Галина Монина, Елена Лютова

Проблемы маленького ребенка

 

Издательство: Речь, 2002

 

Снова те же авторы, что и в позапрошлом обзоре, только книга другая. «Проблемы маленького ребенка» - это справочник по возрастным кризисам и другим особенностям развития ребенка раннего возраста (до трех лет). Его можно порекомендовать мамам, желающим почитать книгу формата «что попроще». Проще некуда. Доступно всем. Можно читать на бегу, на ходу, в автомобильных пробках и в кухне во время готовки.

К трем годам малыш уже умеет сам качаться на качелях, уве­ренно бегать, словарный запас увеличивается до 1500 слов. Ре­бенок начинает задавать вопросы «почему?», «где?» и др., учит­ся отличать предметы по их основным признакам (например, может найти большой, маленький и средний предметы, назвать основные геометрические фигуры, сложить одна в другую фор­мочки). В игре ребенок становится, более инициативным: начи­нает фантазировать, подражать другим детям и следовать про­стым правилам игры, включается в ролевую игру. Малыш становится любознательным, доброжелательным по отношению к другим. Он уже умеет почти самостоятельно одеваться и даже застегивать пуговицы, учится завязывать шнурки.

Индивидуальным подходом не веет, но в принципе описания верны, только очень уж поверхностны. Ребенок становится доброжелательным – это не значит, что трехлетка непременно тянется ко всем с улыбкой на лице – он просто накопил некоторый опыт и учится общаться с миром несколько иначе. Четко разделяет мир на близких и чужих, добрых и не очень, учится доверию. Можно поспорить и с другими умениями: сортировать предметы по форме, сложить формочки и одеться «почти самостоятельно» нынче способны и дети до двух лет.

До полутора лет детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям и ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, то есть способности сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

И о подзабытой нынче типологии Гиппократа: делении на четыре темперамента – сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Необходимо отметить, что ребенок может иметь смешанный тип, а еще нередки случаи, когда определенный вид темперамента получается «от жизни такой». Происходит смещение, если типы родителей не совпадают с типом ребенка. Либо не получается дуализации. Например, если мама – холерик, а ребенок – флегматик, они могут общаться как две половинки, восполняя друг друга.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим потребуется немалое терпение и такт. С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр. Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Родителям меланхоликов следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

В книге приводятся примерные таблицы норм: что должен уметь ребенок в возрасте от года до трех. Тут же и сборник разнообразных игр для любого возраста, анализ детских рисунков, тексты колыбельных, советы на все случаи жизни.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может вспоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их. Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию мышления. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения.

Особое внимание отводится кризису трех лет. Особенность поведения в этом возрасте: ребенок часто вступает в конфликт с самим собой, «хочу», «уже не хочу» и «опять хочу» мелькают с завидной скоростью. Авторы дают подробное определение кризису и советуют, как справиться с различными ситуациями.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА НЕ ПРИВЛЕКАЕТ ЧТЕНИЕ КНИГ

Если вы решили воспользоваться готовой книгой, приобретенной в магазине, постарайтесь, чтобы она соответствовала потребностям и возможностям ребенка. Книга должна быть прочной (лучше, если страницы будут картонными), с простыми четкими рисунками, которые доступны для понимания ребенка. Содержание книги тоже должно быть простым, коротким, желательно, чтобы текст был рифмованным, с повторяющимися элементами. Если даже такая книга еще трудна для восприятия вашего ребенка, на первых порах не читайте ее, а пересказывайте, сокращая текст. Не заставляйте насильно ребенка слушать книги. Может быть, он просто еще слишком мал, и для него в данное время нужнее научиться играть в мяч (в машинки, в куклы), даже если соседский ребенок того же возраста уже давно слушает подобные книги.

Надо отдать должное сборнику игр, составленному совместно с воспитателями детских садов: описания простых игрушек, сделанных своими руками, развивающие игры с использованием подручных материалов. Картонные сетки из-под яиц, раскрашенные в разные цвета, могут увлечь ребенка гораздо больше, чем дорогие развивалки. Будем честными: выбор развивалок в магазине вообще и в принципе увлекает товарищей взрослых, а детям будет интересно все, что угодно, лишь бы мама увлеченно поиграла с ними вместе.

Игра с шариками

Цель: развивать у ребенка восприятие цвета, мелкую моторику пальцев.

Картонные сетки из-под яиц покрасить: несколько ячеек — в красный цвет, несколько — в зеленый, несколько — в синий и т. д. В небольшую коробку сложите разноцветные пластмассовые шарики (можно использовать шарики из сломанных погремушек). Отработайте с ребенком навык узнавания сначала одного цвета (цвет ячеек и цвет шарика), пусть он сложит, например, все красные шарики в красные ячейки и т. д. Если ребенок уже освоил эту операцию, взрослый может заполнить ячейки, специально допустив ошибку: в красные ячейки положить желтые шарики и т.д.

Хороший совет, повторяемый в подобных книгах вновь и вновь: скрепя сердце и в очередной раз выпив валерьянки, нужно помнить: можно приучить ребенка к любому, даже самому неприятному ритуалу (приборке, укладыванию спать), если превратить этот ритуал в игру. Нельзя постоянно намекать ребенку на его «взрослость» и ждать некоего пробуждения ответственности. Вспомните себя: нелюбимую приборку квартиры провести гораздо легче, включив любимую музыку, поймав у себя нужное настроение – наконец, разделив эту повинность с хорошим человеком. И взрослому легче, коли играючи. А уж ребенку и подавно.

Для некоторых родителей может стать проблемой укладывание ребенка спать. Если ребенок перевозбудился, «перегулял», как говорят взрослые, его действительно трудно уложить в постель. Внимательные родители замечают первые признаки утомления малыша. Как только они появились — самое время заняться какой-нибудь спокойной игрой. Хорошо, если эта игра станет ритуальной и будет ежедневным предшественником отхода ко сну. Но игра обязательно должна быть интересной для ребенка. Иначе он не согласится па наше предложение. После подобной игры можно заняться уборкой игрушек. Однако если прикажете ребенку: «Иди, убирай игрушки!», он вряд ли придет в восторг и кинется выполнять приказ. Уборку игрушек тоже можно превратить в ритуальную игру. Если родители захотят, можно придумать «убиральную» песенку про то, как надо убирать игрушки. Время от времени в песенку желательно вставлять имя ребенка.

Книга «Проблемы маленького ребенка» больше подойдет для прочтения воспитателям детского сада или няням, описания в ней поверхностны. Но для общего развития совсем необязательно искать нечто глубокое и заумное, о тех же возрастных кризисах специальная литература в большей степени умалчивает.

Метки:
Этот материал был полезен?