Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2006 г.

 

Все, что здесь сказано, просто.

Так просто, что даже стыдно настаивать.

Да, надо так мало вещей,

не нужны никакие хозяйственные новинки, чудеса техники и

другие достижения - гордость технологии,

а вернее - игрушки для слаборазвитых детей,

которые так модны. Ничего не нужно.

Только терпение. И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Внимание легкое, но неослабное.

Немного понимания, внимания к «Другому».

Ах, да!.. Я забыл. Нужна любовь.

Потому что без любви вы будете просто очень ловки.

Фредерик Лебойе

 

Это эпиграф к новой книге М.Трунова «Первый год – первый опыт». Она является переизданием знаменитого труда «Экология младенчества», его мы уже читали здесь: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2423. Как пишет сам автор, ему хотелось переиздать и дополнить первую книгу, а получилась новая. За последние 20 лет жизнь в корне изменилась, современное осмысление беременности, методов родовспоможения и периода младенчества отличается от застарелых принципов прошлого века. В советское время люди привыкали складывать ответственность за воспитание и здоровье своего ребенка на специальных людей: врачей, воспитателей, учителей и бабушек, в конце концов. Активно продвигалась система отрыва от ребенка, ребенок должен был почувствовать все тяготы самостоятельности с первых дней жизни, начиная с разлуки с мамой сразу после родов.

Авторы книги «Экология младенчества» - представители движения сознательного родительства. Суть движения: сторонники концепции «сознательного родительства» исходят из того, что ребенок еще в утробе матери, а уж тем более после рождения – самостоятельная личность, требующая уважительного и внимательного отношения, во-вторых, он – физически вполне сформировавшееся существо, обладающее от природы мощными жизненными ресурсами.

Следствие коммерциализации жизни — грудной малыш и чувства к нему родителей стали объектами бизнеса. Товары для младенцев, рекламируемые на телевидении и в популярных журналах, превосходят все мыслимые пределы по разнообразию и изощренности. Родителям активно внушается, что все это просто необходимо. Нередко можно видеть рядом с новорожденным огромное количество аксессуаров, средств для ухода чуть ли не за каждой частью тела, масел, присыпок, салфеток и т. д., которые ежедневно бездумно используются, причем отнюдь не на пользу ребенку. В обиход вошло понятие «детская косметика», которое десять лет назад могло бы быть воспринято не иначе как плоская шутка. В то же время это доставляет удовлетворение многим родителям, на чей извращенный нашей фетишизированной культурой ум и рассчитана соответствующая реклама. Они с удовольствием окружают младенца кричаще яркими, пахнущими парфюмом, мигающими и издающими электронные звуки игрушками, не понимая, что лишь тешат свое самолюбие, а вовсе не удовлетворяют реальные потребности ребенка. Обилие предлагаемых товаров и реклама оказывают сильное влияние, создавая ложные представления о ребенке и его потребностях. И если раньше взгляды родителей формировались под воздействием науки, пусть даже и не лишенной заблуждений и догматизма, то теперь эти взгляды формируются с участием коммерции, для которой главное — опустошение кошельков родителей, а не здоровье и развитие детей. Эта тенденция несравненно более опасна, чем проявление недобросовестности и узколобости в науке, поскольку гораздо более лишает человека критического взгляда, превращая его в бездумного потребителя. Неудивительно, что сегодня рождение ребенка ассоциируется у молодой супружеской пары с большими финансовыми затратами. Иногда это ведет к ненужным беспокойствам и даже желанию отсрочить пополнение семьи. Наконец, важной переменой является то, что количество родителей, следующих путем осознанного отношения к своей родительской миссии, не желающих становиться заложниками укоренившихся социальных штампов, готовых брать на себя ответственность и критически мыслящих, за последнее десятилетие стало значительно больше. И если раньше их объединяли небольшие родительские клубы, то теперь мы можем говорить о фактически сформировавшемся родительском движении.

