от его произведения, в лучшем случае тонкая, для самого же художника такой черты не существует вовсе (что вполне естественно). 

Содержание книги полностью освещает все тяготы и терзания творческих людей: «воображение», «материалы», «неуверенность», «магия», «ожидания», «одобрение», «ремесло». От книги не стоит ждать конкретных советов «как начать», это воплощенное растекание мыслями по древу. Авторы рассуждают, втягивая читателя в процесс измышлений, они делятся своими наблюдениями и выводами, основанными на опыте общения с коллегами и студентами. Возможно, текст покажется слишком размытым и поверхностным. Кому как. У книги определенная миссия: мотивировать неопытных и сомневающихся. В ней на самом деле дается немало полезных советов. Например: оценивайте художника не по его произведениям, а по его биографии. Не пытайтесь подражать, ищите себя. Каждый должен заниматься своим делом, в том числе и художник. Не будьте зависимы от публики, иначе страх вас победит. И, самое интересное: не ищите смысл и не попрекайте великих. Можно найти тысячи несовершенств в знаменитых творениях – от древних фресок до «Моны Лизы», от Тадж-Махала до «Лебединого озера». Но если бы гении штамповали безупречные произведения, их зрителям и поклонникам не оставалось бы ничего. Мимо идеала все прошли бы мимо, поставив галочку: это идеал. Творчество должно побуждать к мыслям, спорам, вдохновению.

Кинематографист Луис Стоумен рассказывает жутковатую, но не вызывающую никаких сомнений историю, как он принес свой первый фильм (выпущенный в годы своего студенчества) прославленному учителю и киноведу Славко Воркапичу. Учитель молча посмотрел весь фильм, и после окончания поднялся и покинул комнату, не издав ни единого звука. Потрясенный Стоумен бросился за ним и спросил: «Но что вы думаете о моем фильме?» Ответом было: «О каком фильме?»

Мораль такова: добиваясь одобрения, даже среди равных себе, вы вручаете аудитории до опасного много власти. Хуже того, аудитория нечасто способна прямо ответить на вопрос, который вам действительно важен, - наблюдается ли прогресс в вашей работе или нет? Они прекрасно умеют расписывать, как они были тронуты (или как озадачены, или как замечательно развлеклись), созерцая конечный результат, но они мало знают и, в общем-то, мало интересуются вашим творческим процессом. Публика всегда подтягивается позже. Единственный безупречный контакт – вы и ваша работа.

Также в книге рассматривается проблема взаимоотношений творчества и бизнеса, влияние стереотипов на свободное самовыражение. Рекомендуется для прочтения всем, кто задумал стать перебежчиком на сторону искусства и никак не может начать творить.

Книга на сайте издательства: http://www.piter.com/book.phtml?978542370098

Этот материал был полезен?