Изд-во: Дрофа-плюс, 2003

Во время беременности, особенно на последних месяцах, когда состояние медленно и уверенно переходит в стадию «ни сесть, ни встать», образуется много времени для чтения. Не все будущие мамы читают книжки по воспитанию и уходу за детьми до года, а зря. Эти книги помогают приобрести правильный настрой для гармоничного «въезда» в материнство. Когда мы еще носим своего ребенка внутри себя, нам кажется, что все очень просто. Или наоборот – сложно. Но, как-нибудь, справимся. Однако после рождения младенца многие мамы сталкиваются с проблемой непонимания своего ребенка. Умение распознавать плач, жесты, взгляды, мимику – его нужно формировать заранее, а не по факту рождения.

Что умеет ребенок сразу после рождения? Даже самые тяжелейшие стрессы в жизни людей несравнимы со стрессом, который испытывает младенец, появляясь на свет. Адаптация к жизни – сложнейший бег с бесконечными марафонскими дистанциями, которые надо преодолеть. А придет ли второе дыхание или нет, зависит от многого, потому что, прежде чем малыш сумеет воспользоваться им, он должен научиться даже дышать. Ведь новорожденный и этого еще не умеет. Он – словно рыба, выброшенная на берег, а должен приспособиться к воздушной среде. Ведь даже свет, ослепляющий его, привыкшего жить в темноте – и то для него достаточно сильный раздражитель. А движение воздуха, холод, жара, бесконечная «пульсация» мира.. Совершенно иное питание, ему теперь надо найти самому и использовать всю энергию пищи. А беспомощность… он пока абсолютно беспомощен, хотя владеет полнейшим набором инстинктов, чтобы выжить. Но как? Он выживет, если кто-то окажется рядом, постоянно заботясь о нем, угадывая его желания. На такое способна лишь мама. Это сладкое рабство ее – добровольно. Итак, что умеет ребенок ваш сразу после рождения? Спать и бодрствовать. Новорожденные могут спать до 18-20 часов в сутки. Основная часть времени приходится на неглубокий сон, сопровождающийся подрагиванием мышц лица и перемещений глазных яблок под закрытыми веками. У взрослых это бывает при сновидениях. Незначительная часть времени приходится на глубокий сон, когда мышцы лица расслаблены. Во время сна на личике ребенка отражается целая гамма чувств, и рефлекторная улыбка часто сменяется недовольством. Сон у младенцев очень чуткий, но иногда они не просыпаются при грохоте и шуме. При засыпании и пробуждении малыш обычно дремлет.

Вот, почему нельзя идти на поводу у бабушек, стараясь как можно раньше отделить ребенка от себя. Учить жизни необходимо постепенно – мягко. Каждый день показывать ребенку, что окружающий мир – это не только огромный стресс, но и очень здорово и интересно. Реакции только что вылупившегося ребенка нельзя сравнивать с взрослыми реакциями. Когда новорожденный икает, ему не холодно. Он просто учится дышать, не всегда справляясь с новыми ощущениями. Он не «раз, и задышал» после рождения, он учится этому еще месяца полтора. И вода ему абсолютно не нужна, как и лишнее одеяло. Каждый младенец снимает родовой стресс по-своему: кто-то спит по 18 часов в день, а кто-то хочет непрерывно висеть на маме, не отпуская ее ни на минуту. А что вы хотели – неужто вы сами, пребывая 9 месяцев внутри теплой утробы, получая еду путем простого открытия рта, жутко обрадовались бы, если бы вас резко выкинули в огромный мир. Холодный, громкий, страшный. И мама, единственная любовь и надежда, почему-то не хочет больше быть рядом, и заводит в форуме тему: «как приучить ребенка к кроватке, нам месяц». Психика ребенка раннего возраста очень нежная. И восприимчива к предательствам и иным стрессом. Ребенок обязательно запомнит, как к нему относились в первые месяцы жизни, достаточно ли было тепла и заботы.