Нельзя не добавить ложку дегтя: и осознанное родительство уже обрастает коммерциализацией, и на идее «вперед - к природе» начали делать немалые деньги. Но не суть. Важно, что есть люди, которые делают многое для излечения родительской слепоты. Родители должны знать своего ребенка лучше, чем участковый врач или соседская бабушка. В форуме каждый день возникают темы, наводящие на мысль, что лечить нужно, прежде всего, маму, а не ребенка, лечить атрофирование материнской интуиции.  К примеру, такая тема: «у ребенка температура 38, что ему дать?» или «у ребенка кашель – чем лечить?» Сразу ясно, что мама не видит никаких симптомов, она, грубо говоря, будто бы ослепла. Оценить состояние своего ребенка можно и без помощи врача, как и сделать первичные выводы: слаб ребенок или активен, здоровый ли цвет кожи, нет ли высыпаний, дыхание – учащенное, слабое или нормальное, как он кушает, ясные ли у него глаза, и т.д., и многое другое. Все эти факторы помогли бы понять общую картину: если ребенка ничего не беспокоит, значит, его организм справляется с болезнью сам. Если ребенок вялый, у него мутный взгляд, он жалуется на боль – это совсем другая картина, требующая врачебной, а не виртуальной помощи. И это еще не все: никто не сможет подсказать, как правильно лечить ребенка, если он не будет знать о психологической обстановке в семье.

Психическое состояние матери во время беременности сказывается на состоянии мышечного тонуса ребенка, который всегда отражает материнские переживания. Специфические напряжения вызываются страхами перед предстоящими родами и перспективой Родительства, повышенной тревожностью и беспокойствами, вызванными жизненной ситуацией. Психическое состояние внутриутробного ребенка обычно представляется как некое «океаническое блаженство» — переживание, близкое к тому, которое в психологии называется переживанием «Я — бытия». И на этом фоне идут все воздействия, которые воспринимаются как стихия. На них ребенок отвечает теми или иными эмоционально окрашенными реакциями. Это эмоции первичные, базисные, прежде всего выражающие присущий всем животным инстинкт самосохранения. И поэтому не обладают широким спектром, варьируясь от ощущения полного комфорта до угрозы существованию. И та и другая крайние точки по-своему нарушают «океаническое блаженство», ввергая ребенка либо в некое аморфное пассивное состояние паразитирования на всем готовом, либо в мобилизующую все ресурсы борьбу за выживание. Но поскольку идеальных условий не бывает, состояние ребенку колеблется около некоторого равновесия, что играет важную роль в его развитии, задавая самые первичные модели жизненных ситуаций и способствуя формированию предпосылок рационального мышления, выделения своего «Я» из окружающего мира. Это — первичный опыт жизни. Нарушение «океанического блаженства» — это основа для противопоставления себя всему остальному. Противопоставление, однако, может быть конструктивным, то есть осознанием своей индивидуальности, но проявляющейся в сотрудничестве с миром в соответствии с его законами и с взаимной отдачей, или же деструктивным — агрессивным противостоянием с попытками навязать миру свои законы. Агрессивное противопоставление вызывается хроническим переходом каких-либо воздействий некоторой черты, за которой «Я» и «вселенная» более не могут существовать друг для друга, быть связанными общим смыслом. Такая ситуация становится источником закрепляемых устойчивых реакций, проявляющихся после рождения как в частностях, так и в общем поведении малыша. характеризующимся повышенной раздражительностью, своеобразным «недоверием» к производимым с ним действиям, иногда ярко выраженной реакцией дистресса даже при малейшем воздействии - и сниженной поисковой активностью, «закрытостью». Иногда, напротив, малыш полностью пассивен в своих реакциях, как бы безысходно принимая свою участь, будучи неспособным что-либо изменить.

Итак, осознанное родительство. В обновленной книге М.Трунова можно прочитать обо всем, что касается внутриутробного развития ребенка: становление эмоций, психофизиологического состояния, зависимости от переживаний матери. Рассматриваются различные мифы, связанные с беременностью и первым годом младенца, основы грудного вскармливания, закаливания.

