Ирина Млодик. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога

Издательство Генезис, 2011 г.

Ирина Млодик – хороший автор. Ее книги помогают, как доверительный разговор с умным человеком. Она рассуждает о проблемах с трогательной женской деликатностью и даже самокритикой, в то же время чувствуется огромный опыт практикующего психолога и психотерапевта, специалиста высокого уровня. Стоит обратить внимание на ее книгу для неидеальных родителей: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5793.

А сегодня на повестке дня – школа. Так уж получилось у нас в стране, что многие родители при этом слове вздрагивают и испуганно озираются, будто их уличили в чем-то плохом. Психолог объясняет, почему нынче школа – это непонятно что. Почему нет единого представления о ней, единой системы, откуда разброд и шатания в родительских умах. Книга начинается с небольшого исторического экскурса: как выглядела школа в начале прошлого века, в середине и в конце. К чему привели перемены, которых требовали наши сердца. И как школа мечется теперь, пытаясь и корни не растерять, и проявить креатив, и новые веяния приручить. Автор беспощадно проходится по основным критериям обучения: оценки, личность учителя, работа с родителями.

Школа для ребенка, пошедшего в первый класс, изменила правила игр. Если раньше мало кто интересовался тем, что именно он так радостно воспринимает, то теперь насупила пора избирательного восприятия: в основном только того, что одобрено школьной программой. Причем ученик уже должен отчитываться за то, что и как он усвоил. И его отчет ко второму классу начинают оценивать в баллах. Отметка становится основной мерой того, насколько успешно ребенок существует и функционирует как школьник. Но многие учителя и, к сожалению, родители забывают, что школьные оценки – это лишь субъективный показатель того, как ребенок справляется с теми или иными требованиями учебной программы, поддержанными данной школой. Родители и учителя из простого наличия тех или иных оценок в дневнике у ребенка зачастую делают глубокомысленные выводы о его личности, обо всем его существе, о его настоящем и будущем. Им школьные оценки кажутся чем-то истинным и настолько убедительным, что они забывают свой опыт, который порой не менее убедительно доказывает обратное.

Наших детей все еще оценивают по цифрам, и, цитируя автора, порою делают глубокомысленные выводы. Детей оценивают и лечат по цифрам веса и роста, по цифрам в анализах, потом по оценкам. Придают этим субъективным данным огромное значение. Внушают его впечатлительным родителям. Врачам, воспитателям, учителям легче справляться с «конвейером», огромной массой детей, если свести оценки деятельности к цифровой шкале.

Автор рассматривает несколько видов школ: те, в которых во главу угла ставится мнение родителей (частные платные школы), а также школы, где властвует принятая система образования (с углубленным изучением каких-то предметов). И личностно-ориентированные школы. У каждой из таких школ – свои проблемы. Какова роль учителя, и какие бывают ученики – в нескольких главах идет психологический анализ личностей, характеров, индивидуальных качеств. Автор дает советы не только родителям, но и учителям.

Времена, когда за ваше внимание и улыбку младшеклассник, радостно и усердно пыхтя, напишет целую страницу ровных буковок, а среднешкольник за интересную историю будет сидеть весь урок, открыв рот, прошли. Старшеклассникам нужны вы, ваша личность. И учительской ролью уже не прикрыться. Они будут видеть вас насквозь. Они простят вам некомпетентность, мелкие ошибки, запинки, слабости. Они уже умеют читать и анализировать и в крайнем случае сами разберутся в материале. Но они не простят вам отсутствие яркой личности, твердой позиции, горения, интереса к предмету. Ваше отношение к ученикам, даже если вы строги, требовательны, критичны, тоже не укроется от их глаз. Старшеклассник всегда возвратит вам то, что вы ему даете. Вы его не замечаете, и он будет игнорировать как вас, так и ваш предмет. Вы орете на него в бессильной злобе – и от него получите издевательства, хамство и мелкие пакости. Вы готовы услышать его, какую бы глупость и банальность, на первый взгляд, он ни ляпнул, и вы будете вознаграждены.

Сразу вспоминается фильм «Большая перемена». А далее читаем о гиперактивных детях, «сложных» родителях и трудностях в обучении.

Нежелание ребенка учиться, как правило, совершенно не связано с тем, что он «плох». У каждого из таких детей есть свои причины, чтобы не хотеть учиться. Например, ранняя влюбленность, которая забирает все внимание и энергию на переживания или мечты. Это могут быть и проблемы в семье: конфликты, назревающий развод родителей, болезнь или смерть близких, трудности в отношениях с братом или сестрой, рождение нового ребенка. Возможно, виноваты неудачи с друзьями, неадекватное поведение окружающих, ввиду их личного или семейного кризиса. Все это может забирать внимание и энергию ребенка. Поскольку многие неприятности могут оказаться затяжными или полускрываемыми, а потому невозможными к конструктивному разрешению, то со временем они опустошают ребенка, приводят к неудачам в учебе, в итоге появляется еще большая подавленность, и круг замыкается. Родителям часто нелегко брать на себя ответственность за нерешенные проблемы дома, и они отыгрываются на ребенке, обвиняя его в лени и нежелании учиться, чем, как правило, только ухудшают ситуацию.

Вывод понятен: ни при каких обстоятельствах нельзя показывать ребенку, что он плох. Это еще ни к чему разумному не приводило. Ребенок крепко усвоит, что он плох, ничего не умеет, ничего не может, он хуже многих… ну и «идите вы все!» К этой позиции ребенок придет с вероятностью 90%. Выстроит воображаемую стену между собой и взрослыми. Станет неформалом или хулиганом, или просто упертым. Приобретет фирменный рассеянный взгляд и станет «глухим». Мизерное количество детей давление «ты плохой» замотивирует на подвиги. В основном на протест. И всех детей, «плохих» и послушных, двоечников и отличников, объединяет желание быть услышанными, понятыми. Они все хотят понимания и любви, даже если смотрят на родителей и учителей из-под отросшей челки и цедят сквозь зубы.

И еще одно: взрослые с легкостью прощают себе неумение выбраться из проблем, отсутствие видимых достижений в жизни, свою раздражительность, свои кризисы. Но не прощают того же детям, иногда с удивительным упорством. Работать нужно над собой в первую очередь, чтобы не перекладывать свою неудовлетворенность жизнью на детей, которые вообще никакого жизненного опыта по сути не имеют. Они еще ведомые, учащиеся.

Книга не дарит готовых схем, это рассуждение о жизни, о ситуациях в школе и дома, она заставит задуматься и понять многое, скрытое за повседневной мишурой, а это уже большой плюс.

Цена книги в магазинах ~150 руб.

Этот материал был полезен?