Все время двигая руками, Танюша, сама того не сознавая, училась координировать движения их, радуясь тому, что это, наконец, стало ей удаваться. Затем она заметила висящую над нею погремушку, остановила взгляд на ней, как будто взвешивала, стоит ли заняться новым делом. Наверное, стоит. Попыталась дотянуться, чтобы раскачать ее, услышав громкий звук. Ей это удалось, и личико Танюши от радости мгновенно засияло. Она была удивлена, еще не веря, что все это проделала сама. Впервые в жизни вдруг Танюша сумела хоть как-то сконцентрировать свое внимание. А это был огромный шаг вперед, который означал, что скоро мир раскроет ей секреты…  Третий месяц жизни. Браво, Танюшка, браво! – захлопала в ладоши мама и тут же бросилась звонить по телефону, оповещая всех о происшедшем. Прислушиваясь к звуку погремушки и громкому восторженному «браво», Танюша, как и обычно, попыталась засунуть большой пальчик в ротик. Но, если раньше пальчик шел обычно мимо рта, сегодня он попал туда, куда необходимо, и его можно было даже пососать. Конечно же, Танюша воспользовалась этим и стала с наслаждением сосать. Но мама была очень недовольная  и говорила ей: «Нельзя, нельзя, нельзя». Такое слово Танюша слышала впервые, но понимала, что «нельзя» - это запрет. Так почему же мама раньше все ей разрешала? Пусть разрешит сегодня тоже, как всегда. Танюшенька пыталась даже чуточку похныкать. Но мама снова повторила это слово и вытащила пальчик изо рта. Танюшенька обиделась и гневно закричала, в конце концов, по-настоящему заплакав.

Книга Аллы Беркан написана по сложной схеме. Параллельно идут дневники развития девочки Танюши, написанные как бы от ее лица. Дневник мамы Танюши, месяц за месяцем наблюдающей за своей дочкой. И комментарии специалиста – психолога. 

Она сказала мне сегодня «мама». Я слышала сама. Она сказала. И пусть врач говорит, что все случайно и неосознанно еще… Она сказала. Я не ошиблась. Это было… было… Она вообще все время радует меня, ведь каждый день – другая. Мечтает вырасти из ползунков, не ползая еще. Вся жизнь ее – развитие, развитие… сюрпризы созревания и роста. Сегодня сделала впервые «самолетик». Подняв головку, взмахивала ручками, перебирала ножками, агукала, как будто пыталась в самом деле взлететь – увидеть все, что за кроваткой, какой таинственно-загадочный мир там. Вообще, наверное, для нее сейчас все кругом таинственность. Она все видит в первый раз, а если и не в первый, то каждый день воспринимает это все по-новому.  Сегодня вдруг «открыла» свои ножки, хотя раньше играла с ними без конца, считая их просто игрушкой. Сегодня поняла, что они не игрушка,  часть ее, она сама. Смотрела на них долго, с удивлением, потом решила пососать, попробовать на вкус. Ей даже удалось засунуть пальцы в ротик… Она вообще теперь легко умеет управлять всем телом, и весь день в движении. Не может усидеть спокойно на руках, выглядывает из окна, рассматривает улицу и двор. Я объясняю ей – где дерево, где кошка. Она так слушает, как будто понимает. Но больше всего любит включать свет. Сама включает, без меры восторгаясь своим умением зажечь все люстры в доме, чтобы потом не отрывать свой взгляд от них. Свет для нее загадка, хотя она сама загадочнее света.

Из книги можно узнать, что должен уметь делать ребенок до года, почему он должен это уметь, как последовательно развиваются его навыки и проявляются различные рефлексы. Чего нет в книге: советов по питанию и здоровью. Может быть, к лучшему, поскольку девочка Танюша зачем-то в семь месяцев уже ест манную кашу, а в десять месяцев – суп и сухари. Видимо, наблюдали за ней в далекие 80-е годы, когда это еще считалось нормальным. В остальном книга очень хорошая – такого разностороннего наблюдения за развитием ребенка со стороны самого ребенка и его мамы еще не было.