Ниже мы приведем наиболее опасные, на наш взгляд, факторы, создающие отрицательные запечатлевания в период внутриутробного развития:

— переживания матери, связанные с нежелательностью беременности, попытки прерывания беременности; — настойчивое ожидание ребенка определенного пола;

— постоянные стрессы, психозы, депрессии, хронические неконтролируемые проявления отрицательных эмоций;

— поглощенность матери внешними относительно беременности целями, такими как карьера, экзамены, диссертации и т. п., повышенные интеллектуальные нагрузки;

—  «проблемность» матери, то есть ее постоянные колебания в принятии жизненно важных решений, постоянные сомнения в принятых решениях;

—  внешние воздействия на ребенка в матке с помощью распространенных методик «раннего развития», нарушающих естественный ход развития;

—  отсутствие должных физических нагрузок или излишние нагрузки, переедание или недоедание, интоксикация организма матери, вызванная болезнью или употреблением табака, алкоголя, наркотиков и лекарств.

Первый этап перинатального периода задает первичное отношение между «Я» и «Оно», то есть между собственным индивидуальным бытием и бытием всего мира.

И, самое главное: авторы учат правильному со-чувствованию, со-переживанию. Учат оттачивать материнскую и отцовскую интуиции.

Единство телесного и душевного никогда не проявляется столь явно, как на первом году жизни. Но учитывая, что первый год — это фактически продолжение беременности, подчеркнем — душевного матери и телесного ребенка. Мать является наиболее значимой по влиянию на малыша. Больший круг образует семья. Если мать можно сравнить с землей, в которой растение произрастает из семени, пробивается наружу и растет, продолжая черпать из почвы питательные вещества, то психологическая атмосфера семьи — это погодные и экологические условия, способствующие тому, что растение будет либо сильным, крепким, либо подавляющие и искажающие его развитие. Малыш же в это время демонстрирует образец абсолютно верующего существа, воспринимая все исходящее от матери как истину. И не только воспринимает материнские состояния, но и реализует их. Если мать беспокоится за здоровье ребенка, он верит, что находится в опасности и также начинает беспокоиться. Страхи, окутывающие малыша, становятся его собственными страхами. От беспокойства у матери изменяется состав молока, и ребенок не может его переварить. Это несварение усугубляется еще и его собственным тревожным состоянием. У него пучит живот, расстраивается работа кишечника. Мать волнуется еще больше. Так возникает замкнутый круг, весьма типичный для беспокойных, волнующихся, неуверенных мам. А лечить начинают малыша... Еще один пример. Поздравить родителей с рождением малыша и полюбоваться новорожденным приезжают родственники. А затем — опять температура, плач до утра, бессонная для матери ночь с не-унимающимся ребенком на руках. А утром — вызов врача. Но разве есть такой диагноз — волнение бабушки? А что будет, если постоянно волнующаяся за ребенка бабушка живет в той же квартире? А волноваться и переживать, как известно, бабушки умеют... Трудно представить, как порой наши мысли и страхи могут так просто стать реальностью. Вот классический пример. Ребенок начинает ходить. Вот он делает первые шаги, новые ощущения переполняют его, он шагает все быстрее, все дальше и дальше от мамы. Что Думает мама? Она думает: «Сейчас упадет!» Что делает ребенок? Конечно, падает. Падает, потому что еще неуверенно держится на ногах? Но он не может быть неуверенным сам по себе. Неуверенной может быть лишь образованная и цивилизованная мама. Психическая открытость делает малыша до удивления уязвимым. Нужно лишь жить с мыслью, что он может заболеть — и он обязательно заболеет. Думать, что он слабый и неприспособленный — он таким будет. Представьте человека, чьи опасения оправдались. начит, он был прав и умеет предвидеть. И начинают предвидеться е более страшные вещи...

Времена действительно меняются, все больше времени уделяют родители развитию своего ребенка. Теперь уже многие знают, что ребенок с самого рождения способен не только впитать тонны информации, но и проанализировать ее, сделать выводы. Предлагаются различные методики и системы для раннего развития, многие из них стоят больших денег и не являются обязательными, скорее – модными. Сделать из ребенка будущего Ньютона или Алексан-Сергеевича можно и без дорогостоящих наборов. Поможет ежедневное знакомство со всеми предметами в доме. На улице – с окружающим миром. С собственным телом. Помогут обычные разговоры и усиленное внимание к сигналам, которые бодрствующий ребенок подает ежеминутно.

