«По словам выдающегося педагога К.Д.Ушинского, не зная сущности явления, нельзя успешно влиять на него, даже имея хорошие методические рецепты»
 из предисловия автора

 

Второй раз с огромным интересом перечитываю эту книгу. Первая ее часть «Ребенок учится говорить» написана более тридцати лет назад и по сути  представляет собой практически одну сплошную «скучную теорию». Если вы ищете готовых ответов и рецептов, то лучше потратьте деньги на мамский глянцевый журнальчик, где основные выводы из книжки уместят в полстраницы. Благо за 30 лет выводы эти перестали быть революционными и теперь  в общих чертах известны всем и каждому. Здесь же в поисках ответов нужно будет пробиться через мудреное устройство головного мозга, органов речи, первую-вторую сигнальные системы академика Павлова и прочую жуть. Да еще и выводы не структурированы, к примеру, по возрасту ребенка, а раскиданы по всей книге ровным слоем, так что и маме грудничка, и родителям пятилетки найдется куча полезной информации, осталось только ее отыскать :).

Так что книжка в первую очередь все же ориентирована на специалистов, работающих с детьми. Но для интересующихся родителей она тоже будет очень привлекательна.

Попробую вкратце  изложить, что можно отыскать в этой тоненькой книжке.

Все начинается с понимания.

«Трехлетняя Машенька с упреком спрашивает своего плюшевого мишку: «Ну почему ты не говоришь? Ведь у тебя есть язычок – значит, ты можешь говорить?!» Некоторые взрослые люди, подобно Машеньке, представляют себе, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани, и т.д. На самом деле это не так.»

Значительная книги посвящена сенсорной речи, т.е. пониманию того, что говорят другие. Родителей гораздо сильнее заботит речь моторная, т.е. собственно произношение звуков. Но именно с понимания смысла слов начинается речь, и начинается задолго до того, как ребенок произнесет первое слово. И умение правильно произносить звуки-слова, еще не означает, что ребенок их понимает.

 

Отловленные интересные факты:

  • Восьмимесячный ребенок не умеет «понимать» отдельные слова, он может отреагировать на фразу, только если находится в привычной обстановке, если с ним говорит определенный человек и с определенной интонацией. К году ребенок начинает реагировать на сами слова.
  • Дети с трудом связывают слова с предметом, если только видят его. Для лучшего запоминания нужно дать ребенку потрогать показываемый предмет и поиграть с ним.
  • Для того, чтобы дети успешно могли превратить слово в понятие (т.е. не вот эта конкретная книга, а книги вообще), необходимо называть и показывать как можно большее число действий с данным предметом («открой книгу», «закрой книгу» и т.п.), а не просто называть ребенку предмет.
  • Гораздо полезнее не просто рассказывать ребенку сказки, петь песенки и читать книжки (хотя, разумеется, это тоже необходимо), но в первую очередь вовлекать ребенка в игры с предметами в качестве участника, показывая и комментируя все действия.

«Нередко в семье бывает так: с ребенком много разговаривают, поют ему песенки, а когда он подрастает - без конца читают ему книги. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи малыша. Между тем результаты часто оказываются далеко не блестящими.

 

Оля Р (2г4м) - единственный и долгожданный ребенок в семье. Днем она на попечении бабушки, которая то рассказывает сказки, то поет песенки, всячески развлекая девочку, а вечером мама и папа вырезают из бумаги кукол и устраивают перед ней инсценировки сказок. Оля сидит, вяло слушает и смотрит на все совершенно пассивно. Проверка показала, что девочка знает лишь названия отдельных предметов (около 15 слов вместо 400, которые ей полагалось знать в этом возрасте) и около 20 названий действий. Отсюда очевидно, что большая часть того, что бабушка и родители рассказывают Оле для нее остается просто шумом - она не усваивает и не понимает многих слышимых слов»

 

Но и когда ребенок научится говорить, и, казалось бы, понимать «все», работа над развитием понимания не заканчивается. Например, существует аж четыре степени обобщения, которыми могут обладать слова. И чем старше ребенок, тем бОльшую степень обобщения он может постичь. Четвертый и последний уровень доступен детям лишь на пятом году жизни. И «само собой» тут ничего не происходит. «Для того, чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними».

Так что не расслабляйтесь, родители говорящих детей. Говорить и понимать – разные вещи, и в книжке можно почерпнуть много полезного именно по проблемам понимания.

 

Речь с рождения?

«Не думайте, что обучение малыша речи началось только, когда он стал повторять за вами слова».

 

Заниматься с ребенком необходимо с самого его рождения. Говорить с ним, реагировать на его гуление, имитировать его, выражать мимикой свое одобрение и радость от звуков, произносимых ребенком. Впрочем, это ни для кого не секрет. Но кое-что многие упускают из вида.

«Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда ребенок не может слышать себя и взрослого. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, которые считают, что ребенка с раннего возраста нужно приучать к шуму, иначе, дескать, он избалуется… Кстати, когда взрослые сами занимаются или отдыхают, они обычно требуют тишины. Кроме того, незрелая система ребенка особенно чувствительна к вредному воздействию шума. Это совсем не баловство – это только забота о правильном развитии малыша.»

Еще один момент часто упускается из виду. При «разговоре» ребенок должен хорошо и близко видеть лицо взрослого. А зачастую мама занимается своим делом, параллельно что-то рассказывая и напевая ребенку. Между тем  «2-3 минуты, полностью уделенные малышу, принесут ему гораздо больше пользы, чем длинные разговоры, когда ребенок слышит взрослого, но не видит его лица».