Седьмой месяц жизни. Теперь малыш, общаясь, чаще пользуется лепетом, а также мимикой и жестами и понимает смысл многих слов. Он пальчиком покажет вам, где птичка, где кошка, где собачка, где другое, когда вы его спросите об этом. И он найдет все взглядом, понимая вашу речь. Малыш избирателен в общении. Чувство привязанности малыша к родителям и близким людям растет. Но на кого-то из родных, чаще всего на маму, он направляет безграничное внимание и выделяет из всех остальных: все время тянется к ней, льнет, не переносит ее отсутствия и выражает протест плачем, теряя неожиданно из виду. И это первая и значимая эмоциональная привязанность ребенка, которую мы видим. В основе ее – не кормление младенца, а ощущение безопасности и постоянства, исходящее от любимой мамы. Однако эта связь может возникнуть не только с матерью, но также и с другим близким ребенку человеком, по той или иной причине воспитывающим младенца. Но этот вариант встречается гораздо реже. Ребенок, кроме мамы, уже различает папу, дедушку и бабушку, а также тетю, дядю. У большинства детей обычно в этом возрасте впервые можно временами обнаружить появляющийся страх при расставании с мамой. И в то же время у младенца уже формируется и совершенствуется представление о постоянстве людей и предметов. Ребенок знает, что, хотя мама ушла, это совсем не означает, что ее вообще нет. Она есть где-то еще и скоро придет. И если вдруг игрушка затерялась, она тоже существует, и ее скоро найдут.

После прочтения книг о развитии детей до года создается впечатление, будто все дети в чем-то одинаковы. Они все играют в «ку-ку», прячась за пеленку, раскачиваются на четвереньках и увлеченно сбрасывают игрушки со стола на пол. Однако любая мама может описать свою историю, отличающуюся от истории другой мамы – например, некоторые дети совсем не гулят. Они издают редкие звуки, но не слоги, и после полугода сразу переходят к лепету. Другим детям нисколько не нравится битье ногами по подвешенным игрушкам. Третьи не любят лежать на животе...  

«Я, кажется, придумала еще игру». И Танюша прикрыла свое личико пеленкой. А когда мама чуть не расплакалась, не зная, где она, Танюша сбросила пеленку с лица и залилась радостным смехом. Потом спряталась мама. И Танюша повторяла за ней «Ку-ку-ку». А после «ку-ку» они с мамой вдвоем поиграли в «сороку-ворону», и Танюша загибала все пальчики. А когда приготовился супик, и мама понесла ее на обед, Танюша стала «бодать» свою маму, приглашая к игре «забодаю»… Мое Солнышко, Мой Козленочек – рассмеялась, шутя над ней, мама. Танюше очень понравилось это. Она шутки уже понимала. За столом ей хотелось взять ложку. Она маме «сказала» об этом, указав на нее своей ручкой и назвав своим собственным словом – лооо… Это слово уже мама знала. Протянула Танюше ее ложку. Но как только та оказалась в ручке Танюши, девочка сразу нашла ей «особое» применение, пытаясь придвинуть к себе этой ложкой лежащий неподалеку сухарик. И это было впервые. Да, да, сегодня Танюша впервые сумела додуматься до того, как с помощью одного ее интересующего предмета достать другой. А раньше такое даже не приходило ей в голову. Однако Танюша не успокоилась на этом, продолжив эксперименты. И все, все то, о чем прежде лишь размышляла, сегодня Танюша сделала сама, как будто это уже была не она. Достав сухарик, Танюша тут же запихнула его в ротик, освободила ручку, и, недолго думая, схватила чашку. Теперь она уже владела тремя различными предметами одновременно: чашкой, ложкой и сухариком. И это тоже было для нее впервые. 

Как можно заметить, рассказы о девочке Танюше не только иллюстрируют ее действия, но и подталкивают читателя к их пониманию, объясняя науку про рефлексы, координацию движений. Молодой маме порою не хватает именно такой информации, чтобы отточить наблюдения за своим ребенком, не дать им размыться в повседневности. Ведь детей можно рожать не каждый день. Когда еще будет возможность увидеть эти чудеса вновь.

Метки:
Этот материал был полезен?