В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными натуральными предметами и материалами. Давать ему подержать деревянную палочку или ложку, гладкий камешек, кусочек ткани. Мягкое, твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое — со всем этим нужно познакомиться. Пластмассовым игрушкам лучше предпочесть деревянные и тряпичные. Разговаривая с ребенком, нужно помнить, что при этом ему задается образец общения. Хорошо петь ему песни или периодически заводить музыку.

Вообще же нужно использовать совершенно различные возможности. Скажем, если мама готовит обед, то можно дать ребенку очищенную морковку. Пусть он засовывает в рот ее, нежели пластмассовую игрушку. Для ребенка очень важно знакомство с природными факторами — водой, солнечными лучами, снегом, воздухом теплым и прохладным. Подробнее об этом будет сказано в главе о закаливании. Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышеч-ной стимуляции, доставляющей мозгу большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней больше носить ребенка на руках и в различных положениях, когда он бодрствует. При этом малыш усваивает различные положения тела, хорошо развивается физически, рано (относительно принятых норм) начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Кормить грудью его также лучше обнаженным, в контакте кожа-к-коже. Не нужно бояться брать малыша с собой в постель. Это тоже обеспечивает нужный контакт. Кроме того, это удобно для матери, избавляя от необходимости вставать для ночного кормления. Замечено, что заболевший ребенок выздоравливает быстрее, если мать берет его спать с собой. Следует отбросить распространенную глупость о том, что ребенок привыкает спать с матерью (тем более если это мальчик), и о «неправильном сексуальном воспитании». Опыт показывает, что, набирая некоторую «критическую массу» контакта, ребенок сам от этого отходит. Конечно, при условии отсутствия невротизации отношений со стороны мамы и когда малыш может так же спокойно спать отдельно. А если вы верите в «неправильное сексуальное воспитание», то продолжите эту мысль логически и перестаньте кормить грудью.

И о том, как важно поддерживать врожденные рефлексы.

«Хватательный» (или рефлекс Робинсона) — если вложить свои пальцы в ладони ребенка, то он их крепко схватит. Этот обхват может быть столь крепок, что малыша можно приподнять. При этом усиливается общий мышечный тонус.

«Опорный» — держа малыша на руках вертикально, поставьте его ножки себе на ладонь. При этом он распрямит и напряжет ноги, опираясь ими на вашу руку.

«Ползания» (или рефлекс Бауэра) — если приложить свои ладони к подошвам ног ребенка, он оттолкнется от них и поползет. Лучше это делать в положении малыша на животе.

«Шаговый» — если поддерживать ребенка под мышки вертикально, опереть его ступни о твердую поверхность и чуть наклонить тело вперед, то он начнет делать шагательные движения, иногда «путая» при этом ноги.

«Подошвенный» (или рефлекс Бабинского) — если легко нажать на подошву сразу под пальцами, то пальцы согнуться, как бы хватая нажимающий палец. Обратное движение — разжимание и разведение пальцев происходит, если легко провести своим пальцем по внешнему краю стопы малыша.

Рефлекс Таланта — если провести пальцем по спине ребенка вдоль позвоночника примерно в 1 см от него, то тело ребенка дугообразно изогнется. Поддержка этого рефлекса сочетается с обычными нежными поглаживаниями и массажем.

Другие рефлексы обычно «работают» в специальных занятиях по поддержанию двигательного развития детей.

Еще один важный рефлекс — затаивание дыхания при погружении под воду — «работает» при водных тренировках.

Новая книга Трунова – непростая, автор общается с читателем без заигрываний и с напористостью человека, уверенного в правоте своих домыслов. Тем она и полезна, поскольку очень информативна без реверансов, это настоящий справочник по грамотному воспитанию ребенка, начиная с внутриутробной жизни.

Метки:
Этот материал был полезен?