В книжке можно посмотреть таблички примерных сроков развития голосовых реакций у младенцев, а также развития речи ребенка. Правда, таблицы эти в большой мере условны, и слепо верить тому, что каждый ребенок к двум годам, к примеру, должен говорить 300 слов и начинать употреблять падежи, наверное, не стоит. Но все же основную последовательность  стоит себе представлять, хотя бы для того, чтобы не ждать от ребенка слишком многого, что тоже зачастую случается :). И, несмотря на то, что дети индивидуальны и речь каждого развивается в своем темпе, на ее развитие влияют очень много факторов, так что если ребенок не укладывается в свои рамки, паниковать по этому поводу не стоит, но, возможно, стоит внимательно посмотреть, не тормозит ли что-нибудь начало детской болтливости. Кроме того, у ребенка могут быть какие-либо расстройства речи (этому посвящена отдельная глава книги), и в таком случае чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будет лечение. «Следует подчеркнуть еще один момент: при малейшей задержке в развитии речи необходимо обращаться к логопеду, а если имеются симптомы невротические (например, заикание), то и к невропатологу». Это вовсе не означает, что любая задержка речи является патологией, скорее всего ничего в этом страшного нет, но все же необходима консультация специалиста, чтобы не упустить возможные проблемы.

«Очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас приходится наблюдать, особенно в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желание предупреждаются, прежде чем он успеет выразить их словами. Только он потянется к яблоку – мама или бабушка сейчас же подают ему. Он берет маму и тянет в сторону двери: «Котя хочет гулять? Сейчас пойдем». В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами… В детских учреждениях также очень часто няня или воспитательница обращается к детям в такой форме, когда словесная реакция с их стороны не требуется.»

Очень забавный абзац:

«Когда вы разговариваете с малышом, не говорите зря. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что мама или бабушка непрерывно говорят с малышом, и, конечно, он устает от этого и уже не слушает. Речь взрослого становится в таком случае чем-то вроде звуков постоянно включенного радио – их уже не замечают.»

Напрашивающийся вывод: разговаривать с ребенком нужно, но главное не переусердствовать с этим, чтобы не расслаблялся, не болтайте зря :D, поменьше читайте книжек и произносите пустых звуков, больше показывайте, называйте и давайте потрогать.

 

А если ребенок не заговорил?

Все условия для речи созданы, с ребенком активно занимаются, а говорить он все-таки отказывается. В чем же причина?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он начинает артикулировать слоги. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком.

Но как выяснилось, это вовсе не так. Конечно, это необходимое условие для развития речи, но вовсе не самое главное.

Оказывается, определить, как у ребенка развита речь, можно не услышав от него ни одного слова. Достаточно лишь поглядеть, как он умеет шевелить пальцами. Если ребенку удаются изолированные движения пальцев (показать 1 пальчик, два, три), то он говорящий, если же пальцы напряженные или, наоборот, «ватные» и шевелиться по отдельности не могут, то ребенок не говорит.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

А это означает, что для развития речи необходимо развивать движения пальцев, причем начинать делать это необходимо уже с младенческого возраста.

 

А как развивать пальцы?

И в этом поможет уже вторая часть книги «Пальчиковый игротренинг» М.С.Рузиной. В ней приведены «народные» пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Дело в том, что «традиционные» игры на развитие мелкой моторики – шнуровки, мозаики, лепка и тому подобные, не обеспечивают полное и правильное этой моторики развитие. Во-первых, они тренируют только «главные» пальцы, а безымянный и мизинец почти не участвуют в играх. А во-вторых, эти игры используются для развития движений сжатия, и почти никогда – растяжения и расслабления, что приводит к перекосу в развитии пальцев и повышенному мышечному тонусу. Именно поэтому помимо обычных занятий на развитие моторики необходимы специальные упражнения на все виды движений всех пальцев рук. Такие игровые упражнения и приводятся в книжке. Предназначены они для детей всех возрастов, самым маленьким (лет до двух) подойдут лишь некоторые, в полном объеме заниматься по этой книжке имеет смысл с дошколятами.

Авторы приводят исследование эффективности занятий по этой методике с шестилетками (всего лишь 3 раза в неделю по 20минут!), результаты просто потрясающие.

Немного о грустном. В книжке приведены отличные упражнения и игры, но маленький формат книги, качество издания  и отсутствие красочных иллюстраций не позволяют использовать ее как непосредственное пособие для игры с ребенком. Игры эти нужно предварительно вызубрить или скопировать и распечатать на большом листе бумаги. Так что мне лично удобнее заниматься с ребенком по красочно оформленным книжкам, которые ребенок может сам взять с полки, полистать, порассматривать иллюстрации к каждому упражнению. А «пальчиковый игротренинг» с отличными играми лежит без особого применения. Занимаемся мы не сказать чтобы регулярно и часто, но тем не менее по ребенковым рисункам заметно, что развитие пальцев идет в нужном направлении :). Например, вот как продвигается у нас рисование человека:

 

Алиса, 2г 2мес

Алиса, 2г 6мес

Алиса, 2г 8мес

 

 

И надо сказать, что все рывки в речи и рисовании у нас четко связаны с освоением очередных ранее недоступных «комбинаций из трех пальцев» :D.

Вердикт: для интересующихся родителей книжка будет очень интересной и познавательной. И если вы (в отличие от меня) в состоянии прочитать заранее описание какой-нибудь пальчиковой игры, запомнить текст и движения, а потом воспроизвести все это ребенку, то вам будет полезна и вторая часть книжки. Если нет, то придется поискать что-нибудь более красочное и доступное :).

Метки:
Этот материал был полезен?